Переходный характер российской экономики. Особенности современной экономики России объясняются главным образом её переходным характером.
Переходная экономика — экономика стран, отказавшихся от государственно-плановой модели при переходе к рыночной экономике.
При такой экономике формируется рыночный конкурентный механизм распределения ресурсов и производства благ. Переходная экономика характеризует ныне страны Восточной Европы, бывшие республики СССР, Россию и Китай. Можно выделить следующие характерные черты подобной модели:
инициатором рыночных преобразований и смены политического строя в стране выступает само государство;
началом рыночных реформ является насыщение потребительского рынка, быстрый рост производства либо импорта продовольственных и прочих потребительских товаров;
своеобразная логика экономических реформ: в первую очередь рыночные отношения охватывают сферу потребительского производства и сбыта, начиная с сельского хозяйства; затем они распределяются в сферу производства средств производства;
широкомасштабная либерализация цен, которая ведёт к падению жизненного уровня населения;
проведение государством политики блокирования инфляции, значительного роста цен, поддержания национальной валюты;
активное формирование рыночной инфраструктуры, включая частное предпринимательство, с заимствованием зарубежного опыта.
Особенности российской экономики состоят прежде всего в том, что становление рыночных отношений осуществляется на стыке двух общественных формаций — социализма и капитализма, плановой и рыночной экономики. В результате наблюдается непоследовательность реформ и половинчатость принимаемых решений. Новое развивается в условиях сохранения старого. Рыночные преобразования серьёзно тормозятся. По сей день некоторые руководители предприятий пользуются старыми, административно- командными, методами управления, прикрываясь тезисом о преемственности управления.
Другой особенностью экономики России в современных условиях является значительное возрастание степени риска предпринимательской деятельности. Проблема рисков делает бизнес плохо предсказуемым. Ещё одной особенностью российской экономики можно считать высокий уровень экономической нестабильности и дефицит инвестиционных средств, неразвитость инвестиционной сферы.
Характерной чертой экономики России в последние годы является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции. С 2002 по 2004 г. он составлял 11 —12%, а в 2008 г. инфляция превысила 13%.
Парадоксально, но факт
Парадокс заключается в том, что основная опасность для экономического развития России связана не с продолжающимся (хотя и затухающим) спадом производства или депрессией, а с экономическим ростом. Мировой опыт показывает, что в переходной экономике экономический подъём после кризиса требует резкого увеличения импорта оборудования, что, в свою очередь, ведёт к росту дефицита торгового баланса и внешней задолженности.
В наследство от СССР нынешней России достались не только огромные внешние долги, но и мощная экономическая база, которая находилась в глубоком кризисе.
СССР за 75 лет вышел по объёму производства на 2—3 место в мире, хотя в расчёте ВВП на душу населения мы оказались лишь на 25—30 месте, уступая многим государствам «третьего мира». По сравнению же с развитыми странами наше отставание было просто катастрофическим. В 1990 г. ВВП на душу населения приходилось в СССР — 4,9 тыс. долл., в США — 18,3, в Канаде — 17,2, в Японии и Сингапуре — по 14,7. Этот показатель включает всю созданную гражданами страны промышленную, сельскохозяйственную и строительную продукцию, а также все виды услуг.
Низкая эффективность производства, низкая производительность труда вели к тому, что каждый новый процент экономического роста давался всё с большими затратами труда и ресурсов. Темпы экономического роста в СССР стали затухать.
По сравнению с бывшим СССР удельный вес России в производстве мирового продукта сократился с 8,31 до 5,2%, тогда как удельный вес США неуклонно повышался и составил 22,47%. Неуклонно сокращалось богатство России, по сравнению с 1990 г. оно снизилось с 17 до 5%, или более чем в 3 раза.
ВВП за период 1990-е гг. сократился в 2 раза. В том числе в промышленности на 54%, в сельском хозяйстве на 33%, в строительстве на 66% , на транспорте на 57%. При этом уровень производства в наукоёмких секторах экономики снизился в 6 раз. Такого спада никогда не было ни в одной стране мира. Даже во времена Великой депрессии в США он был меньше.
В результате появилась серьёзная недогрузка производственных мощностей. Как следствие — простаивала и квалифицированная рабочая сила. Она оказалась невостребованной, и сотни тысяч специалистов уходили с предприятий в малый бизнес, на заработки или уезжали за границу.
Численность работников сферы науки и научного обслуживания уменьшилась вдвое. Но одновременно вдвое возросла численность работников, занятых в финансовой сфере. Приток работников в сырьевых отраслях увеличился на 40% и т. д. Результатом глобального перераспределения трудового потенциала страны явилась безработица, которую составляли не какие-то маргиналы, а квалифицированные кадры специалистов.
За 10 лет реформ в России объём промышленного производства в стране сократился на 53%. Россия фактически потеряла эти 10 лет в области воспроизводства основных фондов. Такого за последние 200 лет не допускала ни одна страна, вступившая на путь индустриального развития.
Новая экономическая политика России. Ставший Президентом России в 2000 г. В.В. Путин взял курс на новую экономическую политику. Её цели — улучшение инвестиционного климата, модернизация промышленности, интеграция в мировое сообщество, уменьшение вмешательства государства в дела хозяйствующих субъектов.
В середине 2000 г. в России была принята новая стратегическая программа развития отечественной экономики до По состоянию на 10 декабря 2010 г. золотовалютные резервы России составляли 482,8 млрд долл.
2015 г. Считается, что это самый радикальный документ с характерными для экономического либерализма догматами: отход государства от прямого регулирования экономики, установление равных для всех правил игры, сокращение налогового бремени и социальных программ, бездефицитный бюджет и развитие рынка финансовых инструментов. С принятием этой программы макроэкономическая ситуация в стране стабилизировалась, назрела объективная необходимость в
переходе к устойчивому экономическому развитию. Такой переход предполагает реформу налоговой системы, изменение роли государства в экономике (её дерегулирование), создание механизмов стимулирования конкуренции и т. д.
Экономика страны за счёт высоких цен на энергоресурсы постепенно восстанавливается. Укрепилось и финансовое положение России: значительно уменьшился внешний долг, солидно выросли объёмы золотовалютных резервов, с помощью которых в основном удавалось сдерживать катастрофические последствия мирового финансового кризиса 2009 г.
Они складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствований, резервной позиции в МВФ и других резервных активов. Золотовалютные резервы резко выросли в 2000-е гг. благодаря высоким ценам на нефть.
Золотовалютные резервы — высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Центрального банка и Правительства РФ.
В результате объём золотовалютных запасов России может превысить объём совокупного внешнего долга. На сегодняшний день рубль обеспечен ими на 150%. Такого показателя надёжности нет ни у одной валюты мира.
Несомненной заслугой Президента В.В. Путина эксперты считают налоговую реформу, в результате которой был создан отвечающий современным требованиям предсказуемый налоговый режим, снижено налоговое бремя при одновременной отмене всех льгот. Был установлен подоходный налог со ставкой 13%, снижен налог на прибыль с 35% до 24% и НДС — с 20% до 18%, отменены оборотные налоги и налог с продаж. Более того, правительство поставило своей задачей и дальше снижать налоговую нагрузку на 1% ВВП ежегодно.
Опрос показал
Более половины россиян, а именно 51%, рассматривают состояние российской экономики как «посредственное», а 37% опрошенных поставили ему оценку «плохо». Чем старше респонденты, тем более пессимистичные оценки они дают. Об этом свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведённого в 2005 г. исследовательским холдингом ROMIR Monitoring.
Началась банковская реформа, которая ознаменовалась принятием в 2002 г. стратегии развития банковского сектора экономики. С этого года вновь создаваемые кредитные учреждения должны иметь уставной капитал не менее 5 млн евро, а с 2005 г. уровень достаточности капитала не должен быть ниже 10%. Иными словами, правительство взяло курс на укрупнение банковских учреждений. Как считают эксперты, в результате банковская система приобрела возможность реформироваться самостоятельно.
Продолжает совершенствоваться законодательная база экономики: приняты Трудовой и Земельный кодексы, закон об обороте сельскохозяйственных земель, решается вопрос об аренде земли под промышленными предприятиями. Начал действовать новый Таможенный кодекс, который создал более благоприятные условия для добросовестных экспортёров и импортёров, а также сократил сроки по «растаможиванию» грузов.
В 2000 г. в отечественной промышленности было 80% убыточных и 20% безубыточных предприятий. Первые, в том числе автомобильные гиганты, получали многомиллиардные дотации от государства, но возвращали копейки. Вторые не брали у государства ничего, но давали хозяевам многомиллиардную прибыль. Московское правительство обязывало городские организации покупать только машины ЗИЛа и «Москвича», даже давало на это деньги. Итог: в 1999 г.
Динамика объёма добычи нефти, включая газовый конденсат (декабрь 2006 г. — 100%)
оно признало, что оба предприятия убыточны. В январе 2009 г. в связи с наступившим экономическим кризисом доля убыточных предприятий по сравнению с 2008 г. возросла и составила около 39%.
Высокие темпы роста экономики и доходы от экспорта нефти позволили поддерживать устойчивые темпы роста доходов и расходов федерального и консолидированного бюджетов. В сентябре 2003 г. Россия вошла в первую десятку самых привлекательных для иностранных инвестиций стран. В рейтинге стран по объёму привлечённых инвестиций Россия в 2005 г. заняла шестое место, а в 2008 г. — пятое.
Динамика объёма добычи газа естественного (декабрь 2006 г. — 100%)
В 2005 г. Россия опередила других членов «большой восьмёрки» (США, Япония, Канада, Франция, Великобритания, Германия, Италия) как по росту ВВП и промышленному производству, так и по темпам инфляции. В 2005 г. рост ВВП в России достиг 7%, а промышленного производства — 4% по отношению к 2004 г. Результаты по инфляции оказались противоположными. Россия показала худший результат с ростом инфляции на 10,9%. В других странах «восьмёрки» она колеблется от 1,6 до 3,5%.
Реальный сектор экономики, в рамках которого занято большинство людей, в 2005 г. показывал неплохие результаты. Производительность труда возросла на 45% по сравнению с 1998 г. Объём производства обрабатывающей промышленности на 30% больше, чем в 2001 г. Реальные денежные доходы населения России в первом квартале 2008 г. выросли на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Однако во второй половине 2008 г. разразился мировой финансовый кризис и большинство социально-экономических показателей поползли вниз.
В стране сложилась экономическая модель, в основу которой положена добыча природных ресурсов крупными промышленными компаниями, появившимися в результате приватизации государственных предприятий. Так, например, добыча нефти в России даже в годы экономического кризиса (2008—2009 гг.) не только не упала, но даже немного выросла. Объёмы добычи газа упали, но с июня 2009 г. их уровень вновь стал приближаться к докризисному уровню (см. рис. на с. 107). Российский военно-промышленный комплекс также переживает расцвет, являясь основным поставщиком вооружения на рынки Китая, Индии и Юго-Восточной Азии.
Сегодня Россия является крупнейшим экспортёром топливно-энергетических ресурсов в мире. Приток нефтедолларов одновременно способствовал решению бюджетных проблем страны, таких, как досрочное погашение внешнего долга и его снижение до беспрецедентно низкого. Не менее важно, что темпы роста российской экономики превышали аналогичный показатель наиболее развитых стран, а также большинства посткоммунистических стран.
Кредитный рейтинг страны стал самым высоким за всю историю новой России. Ряд российских компаний вошёл в
число крупнейших европейских и мировых. Некоторые из них — впервые за последние 90 лет — начали мощную экспансию на мировые рынки, стали заметными участниками международных экономических отношений, серьёзными конкурентами зарубежных фирм.
Впервые за полвека Россия превратилась из импортёра зерна в его экспортёра. С 1999 по 2003 г. продажи наших продовольственных товаров на зарубежных рынках выросли в 3 раза.
Высокими темпами развивались информационные технологии. Число пользователей мобильных телефонов в России сегодня превысило количество абонентов обычных телефонов. Десятки миллионов человек пользуются Интернетом.
В период с 2000 по 2008 г. Россия жила с профицитом — бюджетом, доходы которого превышают расходы. Но в отличие от других стран, лишние деньги не шли в экономику или на дополнительные социальные программы. Профицит направлялся на выплату внешних долгов и формирование Стабилизационного фонда (Стабфонда), а потому именовался специалистами техническим. Дополнительные средства в государственном бюджете появились потому, что в бюджет закладывали цены на нефть в 18 долл., а с 2005 г. — 20 долл. за баррель. Все доходы государства, полученные в результате превышения этой цены, зачисляются в Стабилизационный фонд или идут на погашение долга. В 2009 г. доходы государства пришлось потратить на борьбу с финансовым кризисом.
Стабилизационный фонд — специальный фонд, образованный государством или в международном сообществе с целью оказывать финансовую помощь для стабилизации экономики государства.
Стабфонд — фактически единственная структура, позволяющая эффективно сокращать темпы роста инфляции и поддерживать экономику во времена глубокого кризиса. Пока наша экономика была стабильной (2001—2007 гг.), специалисты то и дело спорили: зачем хранить деньги Стабфонда в иностранной валюте, поддерживая тем самым
Запад? Не лучше ли его истратить на внутренние нужды уже сейчас? С другой стороны, не приведёт ли трата Стабфонда к инфляции?
На 1 марта 2007 г. Стабилизационный фонд России составил 2 трлн 708,85 млрд руб. И казалось: зачем хранить столько денег в запасе, если у страны так много нерешённых экономических и социальных проблем? Может быть, раздать их пенсионерам или сиротам? Но вот грянул мировой кризис конца 2008 г. Во всех, даже очень развитых, странах промышленность покатилась вниз, увеличилась безработица, разорились тысячи предприятий и мелких предпринимателей. По всему миру прокатилась волна протестных демонстраций. И России пришлось нелегко, но ей удалось смягчить последствия кризиса, не обвалить национальную валюту именно благодаря своим резервным запасам.
С января 2008 г. Стабфонд поделён на две части — Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Задача Резервного фонда - обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. Фонд национального благосостояния предназначен для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России и покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ.
Если верить статистике, то в первые четыре года правления В.В. Путина реальные доходы населения выросли
Продукты 25%
Товарь 31%
Прирост сбережений 17%
Налоги 9%
Услуги 18%
Основные статьи использования своих доходов гражданами России на 32%. Средний размер пенсий наконец-то сравнялся с прожиточным минимумом. Статистические данные показывают и снижение бедности: количество населения, имеющего доход ниже прожиточного минимума, сократилось с 33 до 29 млн человек.
По признанию специалистов, кризис не только губит, но и оздоравливает экономику: после него выживают наиболее приспособленные и умные. В планы правительства входит переориентация российской экономики с сырьевой на наукоёмкую. Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортёром интеллектуальных услуг. Россия может стать и одним из лидеров в нанотехнологиях. Нужно активнее создавать необходимую инфраструктуру: технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд.
Для того чтобы занять достойную и стабильную позицию на мировой арене, России необходимо развивать обрабатывающий сектор промышленности, а также реализовать научный потенциал, доставшийся ей в наследство от советского военно- промышленного комплекса. Для этого необходимы значительные иностранные инвестиции, приток которых возможен только за счёт улучшения налогового и инвестиционного климата в стране, а также более равномерное их распределение между отраслями экономики.
Основные термины и понятия
Переходная экономика, золотовалютные резервы, Стабилизационный фонд
Вопросы и задания
1. В чём отличие переходной экономики России от переходных экономик других стран?
2. Что привело российскую экономику к резкому спаду производства в начале 1990-х гг.?
3. Почему столь важно наличие в стране золотовалютных резервов и что они собой представляют?
4. Из чего складывается и какова функция Стабилизационного фонда?
Практикум
1. Продолжите перечисление характерных для переходной экономики черт (их должно быть 6):
1) инициатором рыночных преобразований в стране выступает само государство и смена политического строя;
2) началом рыночных реформ является насыщение потребительского рынка, быстрый рост производства либо импорта продовольственных и прочих потребительских товаров и насыщение ими рынка...
2. Напишите небольшое эссе на тему «Стоит ли России присоединяться к ВТО? ».
3. Проанализируйте последствия мирового финансового кризиса: сравните эти последствия для России, зарубежных развитых стран и стран «третьего мира». Дайте развёрнутый письменный ответ.