§ 23. Лидеры и элиты в политической жизни
Вспомните:
какую роль в развитии общества играют элиты? Как проявляется лидерство в малых группах? В каких формах осуществляется политическое участие?
Рассматривая исторический процесс, мы кратко охарактеризовали место в нем выдающихся личностей и групп, играющих ведущую роль в различных сферах жизни общества и называемых элитами. Обстоятельно рассмотрено лидерство в малых группах. Теперь нам предстоит проанализировать значение деятельности политических лидеров, политической элиты, а также «групп давления». Эти аспекты политической жизни изучаются политологией, политической психологией и политической социологией.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА
Слово «элита» французского происхождения и означает в буквальном переводе «лучший, отборный». В широком смысле употребляется, когда имеют в виду лучших представителей общества или какой-либо его части. В политическом языке используется понятие «политическая элита», обозначающее группу (или совокупность групп), выделяющуюся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующую в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее.
Один из создателей теории элит, итальянский ученый Г. Моска (1858—1941), утверждал, что на всех этапах истории власть всегда находится в руках меньшинства и никогда — в руках большинства. Она может переходить от одного меньшинства к другому меньшинству, но никогда к большинству. Общество, согласно этой теории, делится на правящий, относительно малочисленный класс и класс управляемых, составляющий большинство общества. Моска считал, что в элиту входят люди, способные к управлению другими людьми. Из остальной части общества ее выделяет сплоченность, организованность, материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. В развитии элит проявляются две тенденции. Первая — аристократическая — заключается в стремлении правящего класса стать наследственным. Вторая — демократическая — состоит в обновлении политической элиты за счет способных к управлению выходцев из низших слоев.
Другой итальянский ученый, В. Парето (1848—1923), писал, что, кроме правящей элиты, в обществе образуется оппозиционная элита, или контрэлита. В нее входят авторитетные, способные к управленческой деятельности люди, которым их социальный статус и существующие в обществе барьеры перекрыли доступ к сфере управления. Контрэлита стремится к власти, и когда наступает упадок правящего класса, происходит смена элит. История, согласно Парето,— это история постоянной «циркуляции элит», которая происходит в периоды революционных потрясений.
В XX в. теория элит получила дальнейшее развитие. Большинство ученых-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты — принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в политическую элиту входят главы государств и правительств, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В разных странах политическая элита может насчитывать от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.
В первой части курса мы упоминали о существовании, кроме политической, и иных элит, которые в различных условиях также могут влиять на политику государства. Кратко рассмотрим их состав и возможности влияния на политическую жизнь. Это, прежде всего, экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и т. п.). Соединение экономической и политической власти может привести к олигархическому правлению. В обстановке обострения международной напряженности возрастает влияние военной элиты (высшего генералитета, командующих военными округами и т. д.). А в случае военного переворота военная элита берет власть. В определенные периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многотиражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обозревателей). Возможности влиять на принятие политических решений имеет и административная (бюрократическая) элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определенных вопросов может повлиять и научная элита (ведущие ученые, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам. Заметим, что иногда научную и информационную элиты вместе с представителями высшего духовенства называют идеологической элитой.
Как формируется (рекрутируется) элита? Как происходит отбор людей, которые входят в нее? В политологии различаются закрытая и открытая системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведет к отрыву элиты от народа, превращению ее в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам, характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения в них выходцев из любых общественных слоев, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.
На начальном этапе разработки теории элит она противопоставлялась идеям демократии (либо власть меньшинства, либо власть большинства). Впоследствии предпринимались попытки их совместить. Эти попытки проявились в признании наличия множества элит, которые являются различными группами правящего класса; в положении о конкуренции элит, выбор из которых делает избиратель; в идее взаимного контроля, осуществляемого элитами: в указании на обновление состава элит через демократические выборы.
При существовании различных подходов политическая наука признает реальность и активную роль правящей элиты, влияющей на принятие властных решений. Ученые-политологи объясняют это:
• психологическим, социальным и интеллектуальным неравенством людей;
• политической пассивностью широких слоев населения;
• общественной значимостью профессионального управленческого труда;
• возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью.
Подчеркивая ценность профессиональных деловых качеств современной политической элиты, исследователи отмечают, что эти качества не обязательно сочетаются с другими достоинствами, в том числе и с моральными. Если для одних людей вхождение во власть связано со стремлением служить общему благу, то для других на первом плане нередко оказываются эгоистические мотивы.
Политическая элита России до революции 1917 г. представляла собой социально-управленческий слой, образованный высшим чиновничеством. После революции в СССР сложилась партийно-государственная бюрократия, которая обрела власть и привилегии. Выдвижение на руководящую работу осуществлялось партийными комитетами КПСС по спискам (номенклатуре) соответствующих должностей, поэтому советскую политическую элиту называют номенклатурой.
В результате коренных перемен 90-х гг. XX в. начала складываться новая политическая элита. Она значительно моложе прежней. Если ранее преобладали люди с техническим и партийно-политическим образованием, то новая элита пополнилась юристами, экономистами, специалистами с гуманитарным образованием. Наряду с большим количеством выходцев из различных социальных групп, новая элита вобрала в себя немало представителей прежней номенклатуры. После 2000 г. в составе политической элиты возросло количество людей, перешедших в нее из силовых структур (армии, ФСБ и других спецслужб). По-прежнему велика роль государственной бюрократии, сохраняющей номенклатурные связи. Исследователи отмечают рыхлость политической элиты, наличие в ней противоборствующих групп, отсутствие единства взглядов на пути развития страны, подверженность коррупции. Процесс формирования новой элиты во многом зависит от процессов изменений общества в целом.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Вы уже знаете, что такое лидерство в малой группе, члены которой, включая лидера, находятся в непосредственном контакте и лично знают друг друга. В любой малой группе, в любом коллективе есть люди, к которым прислушиваются, которых поддерживают все или многие. Лидер есть у каждой организации. Никакая деятельность, в которой участвует много людей, невозможна без организующего воздействия, без руководства.
Теперь нам предстоит рассмотреть лидерство в политической деятельности, имеющее свои особенности.
Изучая историю, вы узнали о тех деятелях, которых поддерживали и за которыми шли большие группы людей, а иногда целые народы.
Там, где есть ведущий, есть ведомые им, т. е. его последователи, которых лидер ведет за собой. Политика, напомним, — это особый вид деятельности, направленный на завоевание и использование государственной власти для защиты интересов больших социальных групп. (Вспомните, чем отличается политическая деятельность от других видов деятельности. Каковы субъекты политики?)
Лидер воздействует на поведение других людей. Но ведь все люди, взаимодействуя, оказывают в той или иной степени влияние друг на друга. Особенности политического лидерства заключаются в том, что это влияние, во-первых, постоянное; во- вторых, однонаправленное от лидера на объект; в-третьих, широкое, охватывающее все общество или большие группы людей; в-четвертых, опирающееся на авторитет лидера. Последнее отличие подводит нас к вопросу о соотношении понятий «политический лидер» и «политический руководитель».
В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем. Ведь политика осуществляется в масштабе всего общества и направлена на использование государственной власти. В отличие от лидерства в небольшой группе, современное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию. И в такой организации, включая государство, политический лидер занимает руководящую должность, выполняет управленческие функции. Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему социальному положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.
«Президент должен быть очень сильным человеком, который без колебаний использует всю предоставленную ему власть; но как раз поэтому я полагаю, что народ должен зорко следить за ним».
Т. Рузвельт (1858—1919), президент США Бывает, что авторитетный, признанный в обществе политик не занимает руководящей должности. Его положение называют неформальным лидерством. Возможности воздействия неформального лидера на большие группы людей ограниченны, поскольку он не обладает теми средствами управления деятельностью людей, которыми располагает должностное лицо.
Возможна и иная ситуация. Руководитель, имеющий формальное право принимать решения, не пользуется авторитетом, доверием, уважением. С этой точки зрения такой руководитель политическим лидером не является. Политический лидер — это тот политик, который имеет многочисленных сторонников, последователей, готовых поддержать его, идти за ним. Однако термин «политический лидер» нередко употребляется по отношению ко всем главам государств.
Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью. (Назовите в качестве примера известных вам политических лидеров прошлого и современности.)
РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
Политический лидер является ведущей политической фигурой — главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?
1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их и учитывает в своей деятельности. Важно также своевременно замечать изменения в политических настроениях масс и корректировать политику.
2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов различных групп и в соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, находит оптимальные политические решения.
3. Политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обеспечивая ее массовую поддержку. Политический лидер считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих действий, обеспечить понимание разработанной программы. Он принимает меры, направляющие активность масс на выполнение программных задач. При этом большое значение приобретает координация деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, различных групп последователей, налаживание взаимодействия между ними в процессе движения к намеченной цели.
4. Политический лидер заботится о единстве своей организации, о сплочении сторонников.
5. Призвание общенационального лидера — охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять усилия на интеграцию, противостоять центробежным тенденциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он должен регулировать отношения внутри общества, выполнять функцию арбитра в столкновении различных групп, организаций, звеньев государственной власти. Его задача — поддерживать законность и общественный порядок, защищать граждан от произвола и беззакония.
6. Политический лидер представляет интересы определенной общественной группы в отношениях с другими группами, ведет политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с партиями, организациями, движениями. Лидер страны выступает от имени государства внутри ее и представляет страну на международной арене.
Выполнять названные функции сможет не каждый политик. Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твердую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе и справедливости. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нетрадиционно смотреть на проблемы. Ему должна быть присуща способность видеть тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.
Лидеру также необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.
Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе людей, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.
Не каждый политический лидер обладает всеми названными качествами, но чем полнее они представлены у конкретного политического лидера, тем успешнее он играет свою роль. (Как вы думаете, кто из деятелей прошлого или современных политических лидеров наделен в наибольшей степени необходимыми качествами?)
Американский политолог М. Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического руководства. По ее мнению, эти факторы таковы:
1) основные политические убеждения лидера;
2) политический стиль лидера;
3) мотивы, которыми руководствуется лидер, стремясь добиться положения политического руководителя;
4) реакция лидера на давление и стресс;
5) обстоятельства, при которых лидер впервые оказался в положении политического руководителя;
6) предшествующий политический опыт лидера;
7) политический климат, в котором лидер начинал свою деятельность.
Изучение деятельности любого политического лидера с точки зрения названных факторов позволяет дать его относительно полную характеристику.
В общественном сознании складывается определенный образ того или иного политического лидера, называемый его имиджем (от англ. image — образ). Он может возникать стихийно, без специальных усилий деятеля или его сторонников. Однако нередко имидж создается целенаправленными усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, которые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те ее черты, которые могут быть восприняты негативно.
ТИПЫ ЛИДЕРСТВА
В политологии существуют различные подходы к определению типов лидерства.
Один из них основан на различии масштабов лидерства. Выделяют лидеров общенациональных (нации, всего народа); лидеров определенного класса или иной большой социальной группы; лидеров общественной организации или движения (прежде всего политической партии). Лидеры социальных групп или политических партий могут иметь влияние в масштабе всего государства (общенациональном) либо в отдельном регионе (в области, республике, земле, штате).
Другой подход основан на различиях стиля лидерства (вспомните рассмотренную в первой части курса характеристику трех стилей — авторитарного, демократического и либерального).
Широкое признание получила типология немецкого ученого М. Вебера (1864—1920). Он выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.
Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И к тому же этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.
Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определенных законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание лидера произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.
Третий тип — харизматическое лидерство. Слово «харизма» имеет греческое происхождение и в буквальном смысле означает «благодать, божественный дар». Харизматический лидер наделен экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен — революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности управлять, эффективно решать все проблемы.
Сравнение этих трех типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй — на разуме (поэтому его иногда называют рационально-легальным типом лидерства), а третий — на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.
ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ
Принятие политических властных решений связано не только с деятельностью политических лидеров, политических элит и политических партий, но и таких объединений, которые называют группами давления. Одни политологи считают это название синонимом «групп интересов», к которым относят организации самого разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т. п.). Другие характеризуют их как образования, созданные с целью оказания влияния на государственные органы власти в благоприятном для представляемых ими кругов направлении, как «некоторое число индивидов, пытающихся оказать давление на правительство для достижения своих целей». В отличие от политических партий, такие группы не стремятся к завоеванию политической власти, а пытаются влиять на власть для обеспечения своих специфических интересов. Так, например, принятие закона, ограничивающего на телевидении рекламу спиртных напитков, может нанести ущерб фирмам, их производящим. В этом случае фирмы ищут способы воздействия на парламент с целью предотвратить возможные потери. В подобных случаях осуществляется лоббирование особых интересов определенной общественной группы.
Понятие «лоббизм» первоначально означало «преддверие парламента», а лоббистами стали называть людей, оказывающих непосредственное влияние на парламентария. В дальнейшем этот термин используется для обозначения профессиональной деятельности, призванной обеспечить нужное политическое решение (в США, например, эта деятельность регулируется специальным законом).
«Потребитель — единственный человек в нашей экономике, у которого нет могущественных лоббистов в Вашингтоне».
Дж. Кеннеди (1917—1963), президент США
Лоббистская деятельность реализуется через различные комитеты, комиссии, бюро, создаваемые при законодательных и исполнительных органах, через воздействие на отдельных влиятельных политических деятелей. Устанавливаются контакты с ведущими политиками, их информирование и консультирование, выступления на парламентских слушаниях. Но в такой деятельности есть и оборотная сторона: угрозы, шантаж, коррупция.
В реальной политической жизни возникает сложный механизм взаимодействий политических лидеров, политической элиты, парламентариев, правительственных чиновников, политических партий и других общественных организаций, групп давления, влияющих на принятие политических решений.