§ 29. Духовный мир личности
Вспомните:
что такое духовная культура? В чем заключается сущность нравственных ориентиров человека, какова их роль в его жизни?
В предыдущем параграфе речь по преимуществу шла о духовной жизни общества. Теперь же сосредоточим внимание главным образом на духовной жизни индивида.
О ДУХОВНОМ МИРЕ И ДУХОВНОСТИ
Что такое духовный мир человека? В данном случае это словосочетание обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.
Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества.
Русский философ Г. П. Федотов писал, что дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура — венец и цель мироздания. «Человек становится вполне человеком в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах, находят свое выражение его самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством — духовностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей деятельности. Поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
Итак, духовность, согласно современным философским взглядам, — это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
На высшем уровне развития человека мотивами, смыслами его жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследование духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.
Понятие патриотизм обозначает ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность к любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, культуре, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны (вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.), а также при решении сложнейших и животрепещущих для Родины проблем (освоение Арктики, космические исследования, создание новых технологий и т. п.).
О сущности патриотизма, его значении в духовном мире россиянина говорят два свидетельства: солдата и ученого.
Курсант военно-инженерного училища Михаил Куряков во время боев осенью 1941 г. оказался в библиотеке одного из монастырей. Вот что записал солдат в своем фронтовом дневнике: «Рыться в книгах — мое любимое занятие. И гадать по книге, по случайно открытой странице. Попалось под руку «Слово о полку Игореве». Выпало: «О, стонати Русской Земли! Истекает кровью народ русский, стонет Русская Земля». Я не политик, и Россия для меня всегда есть Россия, независимо от того, какое в ней правительство. Как бы то ни было, но мы сейчас должны не жалеть своих сил, перевязать раны народа, облегчать его страдания».
Великий ученый, лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов во вступительной лекции к курсу физиологии (1923 г.) поведал студентам: «Вся моя деятельность — хотя бы по сути своей интернациональная, связана с достоинством и интересами Родины». «...Я, — говорил ученый, — был, есть и останусь русским человеком, сыном Родины, ее жизнью прежде всего интересуюсь, ее интересами живу, ее достоинством укрепляю свое достоинство».
Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает объективную оценку успехов и трудностей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.
«Патриотизм — это цельное, настоящее чувство любви к своей родине, готовность жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым, не поддержкою несправедливых притязаний, а откровенным в оценке ее пороков, грехов и в раскаянии за них».
А. И. Солженицын — русский писатель, публицист, лауреат Нобелевской премии
С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — ЯДРО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ
В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, которые, как правило, выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры. Нравственные были рассмотрены выше. Ниже речь пойдет о мировоззренческих.
В кратком, наиболее распространенном понимании мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Более развернутое определение характеризует мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к ок ружающему миру, его месту в нем и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов поведения личности.
Иногда в литературе встречаются термины, близкие термину «мировоззрение», — «миропонимание», «миросозерцание». Они означают, с одной стороны, мир, который окружает человека, а с другой — то, что связано с деятельностью человека: его ощущения, созерцание, понимание, воззрения, взгляд на мир.
Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру: боится, страшится ли человек этого мира или он живет в ладу, в гармонии с ним? Удовлетворен ли человек окружающим миром или стремится изменить его?
Таким образом, мировоззрение —это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
От чего зависит то или иное мировоззрение? Прежде всего отметим, что оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои проблемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценности.
Классификация типов мировоззрения может быть различной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к выработке мировоззренческих установок. Одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие — человеку (антропоцентризм), либо обществу (социоцентризм), либо знаниям, науке (знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на прогрессивное и реакционное.
Но более всего распространена следующая классификация типов мировоззрения.
Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо человек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опирается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость.
Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина мира, учение о предназначении человека, нравственные заповеди, направленные на воспитание у него определенного образа жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.
Слабая сторона религиозного мировоззрения — проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных условиях, представляет фундаментализм — религиозный экстремизм, фанатизм. Об опасности фанатизма, «перенесения религиозной веры на другие сферы», предупреждали русские религиозные мыслители. Н. А. Бердяев писал: «Фанатика порабощает идея, в которую он верит, она суживает его сознание, вытесняет очень важные человеческие состояния; он перестает внутренне владеть собой». Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание c достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Правда, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки.
Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.
Но научное мировоззрение также имеет достоинства и не- достатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заняло в науке подобающего ему места. Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады — задача неисчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение.
Поворот науки к проблеме человека может стать решающим облагораживающим фактором для всех типов мировоззрения, главной общей чертой которых станет гуманистическая направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы. Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориентаций, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защищает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловеческих, входят и ценности общенациональные (применительно к нашей стране — общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие образования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, неприкосновенность жилища и т. д.
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?
Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую сердцевину позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонарю, который освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт (1596—1650) говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.
В научных трудах отмечается, что через всю историю философии проходит мысль о трех основных аспектах духовной жизни человека. Немецкий философ JI. Фейербах назвал их сердцем, разумом и волей. В мировоззрении личности ценности выражают «линию сердца», знания — «линию разума». Но только воля делает мировоззрение реальным, связывает его с жизнью, переводит в план поведения. Такой перевод осуществляется посредством установки — состояния готовности к определенного типа деятельности, к поступку. Современный русский ученый В. Н. Сагатовский, обращаясь к студентам, пишет: «Ценности определяют твой выбор, знание обосновывает его. Но готов ли ты на деле следовать выбору, сделанному в душе? Если не готов, то мировоззрение твое — в лучшем случае умственная игра или приятные мечтания, а в худшем — мимикрия, годная для сдачи экзамена или официального выступления, но не для жизни в целом».
В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосредственно влияет на поведение в реальных жизненных ситуациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность — качество развитой личности. Как писал Булат Окуджава, «...чувство ответственности не присуще унылой посредственности».
МЕНТАЛИТЕТ ЧЕЛОВЕКА
Рассказ о духовном мире был бы неполным без рассмотрения проблемы менталитета.
Что такое менталитет человека? Понятие это относительно новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его определение. Происходит оно от французского слова, соответствующего русским словам «склад ума», «умонастроение». Специалисты говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется достаточно широко. Так, например, говорят о менталитете конкретного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто совокупность знаний, которыми он обладает. Не только его природный или выработанный в процессе образования и самовоспитания интеллект. Не само мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего мира и осознание человекам своего места в этом мире. Менталитет — это специфический психологический склад, возникший на базе культуры, общественного и личного опыта, который проецируется на практическую деятельность. Иными словами, это увязывание различных мыслей и ценностей в сознании индивида, своего рода итоговый сплав, который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам.
Считается, что в силу индивидуального процесса формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет — явление в основном личностное, хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например о менталитете ученых, военных, бизнесменов, юристов. У всех представителей данного социального или профессионального слоя в силу их практической деятельности, социального статуса, некоторой общности жизненного пути имеется немало общего в складе ума, в умонастроении, иными словами — в их менталитете.
Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко употребляется термин «русская душа», при этом имеется в виду целый ряд психических качеств — открытость для общения, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т. д.). Разумеется, далеко не каждый представитель русского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты являются типичными для русского народа. Современная этнология стремится найти психологические черты, черты менталитета разных этнических общностей.
Основные понятия обществознания : духовность, патриотизм, гражданственность, мировоззрение, менталитет.
1) Что такое духовная жизнь общества? 2) В чем состоит сущность внутреннего (духовного) мира человека? 3) Каковы сущность и значение патриотизма и гражданственности, что в них общего? 4) В чем заключается сущность мировоззрения, что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение», в чем их различие? 5) Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них? 6) В чем состоит роль мировоззрения в деятельности человека? Как воля способствует практической реализации мировоззренческих взглядов? 7) Что такое менталитет, в чем заключается его влияние на деятельность человека, социума?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. В чем, на ваш взгляд, состоит взаимодействие между духовной жизнью общества и внутренним миром индивида?
2. Привлекая знания по предметам гуманитарного и естественно-научного цикла, опираясь на личный опыт, охарактеризуйте сущность патриотизма, его роль в жизни и деятельности людей, в отношениях между народами.
3. Охарактеризуйте теоретические и практические связи гражданственности с правовым государством и гражданским обществом.
4. Сопоставьте изложенный в учебнике материал о сущности мировоззрения и сущности менталитета, их влиянии на жизнь людей. Есть ли общее в мировоззрении и в менталитете? Если да, то в чем оно заключается?
Поработайте с источником
Прочтите фрагмент из труда немецко-французского мыслителя
А. Швейцера (1875—1965).
...Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования.
Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы быть культуротворческим мировоззрением?
Первое и наиболее общее требование сводится к тому, что мировоззрение должно быть мыслящим.
Только то, что рождено мышлением и обращено к мышлению, может стать духовной силой для всего человечества. Только то, что преломляется в мышлении множества людей и при этом воспринимается как истина, обладает естественно передаваемой и неиссякаемой силой убеждения. Только при условии постоянного апеллирования к мыслящему мировоззрению могут пробудиться все духовные способности человека...
Каким, однако, должно быть мыслящее мировоззрение, чтобы идеи культуры и зиждущиеся на них убеждения могли найти в нем свое обоснование?
Оптимистическим и этичным.
Оптимистично то мировоззрение, которое бытие ставит выше небытия и тем самым утверждает мир и жизнь как нечто ценное само по себе. Такое отношение к миру и жизни порождает стремление относиться к бытию с максимальной бережностью, на какую мы только способны. Упомянутое стремление, в свою очередь, стимулирует деятельность, направленную на улучшение условий жизни индивида, общества, народов и человечества, — такую деятельность, результатом которой являются внешние достижения культуры, господство духа над силами природы и более высокая социальная организация общества.
Этика — область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности. Сама по себе она не зависит от того, пессимистично ли мировоззрение. Но в зависимости от этого сужается или расширяется сфера ее влияния...
По мере переориентации этики на миро- и жизнеутверждающее мировоззрение сфера ее влияния расширяется. Ее целью теперь становится не только внутреннее совершенствование индивида, но и воздействие последнего на других людей и весь мир...
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. — С. 75—76.
Вопросы и задания к источнику
1) Как вы понимаете выражение «
высшее чувство ориентирования»? 2) Автор называет жизнь общества, человека без мировоззрения «патологическим нарушением высшего чувства ориентирования». Как вы понимаете эти слова? 3) Что такое мыслящее мировоззрение, почему именно оно может стать духовной силой для всего человечества? 4)
Что такое оптимистическое мировоззрение? 5) В чем состоит роль этики в формировании и действенности мировоззрения? 6) Разделяете ли вы мнение о том, что мировоззрение должно быть оптимистическим и нравственно направленным?