§ 1. Человек — личность
вспомним
Что происходило с детьми, которых воспитывали животные? Какие свойства человека относят к биологическим?
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала, стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала, опираясь на руки. Не пила, а лакала, рычала, когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более десяти лет, но её развитие оставалось на уровне ребёнка четырёх лет.
Выскажите своё мнение, почему так произошло. Что нужно ребёнку для того, чтобы он развивался, как человек? Сверьте свои высказывания с текстом.
Что такое личность
Человек — существо социальное (общественное). Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение — всё, что окружает ребёнка, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.
Древнегреческий философ JI. Сенека сказал как-то: «Не может быть душа одного цвета, а ум — другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным...» Этими словами учёного можно охарактеризовать личность.
Что же такое личность? Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. Психологи называют личность вершиной всех качеств человека потому, что только личность обладает сознанием.
А что такое сознание? Ответить на этот вопрос тебе поможет анализ этого слова. Человек со знанием относится к миру, не только знает, но и умеет применять приобретённые знания, добывать новые знания. Другими словами, сознание — это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание даёт возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.
Сознание свойственно только человеку, поэтому и личностью становится только человек.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Оказывается, это связано с пониманием человеком самого себя, с отделением своего «я» от других людей. Тебе, конечно, приходилось наблюдать маленьких детей. Они говорят про себя «Петя», «мальчик», но не пользуются местоимением «я»: «Петя хочет пить», «Петя — мальчик». Но вот наступает время, когда ребёнок начинает отделять себя от окружающих, сравнивает себя со сверстниками, проявляет свою индивидуальность. Психологи считают это признаком развивающейся личности.
Значит, получается, что нельзя сказать про какого-нибудь человека: «Ты не личность»? Строго говоря, нельзя, потому что любой человек — личность, только её развитие иногда не соответствует требованиям, которые предъявляются к этому человеку. Бывает неразвитая личность, личность, которая не соответствует возможностям человека, преступная личность и т. п.
Как определить, заслуживает ли уважения данная личность? Для этого нужно выяснить следующее: как этот человек трудится (учится, работает, играет); как относится к окружающему миру (природе, другим людям, обществу); как оценивает самого себя (знает свои достоинства, понимает свои недостатки, занимается самовоспитанием).
Другое качество личности — способность к различной деятельности. Уже маленький ребёнок играет, рисует, танцует, т. е. занимается деятельностью. Главная деятельность школьника — учение. Основная деятельность взрослого — труд. Трудовая деятельность людей может быть самой разнообразной: одни занимаются умственным трудом, другие — физическим, а нередко — и тем и другим.
Чтобы деятельность протекала успешно, человек приобретает необходимые знания и умения. Например, для отличной учёбы ты должен уметь организовывать свой учебный труд: хорошо понимать, какой результат нужно получить, как решить поставленную задачу, какие трудности могут возникнуть и как их преодолеть.
Для успешной деятельности в школе важны и такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость. Ученик должен критически относиться к своим успехам и уметь преодолевать трудности.
Оцени, какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у тебя. Над чем тебе ещё нужно работать?
Проведи опрос среди своих друзей на тему «Какие качества личности особенно привлекательны для тебя». Сопоставь их ответы со своими, насколько они близки.
3. Е. Серебрякова (1884—1967). За туалетом. Автопортрет 1909 г. ГТГ
Составь словесные портреты девушек. Можно ли по их внешнему виду представить черты их характера, особенности поведения? Используй для описания слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.
Индивидуальность — плохо или хорошо?
Ты уже знаешь, что все люди имеют общие черты. У них определённое строение организма, они умеют мыслить, говорить и многое другое. Но вместе с тем все люди разные. Каждый имеет только ему присущие черты, особенности, он индивидуален. Один голубоглазый и кудрявый, пишет стихи и любит слушать задушевную музыку; другой непоседлив, активен, предпочитает шумные игры, спорт; третий стеснителен, любит одиночество, хорошо рисует.
Индивидуальность определяет и способности человека к деятельности, её успешность. Например, у художника хорошо развито образное видение объекта окружающего мира, умение представить его графически, живописно. Конструкторская деятельность требует развития других способностей — умения логически мыслить, построить схему, смоделировать воображаемый объект. У одарённых, гениальных людей индивидуальность приобрела особые формы. Например, преподаватель словесности Царскосельского лицея, где учился А. С. Пушкин, предлагал своим ученикам различные творческие задания (скажем, описать розу), но только будущий великий поэт делал это блистательно. Таковы были его способности к поэтическому творчеству, такова была индивидуальность Пушкина.
Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное.
Каждый человек — индивидуальность, т. е. обладает неповторимостью, уникальностью. Проще всего замечаются индивидуальные черты внешнего облика человека: цвет глаз и волос, походка, рост и телосложение. Всё это индивид получает по наследству. Другие черты индивидуальности, которые человек приобретает в процессе жизни, часто зависят от социальных условий: семьи, общения, друзей, влияют на деятельность человека, его поведение и развивают в нём как положительные индивидуальные качества, так и отрицательные.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Давным-давно жил в городе Эфесе юноша-грек по имени Герострат. И очень он хотел прославиться. Но хорошими делами добиться славы он не мог и поэтому захотел совершить такой дурной поступок, чтобы хоть так его запомнили люди. Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской — одно из семи чудес света. Храм сгорел, исчезло навсегда чудесное творение рук человеческих. Так он обессмертил своё имя, но какой ценой?
Геростратом теперь называют человека, который добивается славы безнравственным путём.
Люди, похожие на Герострата, смотрят на других свысока, не признают их достоинств, любят только себя, совершают поступки, которые выгодны только им самим.
Вот что думает о себе и о других современный Герострат — герой произведения французского писателя Жана Поля Сартра: «На людей надо смотреть с высоты. Я выключаю свет и становлюсь у окна: они даже не подозревают, что их можно разглядывать сверху; они заботятся об анфасе, иногда о спине, но все их уловки рассчитаны на наблюдателя в метр семьдесят ростом... Я наклоняюсь, и меня разбирает смех: где же она, эта знаменитая «прямая походка», которой они так гордятся? Они раздавлены на тротуаре, и две длинные полуползущие конечности выступают из-за плеч.
Следует поддерживать нравственное превосходство... иначе в чём же, собственно, заключается моё превосходство над людьми?»
Подумай, всегда ли выражение «смотреть свысока» означает взгляд с верхнего этажа.
Хотелось бы тебе общаться с человеком, который смотрит на тебя свысока, смеётся над тобой и только и ждёт, чтобы с тобой случились какие-нибудь неприятности?
Желание человека иметь превосходство над другими людьми показывает не его способности, а несправедливое отношение к окружающим. Такой человек напоминает петуха, который воображает, что солнце встаёт утром по его команде — петушиному крику.
Сильная личность — какая она?
Если ты спросишь у своих родителей, кто такой Валерий Бру- мель, то услышишь в ответ, что это известный спортсмен, он прыгал выше всех в мире. Когда выступал В. Брумель, все ожидали нового рекорда. Он стал чемпионом Европы, мира, олимпийским чемпионом, но случилась беда — спортсмен попал в аварию, в результате которой повредил ногу. Она срослась неправильно и стала короче другой. Все думали, что спортивная карьера Брумеля закончилась, но Валерий думал иначе. Начались мучительные операции, многочасовые тяжёлые тренировки. Воля, сила духа, настойчивость спортсмена сделали своё дело: Валерий Брумель сумел вновь достичь высоких результатов в спорте. Он — сильная личность.
А теперь история твоего сверстника — обыкновенного мальчика Миши из города Тулы. Когда Миша был дошкольником, его укусила собака. С тех пор мальчик стал бояться собак: избегал мест, где мог их встретить, не подходил даже к знакомым собакам. Одноклассники смеялись над ним, обзывали трусом. Тогда Миша решил избавиться от страха. Он попросил родителей купить ему щенка, кормил его, гулял с ним, занимался на собачьей площадке и постепенно преодолел свой страх.
Жил, на свете кловек
Великий композитор Людвиг ван Бетховен (1770—1827) начал терять слух, когда ему было 28 лет. Прогрессирующая глухота не стала препятствием для творчества: его музыка волновала, покоряла, заставляла страдать, плакать, радоваться. Он следовал словам, которые высказал сам: «Музыка должна высекать огонь из человеческих сердец». К концу жизни Бетховен не только был совершенно глухим, но и почти ослеп.
Однако он продолжал сочинять. Самые романтические свои произведения он создал в последние годы жизни.
Людвиг ван Бетховен был человеком сильной воли, настойчивым и целеустремлённым. Это помогло ему, несмотря на болезнь, развить свой талант и стать гениальным композитором.
Сильные личности обладают ещё одним качеством: они умеют отказываться от личных благ и интересов, когда нужно помочь другим, защитить Отечество, отстоять независимость и свободу родной страны.
В Раскрой, в чём проявилась сила личности Бетховена. Знакомы ли тебе его произведения? Если да, назови их. Есть ли среди них любимое?
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное существо.
2. Какие качества характеризуют личность?
3. Подумай, есть ли в тебе черты сильной личности и над чем тебе предстоит работать, что ты должен воспитать в себе.
4. О каких качествах человека говорят эти поговорки и пословицы: «Сто раз отмерь — один раз отрежь», «Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда», «Без терпения нет учения», «Не сиди на печи, будешь есть калачи»?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Прочитай высказывания. Выбери качества личности, которые тебе хотедось бы развить. Какие положительные качества ты можешь ещё назвать, а какие вызывают у тебя отрицательные чувства?
«О мужественное сердце разбиваются все невзгоды» (М. Сервантес, испанский писатель).
«Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (JI. Н. Толстой, русский писатель).
«Величайшее счастье не считать себя особенным, а быть как все люди» (М. М. Пришвин, русский писатель). «Справедливость есть высшая из всех добродетелей» (Цицерон, политический деятель Древнего Рима).
«Ближе всего к великому стоит честность» (В. Гюго, французский писатель).
«Высший суд — суд совести» (В. Гюго).
«Праздность — корень всему злу» (А. В. Суворов, русский полководец).
«Любовь никогда не требует, она всегда даёт. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя» (М. Ганди, философ и общественный деятель Индии).
«Личный эгоизм — родной отец подлости» (М. Горький, русский писатель).
«Малодушие возбуждает в нас одно только презрение» (Ф. Шиллер, немецкий драматург).
2. Выскажи своё мнение: кого можно назвать сильной личностью? Составь словесный портрет сильного человека. Используй данные высказывания.
а) Все одноклассники считают Петра сильной личностью. Он много времени отдаёт занятиям спортом, у него сильные мускулы, он ловок, быстр и лучше всех выполняет задания на уроках физкультуры.
б) Оксана уверена, что нужно знать себе цену, только тогда можно называться сильной личностью. «Я никогда не уступлю никому, не покажу свою слабость и не признаю вины. Это удел слабых и нерешительных личностей. Я всегда докажу свою правоту, даже если при этом придётся прихвастнуть или наврать».
в) Никто в классе не знает, что у Валентина очень больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его плечах вся домашняя работа: он готовит еду, убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему приходится очень поздно ложиться спать и рано вставать, но никто никогда не слышал от него жалоб.
г) Родителей не было дома, когда маленькая сестрёнка Олега уронила со стола настольную лампу и разбила её. Когда родители вернулись, Олег сказал: «Это я разбил лампу. Наташка тут ни при чём».
3. Алексей считает, что «слабакам» не место в жизни. Он старается доказать одноклассникам, что сильная личность никого не боится и добивается всего, чего хочет. На глазах у всех Алексей пристаёт к девочкам: дёргает их за косички, прячет портфели, разрисовывает тетрадки. А с малышами он и вовсе «смелый»: может отобрать завтрак или заставить завязывать шнурки на своих ботинках. Но почему-то взрослые называют его невоспитанным и некультурным человеком. А каково твоё мнение в связи с этим? Поясни его.
|