§ 7. Человек в группе. Учимся совместно всей группой делать полезные дела
Что ты знаешь из курса истории о том, почему люди в древности не могли жить в одиночку? В какие группы они объединялись?
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Зачем люди объединяются в группы? Что даёт человеку группа? Можно ли входить в разные группы одновременно?
Какие бывают группы
С момента рождения человек является членом той или иной группы. Рассмотрим вместе, в какие, например, группы входишь ты. Прежде всего ты член семьи. А семья — это особая группа. В связи с тем что она немногочисленна по своему составу, её относят к малым группам.
Городские и сельские жители — это тоже группы. Ты, как житель города или села, принадлежишь к одной из них. Конечно, они отличаются от такой группы, как семья. Укажи, в чём состоят эти отличия.
Ты учишься в 6 классе. Школьный класс — это тоже группа. Все ученики твоего класса знают друг друга, у вас есть взаимные обязанности и права, вас объединяет учёба в школе.
А ещё, возможно, ты посещаешь спортивную секцию, или театральный коллектив, или хоровой кружок. Различные кружки и клубы (например, клуб филателистов, туристов, любителей поэзии, спорта, театра или музыки) — это тоже группы.
Групп, объединяющих людей, множество. У каждой есть общее дело и общая цель. Подумай и скажи, какое общее дело, например, у школьного класса; у театрального кружка; у баскетбольной команды.
Твои родители, получив профессию, стали членами профессиональных групп, например рабочих, фермеров, инженеров, врачей, шахтёров и др.
Народ — это тоже особая группа людей. Каждый народ отличается от других народов своими традициями, песнями, сказками, легендами.
Среди групп можно выделить те, которые выбираешь ты, и те, в которых ты оказываешься не по своему выбору. В этом случае группа как бы сама тебя выбирает. Группой, которая сама тебя выбрала, является, например, школьный класс (тебя привели и записали в школу родители) или твоя семья (родившись, ты уже оказался членом группы людей под названием «семья»).
Группы, которые мы выбираем
Группа, которую ты выбираешь, начинается с какого-то интереса. А ведь интересов множество! Многие группы сознательно создаются теми, кто хочет собрать вместе людей со сходными интересами. Таким организатором можешь стать и ты.
Есть, например, группы, в которые ребята объединяются, чтобы просто встречаться и разговаривать, делиться тем, что их волнует. В такой группе можно, например, обсудить, какие джинсы или кроссовки сейчас самые модные.
А есть другие группы, где ребята объединены общими интересными и полезными делами. Например, ходят в походы, где отдыхают и учатся понимать и любить природу, познают историю родного края, или по просьбе воспитателя детского сада по очереди играют с малышами, или помогают пожилым одиноким людям по дому и в садово-огородных делах. А ещё готовят подарки и поздравляют в праздники ветеранов войны и труда. Представь, как приятно сознавать, что о тебе помнят, думают, стараются тебя порадовать. Участие в таких группах развивает отзывчивость, милосердие, сопереживание, умение дарить радость.
Ребята, у которых не было опыта жизни в такой группе, нередко считают: «Хорошо то, что хорошо для меня. Любым путём, любым способом». Подумай, правы ли они.
Каждый человек при желании может найти или создать такую группу, в которой ему будет комфортно, где его будут ценить независимо от того, отличник он или нет, умеет красиво говорить или больше молчит, решителен или не очень. Это может быть группа твоих сверстников или группа, объединяющая людей разного возраста. Главное — это то, чтобы были интересы, объединяющие всех, общая цель и доброе отношение друг к другу. Если человек ощущает внимание, сопереживание, чувство локтя, защищённость и поддержку, то и настроение у него хорошее, и дела идут на лад. Именно в такой группе ты чувствуешь, что тот, кто с тобой рядом, — твой товарищ, а не соперник. Он не обидит, не прогонит, не обманет. Ты можешь на него положиться. А ещё ты можешь многому научиться у ребят своей группы и научить их тому, что знаешь и умеешь сам.
Подумай, чему тебя научили ребята в классе или другой группе и чему ты можешь их научить сам.
Кто может быть лидером
В разных группах у человека может быть разное положение. Например, в спортивной команде ты можешь быть капитаном, т. е. лидером, брать на себя руководство группой. А в твоём классе лидером можешь быть не ты, а кто-то другой. В хоре или театральном коллективе в одних выступлениях ты можешь быть солистом и играть главную роль, в других нет. А в туристическом объединении ты можешь быть и ответственным за палатку, и дежурным у костра, и главным поваром, и санитаром, и походным мастером, и штурманом группы, и фотографом и т. д. Человек в группе — а в разных группах тем более! — может играть разные роли. И вот что интересно: каждая роль даёт человеку возможность показать себя с какой-то особой стороны.
В одном классе был незаметный, тихий паренёк. Ничем не выделялся. Учился на троечки. И все удивились, когда он записался в туристический клуб. Но ещё больше удивились ребята в походе: этот паренёк первым перебрался через большой овраг и помог перебраться всем остальным, а на привале оказался первоклассным костровым и поваром. Когда возвращались из похода, он шёл первым и вёл за собой всех ребят. С этого дня в каждом походе он был настоящим лидером группы.
В другом классе был парень, который отличался своей силой. Он часто обижал тех, кто был слабее, заставлял их делать то, что ему хотелось.
И ещё пример. Один ученик стремился любой ценой по всем предметам получать только отличные отметки. Он не тратил времени на помощь по дому, общественные поручения, помощь заболевшему товарищу.
Выскажи своё мнение, являются ли лидерами парни, упомянутые в двух последних примерах. Почему ты так считаешь?
Истинного лидера выдвигает группа ребят — класс, секция, кружок. Он увлекает ребят за собой, готов разделить с ними собственные успехи и достижения. И никогда настоящий лидер не станет противопоставлять себя окружающим во имя личного честолюбия.
Что можно, чего нельзя и что за это бывает
В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила. Они отличают данную группу от других. У членов группы может быть особая манера одеваться, делать причёски определённого вида, носить условные знаки принадлежности к группе (значки, галстуки, эмблемы и пр.).
Члены группы могут особым образом приветствовать друг друга при встрече. Группа может предъявлять ко всем, кто в неё входит, определённые требования.
Требования группы выражаются в её законах, правилах, ритуалах. Ты можешь войти в группу, где уже существуют свои правила, и их надо выполнять даже в том случае, если они не совсем тебе по душе. А ещё ты можешь попасть в такую группу, где все, кто в неё входит, участвуют в разработке общих правил. Ребята одного класса, например, договорились сочинить
правила для своих общих сборов. А чтобы эти правила не были скучными, попробовали их написать в стихах. Вот что у них получилось:
Мы на сборе не молчим,
Не шумим и не кричим,
Слушаем друг друга,
Говорим по кругу,
Коллективно обсуждаем И решенья принимаем.
НА у учеников твоего класса есть общие правила? Если есть, в чём они заключаются?
Те ребята, которым приходилось в своей жизни переходить из одной школы в другую, на собственном опыте знают, насколько бывает тяжело привыкать к новому классу, новой группе.
Почему так происходит? Отвечая на вопрос, прежде всего вспомним об этих правилах. В старом и новом классах они могут быть разные. Например, в прежней школе было принято активно вступать в беседу на уроке, а в новой требуется сидеть и слушать учителя. Но новенький пока не знает, что от него тоже этого ждут, и по привычке вступает в рассуждения и высказывает своё мнение. Как это воспримет новый класс?
Правила, по которым живёт группа, называют словом «нор- мы».
Если бы не было групповых норм, трудно было бы добиваться дели, стало бы невыполнимым дело, за которое группа берётся. Тот, кто не выполняет групповые нормы, кто не дорожит мнением окружающих, кто ставит себя выше других, противопоставляет себя группе.
О поощрениях и наказаниях
С человеком, который нарушает общие правила, могут поговорить, объяснить ему, что он сделал не так, как того требуют правила группы. Могут предупредить, поругать, перестать общаться. Могут пустить в ход усмешку, злую шутку, присвоить нелестное прозвище, отказаться подавать руку и т. п. А могут и исключить из группы. А тех, кто всегда выполняет общие правила, кто отличается с лучшей стороны, группа всячески поддерживает, поощряет. В качестве поддержки она использует благодарности, премии, медали, памятные подарки, аплодисменты, ответственные поручения и др.
Различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки) называют словом санкции. Санкции являются охранниками групповых норм.
Есть группы, которые полностью подчиняют человека, заставляют действовать несмотря на его личные желания и интересы.
Выскажи своё мнение, всегда ли это хорошо. Поясни свой ответ.
Используя различные источники, собери материал о Степане Разине и исторических событиях XVII в., связанных с ним.
Какая группа людей изображена на картине? Кто среди этих людей лидер? Каким изобразил его художник? Чем занимаются другие люди, изображённые В. И. Суриковым? Каково их положение в группе?
С какой группой тебе по пути
Ты уже знаешь, что одновременно являешься членом нескольких групп. Ты член семьи, школьного класса, спортивной секции и др. В каждой из этих групп могут быть свои нормы — правила, законы.
В Подумай, по каким правилам живут группы, в которые ты входишь. Соответствуют ли правила одной группы правилам другой? Какие из них ты выполняешь с охотой, а какие — потому, что этого требует группа?
Очень важно отметить одну особенность группы. Она как бы вбирает в себя силу всех людей, которые в неё входят. И эта сила может быть направлена на самые разные дела, как на хорошие, так и на плохие. Так, например, ты можешь участвовать в охране природы, будучи членом специальной группы: оберегать зелёные насаждения, подкармливать зимой птиц и т. п. А в другой группе ты вроде бы не занят ничем, просто время проводишь. Но вдруг кому-то в голову пришла шальная мысль, а ребята, не задумываясь, подхватили её. И вот вы уже заняты делом, за которое потом тебе может быть стыдно. Но это потом, когда ты спокойно обо всём подумаешь и разберёшься. А пока всё кажется увлекательным, простым и лёгким, ведь все ребята это делают, и ты — как все! Страшные поступки может совершить такая группа.
Необходимо помнить: к какой бы группе ни принадлежал человек, ответственность за собственное поведение всегда остаётся на нём самом. И если группа совершает что-либо противозаконное, вина каждого участника признаётся ещё большей, чем если бы он совершил этот поступок в одиночку. Групповые действия, совершённые вопреки закону, усугубляют вину отдельного человека. Вот почему так важно мысленно спрашивать себя: «Нравится ли мне то, что я делаю с группой? Делал бы я то, что делаю сейчас в группе, если бы был один, или нет?»
Человек может уйти из той группы, где ему неуютно, неинтересно, с действиями которой он не согласен. Например, попав в группу болельщиков какой-то футбольной команды, ты начинаешь понимать, что объединяет ребят в ней не только любовь к клубу и одинаковые футболки. У них похожие взгляды на мир, представления о добре и зле. Ты можешь почувствовать, что эти
взгляды расходятся с твоими. И если ты не хочешь отказываться от своих представлений, рано или поздно ты из этой группы уйдёшь.
Ты можешь видеть, что некоторые ребята из твоей группы курят, пьют спиртные напитки или употребляют наркотики. Они могут предложить тебе поступать так же. Помни: настоящие друзья никогда не будут настаивать на том, что может повредить твоему здоровью. Ищи людей со здоровыми интересами. Держись ближе к людям, чьи позиции и поведение тебе по душе.
К сожалению, иногда случается так, что человек, входя в определённую группу, считает представителей всех других групп хуже себя. Как ты думаешь, это справедливо? Что можно сказать о таком человеке?
Неприязнь и ненависть к другим людям мешают общению и разрушают личность человека.
Жмл т свете кловек
Аркадий Петрович Гайдар (1904—1941)
(настоящая фамилия — Голиков). В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка. После ранения и контузии Гайдар ушёл из армии и стал писателем.
Одна из книг Гайдара («Тимур и его команда») приобрела невиданную в истории литературы судьбу. Её герой — Тимур, смелый, благородный, отзывчивый мальчуган, придумал чудесную игру. Он вместе с группой ребят окружил тайной заботой людей, нуждающихся в помощи. Все свои действия Тимур и его команда держали в секрете. Никто не видел ребят, когда они носили старушке воду или укладывали дрова. Их помощь была не показной, не для благодарности или награды — они помогали людям по зову благородных сердец.
Прочитав эту книгу, ребята в разных городах стали создавать группы, похожие на команду Тимура. Так началось тимуровское движение. Особое значение оно имело в годы Великой Отечественной войны, когда ребята помогали семьям ушедших на фронт. Первые тимуровцы уже стали бабушками и дедушками.
Книгу Гайдара и сегодня читают твои ровесники. И сегодня то в одном, то в другом уголке нашей страны вдруг становится известно о добрых делах современных тимуровцев.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Зачем люди объединяются в группы? Что группа даёт человеку?
2. Подбери синонимы к словам «нормы» и «санкции».
3. Найди в тексте параграфа строки, которые иллюстрируют поговорку «Один в поле не воин».
4. Вспомни, в каких ролях твои родные, одноклассники и друзья проявляли себя с неожиданной стороны.
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Чем похожи все те группы, в которые ты входишь? По каким признакам эти группы различаются? Как ты себя в этих группах чувствуешь?
2. Как ты думаешь, почему многие ребята, переехавшие в другой район города, продолжают ездить в свою школу, хотя это очень далеко и неудобно?
3*. Шли по дороге 20 путников. Однажды вечером на них напали два разбойника и обобрали всех до нитки: один разбойник держал одного из путников, другой разбойник отнимал у него вещи. И ни один путник не мог одолеть сразу двух разбойников. Можно ли назвать этих путников группой? Какого важного качества настоящей группы им не хватило?
УЧИМСЯ СОВМЕСТНО ВСЕЙ ГРУППОЙ ДЕЛАТЬ ПОЛЕЗНЫЕ ДЕЛА
Подружитесь с детьми-инвалидами. Помогите организовать для этих ребят соревнования и конкурсы, учитывая их возможности.
Составьте список памятников тех мест, где вы живёте. Узнайте историю этих памятников. Если надо, организуйте уход за ними. Расскажите о них младшим, родителям.
Подружитесь с малышами, читайте им книжки, играйте, привлекайте к полезным делам.
Соберите сведения о родственниках, не вернувшихся с войны. Побеседуйте с ветеранами. Запишите их рассказы. Совершите походы по местам боевой славы.
|