§ 16. Охранять природу — значит охранять жизнь
ВСПОМНИМ
Какого человека называют нравственным? Как звучит золотое правило морали?
шш обсудим вместе
Распространяются ли законы морали на отношение человека к природе? Можно ли назвать нравственным человека, уничтожающего природу?
Что значит относиться к природе по-человечески?
Вдалеке от больших дорог и поселений, в глубине тверских лесов, живёт одна замечательная семья. Её окружает дикая природа. И почти полная тишина. Разговаривают люди шёпотом, но чаще — жестами. На их руках почти всегда перчатки, а лица скрыты капюшонами. Не подумай, что это охотники или монахи-отшельники. Нет, это известные учёные-биологи Пажитновы — муж и жена, а помогает им их сын. Они работают на государственной биостанции «Чистый лес». Их задача — спасать новорождённых медвежат.
К сожалению, в лесу часто случаются трагедии: мать-медведица гибнет на охоте или её губит пуля браконьера. Остаются обречённые на смерть малыши. Спасти их могут только эти люди. И они подбирают, день и ночь выкармливают и выхаживают ещё слепых медвежат не хуже родной матери. А через некоторое время их, окрепших и повзрослевших, отпускают обратно в лес.
Работа Пажитновых требует терпения, осторожности, изобретательности. Ведь нужно сделать так, чтобы медвежата не привыкали к людям, даже не увидели их лиц. Расставшись с биологами, звери должны стать полностью самостоятельными, иначе в естественных условиях они не выживут.
Как ты думаешь, почему учёные отказались от городской жизни и поселились в глухом лесу? Что тебя особенно поразило в жизни и работе учёных?
Что побуждает Пажитновых вести такой трудный, можно сказать героический, образ жизни? Ведь не ради денег обрекли они себя на одиночество и затворничество — они получают обычную скромную зарплату учёных. Значит, надо искать другую причину, какое-то глубокое побуждение, внутреннее чувство.
Наверное, ты уже догадался, что речь идёт об ответственности. Какое же это важное моральное качество — ответственность! Благодаря труду людей ответственных, честно исполняющих свой долг выращивается хлеб, работают заводы, школы, больницы, строятся дома, производятся продукты питания и одежда, развивается наука, а также сохраняется природа.
Ответственный человек всегда активно, упорно, настойчиво делает что-то доброе, полезное. Он испытывает тревогу за окружающих, старается проявлять о них заботу. И ещё одна очень важная черта ответственного человека: он старается заранее предвидеть последствия своего поступка, чтобы никому не навредить.
А теперь вернёмся к семье Пажитновых. Учёные делают доброе, полезное дело, они тревожатся и заботятся о медвежатах, а если посмотреть шире — о сохранении бурого медведя в русских лесах. И при этом они заранее продумывают каждый свой шаг, понимая, что малейшая неточность может обернуться бедой. Учёные руководствуются высоким моральным чувством ответственности перед природой, перед другими людьми и перед собственной совестью.
Вот такое ответственное поведение мы и называем поистине человеческим отношением к природе. Оно помогает защищать и сохранять жизнь природы, а значит, и всю жизнь вообще.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Пётр I (1672—1725) был первым русским государем, постоянно занимавшимся природоохранной деятельностью. Одним из самых замечательных был указ царя об охране леса. Пётр велел разделить все леса на две категории: в одних разрешил производить лесозаготовки, а в других категорически запретил и приказал стро-
го охранять их. Предусматривались также посадки новых лесов. По указу Петра в 1706 г. в Москве был заложен так называемый Аптекарский огород. По преданию, царь собственноручно посадил в нём несколько деревьев. Теперь этот «огород» известен как Ботанический сад МГУ на проспекте Мира.
Оранжерея и пруд в Аптекарском огороде
Позаботился царь и об охране животного мира. Его указы запрещали отстрел лосей в Санкт-Петербургской губернии, а также хищнические способы ловли рыбы (такие, например, как установка ловушек, перегораживавших реку). Были предприняты меры по сохранению чистоты водоёмов. Указом 1719 г. жителям Петербурга запрещалось сваливать мусор в Неву и другие реки города. Ещё несколько указов Петра предписывали укреплять берега и сохранять почвенный покров.
И Что предпринимал Пётр I для сохранения природных богатств России?
Тяжёлые последствия безответственности
К сожалению, не все люди ведут себя ответственно. Когда летом 2010 г. в России полыхали страшные лесные пожары, пожарные и учёные утверждали, что главной причиной возгорания был человеческий фактор, иначе говоря, человеческая безответственность.
А теперь вспомним сказку Н. Телешова «Белая цапля». В ней говорится о принцессе Изольде, которая жила на Севере, на одиноком острове. Она была красива и добра. Пришло время выходить замуж, и стала принцесса готовить невиданный свадебный наряд. Ей хотелось, чтобы платье было похожим на снег, а головной убор напоминал бы стрелки мороза. Придворная швея взялась пошить платье, но вот сделать головной убор не мог никто. Наконец, к Изольде пришёл загадочный старик и сказал, что далеко на юге живут белые цапли. Каждую весну на голове у них вырастает белый хохолок, высокий и пышный. Если достать хохолок и укрепить на нём мелкие алмазы, получится именно то, о чём мечтает принцесса. Только для этого нужно убить птицу.
Изольда отказалась наотрез. А ночью ей не спалось. Она подумала, что птиц на свете много и если убить только одну, ничего страшного не случится. Принцесса велела старику отправляться в путь. А потом он вернулся и молча протянул Изольде белые веточки, усыпанные искрящимися бриллиантами.
— Ты убил её? — с тревогой спросила Изольда.
— Да, убил и срезал хохолок. Затем отнёс его лучшему в мире ювелиру и рассказал ему о твоей просьбе.
— Благодарю тебя, — ответила принцесса. Руки её дрожали.
На свадьбе Изольда была прекрасна в своём изысканном наряде. Но сказка на этом не кончается. Однажды ночью к Изольде, то ли во сне, то ли наяву, пришли две белые цапли. Они рассказали ей ужасную историю. Оказывается, наряд, который выдумала принцесса, вошёл в моду. Все захотели иметь такие же белые пёрышки, осыпанные бриллиантами. И ради того, чтобы завладеть хохолками, люди стали истреблять белых цаплей. И истребили их всех. К Изольде пришли последние две птицы. Такова была цена наряда, придуманного принцессой.
Когда король узнал о случившемся, он был возмущён и подавлен. Изольда раскаялась и поклялась никогда никому не делать зла.
— Мало не делать зла — нужно делать добро. В мире и так слишком много страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло, — сказал Изольде отец. И добавил загадочную фразу:
— А назначение человека не такое.
К каким последствиям привело решение Изольды? Как ты оцениваешь её поступок? Что важного ты узнал из разговора Изольды с отцом? Почему не делать зла — этого мало? А что нужно делать?
Нарисуем словесный портрет безответственного человека. Его можно узнать по поведению. Он эгоист и редко проявляет заботу о других, а к судьбе природы вообще равнодушен. Природа для него существует только для того, чтобы что-нибудь у неё взять. Может быть, он человек не подлый и не злой, но легкомысленный и не думает о последствиях своих действий. Да и умом не богат и вряд ли понимает, что истинное назначение человека состоит в том, чтобы делать что-то доброе, полезное. Таковы черты безответственности. А к чему она может привести, ты сам понимаешь.
Экологическая мораль
Люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над ней. Они считают, что человек — царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему
Таким стало Аральское море сейчас
заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя. А моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.
Но есть и другие люди — сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и абсолютно не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться, как можно глубже понять её законы и не нарушать их, иначе природа может и наказать. Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.
Возьмём золотое правило морали: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы она относилась к тебе.
Хочешь, чтобы не было экологических проблем, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься — быть страшной беде. Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью.
Суть экологической морали: научиться поступать так, чтобы не навредить природе, не причинить ей зла.
Три главных правила экологической морали:
1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.
2. Я не причиню зла живому — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.
3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, — цветку, дереву, птице, животному. И конечно, человеку.
Жил на свете человек
Альберт Швейцер (1875—1965), выдающийся философ и врач, был немцем по происхождению, хотя жил и работал не только в Германии, но и во Франции. Это был очень одарённый и трудолюбивый человек, умевший работать по 20 часов в сутки, а спать по 3—4 часа.
Однажды в детстве друг позвал Альберта пострелять из рогатки в птиц. Предложение показалось Альберту отвратительным, но он пошёл, чтобы друг не стал над ним смеяться. И когда мальчики уже приготовились стрелять, раздался звон церковных колоколов. Альберт воспринял этот звон как голос с неба. Он выбросил рогатку и вспугнул птиц, чтобы спасти их. Альберт поступил в соответствии с моральным правилом «не убивай».
Швейцер окончил университет, благодаря трудолюбию и упорству стал известным учёным и музыкантом. И вдруг Альберт резко изменил свою жизнь. Однажды в газете он прочитал призыв о помощи: в далёкой Африке были очень нужны врачи. И Швейцер решил уехать. Но для этого надо было стать врачом. И он, будучи уже взрослым человеком, поступил на медицинский факультет. А выучившись, уехал в Африку. Там, в маленьком местечке
Ламбарене, он на свои деньги построил больницу и до конца жизни лечил людей.
Поздними вечерами, когда уходил последний больной, Швейцер садился писать свои философские труды. Именно здесь, в Африке, он стал задумываться о новой экологической морали. Главную мысль своего учения он выразил буквально тремя словами — благоговение перед жизнью. Причём перед любой жизнью, не только перед человеческой. Убить цветок, считал философ, — всё равно что убить человека. Поэтому человек поступает морально только тогда, когда помогает любой жизни и старается не причинять вреда всему живому.
Какие особенности характера Швейцера ты можешь отметить? Почему он решил изменить свою жизнь и уехать в Африку? В чём состоит главная мысль его учения?
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Какое отношение людей к природе ты знаешь? Опиши важнейшие черты ответственного человека. Почему ответственное отношение к природе мы называем истинно человеческим?
2. По каким чертам поведения можно узнать безответственного человека? В чём состоит опасность безответственности?
3. Какое отношение к природе выбираешь лично ты? Объясни почему.
4. Как будет звучать золотое правило морали, если его дополнить отношением к природе?
5. В чём состоит смысл экологической морали?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Выскажи своё мнение: что нужно сделать, чтобы установились правильные отношения человека с природой? Выбери ответ, который ты считаешь верным:
а) ничего делать не нужно, богатств природы хватит на многие века;
б) каждый человек должен быть экологически грамотным;
в) каждый должен не только знать правила отношения к природе, но и соблюдать их.
2. Оцени высказывания: «Беречь природу — значит беречь человека», «Человек напрасно прожил жизнь, если не посадил дерева, не построил дома, не вырастил ребёнка», «Сорвал один цветок — потерял десять».
3. Посмотри внимательно, как живут деревья и цветы в вашем саду, на вашей улице. Может быть, нужно вскопать землю? Вскопай. Может быть, нужно поставить подпорки к деревьям или изгородь? Постарайся сделать это сам или с кем-нибудь из товарищей.
4. Помоги бездомным животным. Они ведь тоже имеют право на жизнь.
5. Узнай, работает ли у вас в школе «Зелёный патруль». Познакомься с его участниками, предложи им свою помощь.
6*. Найди в Интернете материалы о пожарах в России летом 2010 г. Подготовь краткое сообщение. Укажи прежде всего причины пожаров, охарактеризуй роль человеческого фактора. Особое внимание удели поведению детей. Внеси свои предложения: что нужно сделать, чтобы повысить экологическую ответственность человека.
|