§ 21 (§ 45). Искусство
Искусство надо понимать как минимум в трех значениях:
— Искусство в широком смысле — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественнообразных форм освоения мира.
— Искусство в узком смысле — только изобразительное искусство.
— Искусство как высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Искусство можно трактовать очень узко и сводить его к изобразительному искусству, а можно понимать его достаточно широко, включая все виды художественного творчества. Для того чтобы разобраться в этих нюансах, надо коротко сказать о том, чем отличаются изобразительное искусство и художественное творчество.
Изобразительные искусства — раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. Благодаря методам обобщения, типизации, воображению художника изобразительные искусства получают возможность эстетически раскрывать временное развитие событий, духовный облик, переживания, мысли, взаимоотношения людей, воплощать общественные идеи.
Художественное творчество выступает синонимом слова «художественная культура».
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА — это совокупность всех видов художественной деятельности — словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т.п., включая продукт и процесс этой деятельности, а именно: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также образование художников, воспитание критиков, искусствоведов, публики.
В повседневной жизни мы то и дело встречаем выражения: «культура и искусство», «искусство и литература», «искусство и жизнь». Что они означают?
Когда рядом стоят культура и искусство, то подразумевают, что культура включает широчайший спектр проявлений поведения, в том числе бытовую культуру, а искусство ограничивается только сферой профессионального творчества. Если искусство стоит рядом с жизнью, то подразумевают его оторванность от сиюминутной суетной реальности, уход в мир образов и идей. Если искусство помещают рядом с литературой, то тем самым как бы говорят: словесное творчество не должно входить в сферу искусства, оно стоит особняком. Значит, роман, стихи или театральная пьеса — это не искусство.
В повседневной жизни искусство чаще понимается очень широко. Режиссеры, артисты, поэты и художники именуют себя и деятелями культуры, и деятелями искусства. В этом случае между культурой и искусством ставится знак равенства. Необходимо учитывать все варианты понимания этих явлений, хотя такой подход создает дополнительные трудности в точной трактовке культуры и искусства.
Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура — это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором момент формы выходит даже на первый план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве — эстетическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, мастерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т.д.
Различие заключается в следующем. Искусство — всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только профессиональные произведения, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих. Главный критерий, по которому мы выделяем все множество явлений, относимых к художественной культуре, это образное отражение реальности, переживания и мысли людей. Оно может быть совершенным и несовершенным. К искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.
Таким образом, критерий выделения художественной культуры — предметный, а искусства — квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им. Это мастерские художников, залы и картинные галереи, консерватории и филармонии, специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и многое другое.
Стихи, написанные профессионалом и дилетантом, — вещи совершенно разные. И не только потому, что первые пользуются признанием широкого круга читателей, а вторые интересны автору и его друзьям. Профессиональное произведение приобретает иное общественное значение. Подлинное социальное значение произведения искусства раскрывается только в публичной представленности, в обсуждениях, оценках, откликах, осуществляемых культурно подготовленной публикой и специалистами. Дилетант не выносит своих стихов на суд публики, они не получают общественного признания.
Аудитории профессионала и дилетанта принципиально иные: у первого — большие социальные группы, у второго — наоборот. Окончательный приговор профессиональному произведению выносят критики, искусствоведы, т.е. специалисты, и образованная публика, а любительскому — кто угодно. В любом обществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Точно также собирательством, научным анализом, критической оценкой, популяризацией произведений искусства и меценатством всегда занимались немногочисленные группы подготовленных людей.
Тем не менее, и стихи любителя, и стихи профессионала, как и прочие виды художественной культуры, основанные на любительстве (к ним относится весь пласт фольклора — от эпоса и былин до хоровода и заклинаний), принадлежат одной и той же сфере деятельности — духовной. То и другое пронизано высшими устремлениями человеческого духа и эстетическими принципами построения.
Искусство — специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах.
Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто:
— создает новые произведения и идеи;
— распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе;
— финансирует новые произведения и идеи;
— знакомит с новыми произведениями и идеями;
— обучает новым произведениям и идеям;
— занимается массовым тиражированием новых произведений и идей;
— продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль;
— оценивает и экспертирует новые произведения и идеи;
— осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений и идей;
— читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи;
— становится поклонником, сторонником новых произведений и идей.
Если вспомнить все, что говорилось о формах культуры — народной, элитарной и массовой, то окажется, что в художественную культуру целиком входят произведения народной и элитарной (высокой), но частично — массовой культуры. К искусству же мы должны отнести только продукты элитарной изобразительной культуры — картины Пикассо, симфонии Чайковского, храм Покрова на Нерли, театр Станиславского.
Заниматься народным творчеством мог кто угодно, а занятие искусством требует известной подготовки. Чтобы профессионально заниматься искусством, художник должен овладеть основами мастерства. Вспомним о третьем значении искусства — высокий уровень мастерства, особые уменья. Вот критерий отнесения того или иного произведения к художественной культуре в целом или только к искусству как его части.
Наконец, последний штрих в схему отличий художественной культуры и искусства. Художественная культура, как вы помните, — это элитарная культура плюс народная. Искусство — это только или преимущественно элитарная культура. Искусствознание изучает только профессиональные виды творчества.
Итак, искусство — сфера профессионального творчества, фольклор — сфера народного творчества, художественная культура — единство двух этих сфер.
В огромном мире культурных артефактов произведения искусства — сонаты и романы, картины и театральные спектакли — занимают самую верхнюю позицию. Наряду с научными теориями, религиозными учениями и философскими сочинениями, продукция художественной культуры относится к наисложнейшим и высочайшим проявлениям человеческого духа.
Раньше словом «искусство» называли любые изделия человека — керамическую посуду, ювелирные украшения, медицину, агрокультуру и даже тактические приемы боя. Все они причислялись к «искусствам» (arts), или ремеслам, обладали не только полезными практическими свойствами, но и высокими эстетическими качествами. И только позже к искусству начали относить «изящные» виды творчества — живопись, литературу, архитектуру, скульптуру, балет и близкие им области творчества. В результате значение термина сузилось. Но и в своем широком понимании искусство охватывало только мастерски созданные произведения.
Сегодня к сфере искусства относят только то, что соответствует трем обязательным критериям. Произведение искусства должно обладать
— познавательной ценностью,
— эстетической ценностью,
— нравственной ценностью.
Искусство ведения боя соответствует одним и не соответствует другим критериям. То же самое можно сказать о ювелирных украшениях или медицине (подумайте самостоятельно, каким именно критериям они не соответствуют).
Три указанные вида ценности, которым подчиняется произведение искусства, можно сформулировать иначе:
— истина,
— Красота,
— добро.
Трудно, пожалуй, найти четвертый (не говоря о пятом или шестом) критерий, который бы в полной мере выражал сферу духовного. Истина, Красота и Добро — это вообще три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы — научную теорию, педагогический прием или религиозное учение — они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении — Добро, в сфере образования — то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота.
Все виды художественного творчества, которые соответствуют данным критериям, мы вправе именовать изящными искусствами, или просто видами искусства. Сюда относятся литература, живопись, скульптура, театр, кино, балет и классический танец, архитектура и некоторые другие.
В английском языке искусства (во множественном числе) называются arts. Это слово происходит от латинского ars, artis — ремесло, занятие; искусство, наука. Если к нему прибавить прилагательные, то получим конкретные виды занятий, например, artes liberalis — свободные искусства, artes sor- didae — ремесло, artes optimae — науки, artes disserendi — диалектика. Взятое во множественном числе слово artes обозначало произведения искусства. Таково его прямое значение, а переносное — моральные качества, поступки, стремления. В широком смысле данное слово обозначало умения или знания, необходимые для того, чтобы изготовить нечто. Кстати сказать, понятие «артефакт», с которым мы столкнулись в параграфе о культуре, происходит от того же корня.
У древних греков использовалось другое слово — techne. От него произошли слова «техника» и «технология». Оно, как и первое, обозначает занятие, ремесло, науки. Но у него иная ориентация. Латинское слово больше ориентировано на гуманитарное знание, а греческое — на техническое и естествонаучное. Поэтому мы никогда не употребляем слово «техника» по отношению к литературе или театру. В то же время совокупность технических приемов исполнительского искусства, например балетного танца, мы можем именовать техникой.
Термин «свободные искусства» появился давно: в средние века так назывался университетский курс наук, включающих грамматику, риторику, логику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Окончивший курс студент получал степень бакалавра искусств.
Древнегреческие философы, прежде всего Платон и Аристотель, не разграничивали изящные и прикладные искусства. Они проводили границу между свободными искусствами, которыми занимались свободные граждане, и «сервисными» искусствами, которые были уделом рабов. Прилагательное «свободные» восходит к латинскому слову liberalis, обозначавшему занятие, достойное свободного человека. Свободные граждане не занимались тяжелым физическим трудом или обслуживанием. Для этого у греков и римлян хватало рабов. У граждан оставалась масса свободного времени для умственной деятельности, куда входило посещение театров, стадионов, музеев, бань, философские диспуты и беседы, политические митинги, отправление многочисленных религиозных ритуалов и церемоний, гадания и оккультизм, наблюдение за звездами, поэтические состязания. Для этого и требовались такие искусства, как логика, риторика, астрономия, музыка. Ремеслами — сапожным, сельскохозяйственным, строительным, металло- работами и прочими — занимались другие слои населения: рабы и бедняки. Ручной физический труд — будь то создание товаров или услуг — назывался сервильным искусством (от лат. servio — быть рабом, усердно служить). Первоначально в него включались даже такие виды деятельности, как живопись и скульптура, относящиеся сегодня к изящным искусствам.
В эпоху средневековья — с 400 по 1400 год — виды художественного творчества, позднее отнесенные к изящным искусствам, прежде всего живопись, скульптура и архитектура, использовались в качестве декоративных приемов украшения церквей, монастырей, дворцов, городских общественных зданий, парков и вилл. Богатые аристократы и нарождающееся купечество соревновались друг с другом, заказывая художникам картины и скульптуры для своих усадеб, галерей, коллекций. Если бы не их утилитарный интерес, художества прозябали бы в неизвестности.
Только в эпоху Возрождения (Ренессанса) (XIV—XVI вв.) появляется первое поколение художников, поднявшихся выше утилитарных задач декорирования стен, плафонов и колоннад. Они смогли выразить в своих полотнах непреходящие идеалы возвышенного. Становилось все более ясным, что живопись и скульптура имеют самобытную, независимую от их утилитарного предназначения, ценность. Они могли волновать, печалить, радоваться, восторгаться и задумываться зрителя.
Богатый и средний класс (мелкая буржуазия) покровительствовал не только живописцам, архитекторам и скульпторам, но также артистам и композиторам. В средневековых городах существовало множество театральных трупп и бродячих музыкантов, приглашавшихся к королевскому двору на массовые празднества, народные торжества. Создавались все предпосылки для теоретического осмысления получившего широкую практическую поддержку увлечения людей изящными искусствами.
Понятие «изящные искусства» появилось во Франции в XVIII веке. В отличие от прикладных, или приносящих практическую пользу, искусств, изящные искусства имели совсем иное предназначение: они услаждали зрителя или слушателя. Это качество было названо эстетическим, т.е. характеризуемым как прекрасное, красивое.
Из четырех составных элементов духовной сферы общества два — наука и образование — подвержены прогрессу, здесь хорошее вчера сменяется лучшим сегодня. Два других элемента — искусство и религия — не подвластны прогрессу. Первые находятся всегда во времени и только спешат к вечности, т.е. к идеалу. Вторые уже находятся в вечности и нам, зрителям, слушателям, верующим, сообщают о том, что есть вечная красота и вечное добро. Заповеди Иисуса Христа останутся вечно истинными и через тысячу лет. Картины и скульптуры Микеланджело останутся вечно прекрасными и через тысячу лет. Но теория И. Ньютона и теория А. Эйнштейна могут и не быть истинными через тысячу лет. Не останутся вечно совершенными и все технические изобретения. Их обязательно превзойдут в будущем. На смену деревянным счетам пришел механический калькулятор, а его сменил электронный. Искусство служит Красоте, религия — Добру, наука — Истине, а техника — Пользе.
Союз Красоты и Добра дает изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные искусства. Кабаре, цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу. Для того, чтобы ремесло или вид искусства назывался прикладным, надо чтобы его произведение создавалось сначала для пользы, а потом уже выражало бы прекрасное. Здание церкви построено для практических, а уже затем для эстетических целей. Поэтому архитектуру правильнее относить к прикладным искусствам.
Понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство».
Вопросы и задания
1. Что такое искусство в широком и узком смысле слова? Если у вас дома есть альбомы по искусству, то к какому пониманию — широкому или узкому — они относятся?
*2. Почему искусство следует сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. В чем их сходные и отличительные черты?
3. Чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество? Что такое художественная самодеятельность?
4. Объясните, что такое художественная культура и что в нее включается. Куда входят литература, музыка и театр?
5. Опишите основные субъекты художественной культуры.
*6. Какую роль в культуре играют Красота, Добро и Истина?
7. Можно ли к изящным искусствам отнести живопись,
скульптуру и архитектуру? Приведите свой пример изящных
искусств.
Проблема. Подумайте над проблемой — существуют ли общие критерии красоты?
Практикум. Объясните, почему к искусству нужно отнести только произведения элитарной изобразительной культуры.