§ 6 (§ 30). Гражданское общество и правовое государство
Понятие «гражданское общество» многозначно. В науке выделяют два главных значения — гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и гражданское общество как лозунг или идеал, к установлению которого на земле стремились многие поколения прогрессивно мыслящих людей.
В первом случае гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Это очень просто. Вычтем из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов только те, что относятся к политической сфере. Оставшаяся часть и называется в социологии гражданским обществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные отношения, отношения различных классов и слоев, демографический состав населения, формы общения людей и т.д., иными словами, все то, что неподконтрольно государству.
Однако у понятия «гражданское общество» есть второе значение, и оно существенно отличается от первого. В качестве социологической категории «гражданское общество» констатирует, что есть реальность: совокупность неполитических отношений. Но в качестве идеологического понятия «гражданское общество» указывает, какой должна быть та реальность, к которой устремлены взоры прогрессивно мыслящих людей. Речь идет о некоем идеале.
И как идеал «гражданское общество» олицетворяет собой идеальное общество — общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности, создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном — свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания. Переход от социализма к рыночным отношениям в нашей стране осуществлялся именно под лозунгом утверждения ценностей гражданского общества.
Итак, в понятии «гражданское общество» четко различаются два — иногда противоборствующих — значения, два смысла: социологический и идеологический (а есть еще юридический).
В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей. Только 5—6 тысяч лет назад возникло государство. Во втором своем значении оно представляет вершину и поздний продукт истории и ассоциируется у нас с правовым государством, к идеалу которого приблизились, но не достигли полностью некоторые даже самые развитые демократические страны мира.
Понятие «гражданское общество» употребляется в равных значениях. Однако всегда оно отражает сумму всех неполитических отношений. В античных городах-государствах не сложилось понятия «государство» как некой силы, отчужденной от общества. Не появилось и идеи об автономной личности, противостоящей обществу и государству. Не случайно поэтому у Аристотеля, Платона и других философов древности мы находим представление об обществе как о некоем организме.
Новое время расчленило это единство и противопоставило общество государству, индивида - обществу и государству. В политической теории Нового времени государство занимает подчиненное положение по отношению к индивиду и гражданскому обществу.
В странах, где государство контролировалось гражданским обществом, наиболее эффективно развивался капитализм. В Англии и США - быстрее, чем во Франции, во Франции - быстрее, чем в Германии и Австро-Венгрии, а в этих странах — быстрее, чем в России.
Оказывается, чем выше степень защищенности индивидуальной и общественной сфер жизни от жесткой регламентации со стороны государства и его органов на различных уровнях,
тем эффективнее развитие общества. Примеры Великобритании, где гражданское общество боролось с короной начиная с XII века и в конце концов подчинило ее окончательно в XVII веке, и более чем двухсотлетней истории США подтверждают этот вывод. Англичане согласились иметь поменьше спокойствия, но побольше независимости, предпочитая тревожную свободу сохранению порядка, сопряженного с произволом. Они считали, что лучше терпеть от грабителей, с которыми можно сражаться, чем от чиновников, перед которыми приходится гнуть спину.
Высокоразвитое гражданское общество является основой стабильности политического режима. Из-за недостаточной развитости гражданского общества в России и Германии военные поражения в первой мировой войне привели в этих странах к краху государственных систем.
В течение длительного времени немецкое общество жило под протекторатом государства. Режим в Германии не мог при кризисе власти опереться на общество. Это было наглядно продемонстрировано в пору краха Веймарской республики.
При социализме государство берет на себя не только собственные функции, но и функции гражданского общества. Результат очевиден: государство снова как бы поглощает и общество, и индивида, оно само формулирует их задачи и требует беспрекословной реализации своих решений. По мере укрепления гражданского общества «опекунская» сторона деятельности государства должна сводиться постепенно к минимуму, а самому ему предстоит занять отведенное теорией место - стать функцией общества под надежным его контролем. В дореволюционной России отсутствовали как свободный индивид с неотчуждаемыми правами, так и развитое гражданское общество.
В истории нашей страны был период, когда могли возникнуть предпосылки для развития гражданского общества. Это - время нэпа. Однако путь развития страны, выбранный сталинской группой, привел к тотальной регламентации всех сфер общества. В итоге вместо обычного при демократии принципа «все, что не запрещено, то разрешено», мы стали жить по принципу «все, что не разрешено, то запрещено».
Любая власть, по известному выражению лорда Эктона, развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. При отсутствии развитых институтов гражданского общества, которые могли бы эффективно контролировать государственную власть,
на деле реализовалось то, о чем писал в XIX веке французский политолог Токвиль: «В обществе все оказались одинаково равны и равным образом беспомощны перед государственной властью».
Сокращено по источнику: Знание-сила. 1988. № 12. С. 1—7.
Понятия «гражданское общество», «гражданин» и «гражданство» тесно взаимосвязаны между собой. Слова «citizenship» и «city», в переводе с английского обозначающие «гражданство» и «город», совпадают не случайно. Оба они происходят от латинского «city». В античной Греции и Риме гражданами считались только свободные жители города, точнее, города-государства. Таковым являлась самоуправляющаяся община, существовавшая тысячелетия, пока на смену ей не пришла более крупная общность людей — нация. С тех пор вместо городов-государств (city-state), существовавших в Европе вплоть до Нового времени (например, города-государства в Северной Италии XV—XVI веков), появились государства-нации (nation-state), или национальные государства.
Зачатки современного понимания гражданства мы находим у древнегреческого ученого и философа Аристотеля, жившего в IV веке до н.э. Он считал, что гражданином может считаться только тот горожанин, который не просто живет в пределах государственных границ, но к тому же не относится к чужестранцам или рабам. Только им разрешалось участвовать в отправлении административных функций и решении правовых вопросов, стоящих перед городом-государством.
Сегодня с момента обретения гражданства человек начинает пользоваться полным перечнем гражданских прав. Дети и подростки не имеют полного статуса гражданства, поскольку не имеют права голосовать и не обладают некоторыми другими, доступными только взрослым, правами. Их защищают права, гарантированные конституцией страны. Осужденные во многих странах обычно теряют гражданские права. Они не могут голосовать и избираться в органы власти.
В некоторых странах местные власти используют обвинение в преступлении как способ избавиться от конкурентов на выборах. Такая ситуация произошла в 1998 году в Нижнем Новгороде, когда победившего на выборах кандидата соперники обвинили в том, что раньше он находился под следствием. Выборы признали недействительными, а получившего поддержку большинства горожан кандидата отправили за решетку.
ГРАЖДАНСТВО — постоянная политико-правовая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях.
Гражданство люди принимают, от гражданства добровольно отказываются (так поступали некоторые советские диссиденты, уехавшие из страны в 70—80-е годы), гражданства могли лишить человека помимо его желания, как советских политзаключенных, попавших в 30-е годы в сталинские лагеря, выдворить из страны насильно, поставить человека в такие условия, когда он сам уедет из страны (в СССР было много тому примеров).
Суть гражданства состоит не только в признании конституции данной страны, но и в возможности участвовать в избрании его главы и высших органов управления. Лишенных гражданства лиц конституция уже не защищает.
С античных времен гражданство было теснейшим образом связано с избирательным правом. Формально гражданами античного полиса могли считаться многие, в частности свободные и малоимущие граждане. А вот реально гражданами являлась лишь небольшая часть общества — богатые. Уже в наше время вторых называли «полугражданами», или «гражданами второго сорта». В античной Греции права голосовать были лишены рабы, иностранцы, женщины и малоимущие. Конечно, это не значит, что государство не защищало женщин или малоимущих. Нет, речь идет об избирательном праве, которое сужает и одновременно уточняет определение гражданства.
Избирательное право дает людям мощнейшие каналы влияния на принятие политических решений. Элите общества и раньше, и сейчас не очень-то хочется допускать к рычагам управления государством бедных или, как их иногда презрительно именуют, плебс. У этого понятия два смысла: а) иносказательное, принятое для обозначения полуграмотных, непросвещенных, необразованных граждан, составляющих то, что именуют толпой; б) прямое историческое значение, указывающее на конкретную группу населения в конкретной стране в конкретный период времени.
Плебеями (лат. plebejus, plebs — простой народ) в Древнем Риме называли малоимущих, но свободных граждан. Поскольку они были свободными, то юридически должны были голосовать. Но к голосованию плебеев не допускали, потому что они были малоимущими. Возникал парадокс: формально они являлись гражданами, а реально — нет. Хотя налоги в пользу государства, как и патриции, платили. Но это уже социальный признак. Однако и его оказалось достаточно для их врагов патрициев, чтобы превратить их в политически неблагонадежную категорию.
Два столетия (начало V — начало III веков до н. э.) между плебеями-негражданами и патрициями-гражданами шла ожесточенная борьба, в результате которой первые завоевали гражданские права. В 450 году до н. э. специальная комиссия из 10 патрициев разработала первый в истории свод политических прав для мало- и неимущих. Он назывался Законом XII таблиц, поскольку его записали на 12 медных досках. Их выставили на Форуме и пригласили представителей плебеев поучаствовать в окончательной доработке важных законоположений. Так был сделан исторический шаг в развитии гражданских прав и свобод. Если раньше они являлись монополией меньшинства, то отныне стали привилегией большинства. Если раньше плебеи привлекались лишь на военную службу, приобретая вооружение за свой счет, но политического равноправия с патрициями не имели, то теперь они встали под защиту римского закона. Плебеи добились права избирать в Народное собрание своих представителей — народных трибунов. Они с помощью вето могли приостановить действие любого закона и обладали законодательной инициативой.
Народные трибуны, защитники угнетенных и обездоленных, стали играть важную политическую роль в жизни страны. С тех пор берет начало важный институт гражданского общества — институт народных трибунов. Он явился исторически первой формой законной борьбы за гражданские и политические права народных масс.
Европейское общество очень долго боролось за расширение гражданских прав, среди которых важнейшее место занимало избирательное право. Даже в XIX веке в передовых странах типа США и Англии, не говоря уже о других, существовал имущественный и расовый ценз. Малоимущие белые мужчины не имели права голосовать. Зажиточные и богатые граждане боялись, что, предоставив им политические права, они упустят контроль за положением дел в государстве и лишатся своих привилегий. Только в 1965 году Закон об избирательных правах предоставил американским чернокожим реальную возможность участвовать на равных основаниях с белым населением в решении политических вопросов государства.
Сегодня граждане в демократическом обществе обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса.
Истинно демократическим считается только такое общество, где каждое принципиальное решение, принятое властями, проходит обязательное голосование у народа. Как правило, система голосования очень сложная. В большинстве таких обществ выбрана система, которая называется «представительной демократией». Мнение народа выражают люди, победившие в своих избирательных округах.
Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае — когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах от рождения. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом.
Правовое государство отличают следующие признаки:
— господство закона во всех сферах общественной жизни;
— связь государства и его органов через закон;
— судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.
Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями, а философское обоснование получила у немецкого философа И. Канта. Правовое государство — неотъемлемый элемент демократии. При нем компетенция верховной власти ограничена с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа.
Правовое государство — реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Оно призвано защищать свободу, безопасность и достоинство личности. Для того чтобы народ мог контролировать государство и оно не превратилось в чудовище, господствующее над обществом, существует институт разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной.
Человечество долго шло к идее и практике правового государства. О власти закона, одинакового для всех граждан, говорил в VI веке до н.э. древнегреческий архонт Солон. О соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. В Древнем Риме возникло разделение властей. Концепция правового государства сложилась только в XVII—XIX веках, а реализовалась она только в наше время и то в немногих странах. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.
Тоталитарное государство представляет собой полную противоположность гражданскому обществу и соответствующей ему политической форме — правовому государству. Они — антагонисты. Личность и гражданские свободы здесь подавляются, политические права человека не соблюдаются, закон устанавливается произвольно в угоду правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом.
Тоталитарное государство характеризуют такие черты:
— аппарат подавления,
— преследование инакомыслящих,
— жесткая цензура и отмена свободы слова,
— диктатура одной политической партии,
— монополия государственной собственности,
— геноцид против собственного народа,
— подавление личности, отчуждение от государства.
Термином «тоталитаризм» описываются все формы единоличного правления, когда государство контролирует все стороны жизни граждан. Впервые тоталитарные формы правления появились после первой мировой войны. Они имеют две современные разновидности — социалистическое государство и фашистское.
ТОТАЛИТАРИЗМ (от ср.-век. лат. totalis — весь, целый, полный) — одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих.
Первый фашистский диктатор Бенито Муссолини, правивший в Италии с 1922 по 1943 год, ввел в оборот термин «total- itario». Он объяснял его так: «Все находится внутри государства, нет никого и ничего вне его, никто не может противостоять государству». Хотя при тоталитаризме ни один социальный институт не может быть вне контроля государства, при Муссолини религия находилась вне этого контроля.
Тоталитаризм существовал также в Германии при А. Гитлере с 1933 по 1945 год, в СССР — с 1917 по 1991 год, в Албании — при Э. Ходжи и в Северной Корее после второй мировой войны, во Вьетнаме и Камбодже — после 1975 года. В других странах бывшего советского блока — Польше, Румынии, Болгарии, ГДР, Чехословакии, Югославии, Китае, Венгрии — применялись только отдельные элементы тоталитаризма.
Тоталитаризм и демократия по-разному относятся к такому явлению, как гражданство. В одном случае права граждан нарушаются, в другом — поддерживаются. Гражданство определяется правовым режимом страны, а тот, в свою очередь, зависит от политического режима общества.
Понятия: гражданское общество, гражданство, правовое государство.
Вопросы и задания
1. Что такое гражданское общество? Почему его надо понимать в двух значениях? Аргументируйте свой ответ.
2. Что такое гражданство и в чем оно выражается на практике?
3. Какие признаки правового государства вы знаете?
*4. Почему в мировой истории вокруг проблемы гражданства происходили не только жаркие споры, но и военные баталии?
*5. Что общего между понятиями «гражданство» и «гражданственность»? Выскажите свою точку зрения.
*6. Сравните между собой правовое государство и гражданское общество. Какие выводы вы можете сделать?
*7. Какие черты правового государства являются самыми важными для его граждан? Почему?
*8. Как взаимосвязаны между собой государство и общество? Сравните их признаки и свойства, раскройте взаимоотношения.
Проблема. Можно ли говорить о продвижении современной России в сторону правового государства и гражданского общества?
Практикум. К правовому или тоталитарному типу государства относятся следующие признаки:
1. Аппарат подавления.
2. Преследование инакомыслящих.
3. Жесткая цензура.
4. Диктатура одной политической партии.
5. Монополия государственной собственности.
6. Геноцид собственного народа.
7. Подавление личности, отчуждение ее от государства.
Вам надо их установить.