3.7. Социальный конфликт и пути его разрешения
Основные понятия: социальный конфликт, субъекты конфликта, предмет конфликта, причина конфликта, повод для конфликта, стадии конфликта, виды конфликтов, способы разрешения конфликтов, условия успешного разрешения социального конфликта, функции социального конфликта
Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
Участники конфликта называются субъектами конфликта.
Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт,— предмет конфликта.
Причина конфликта - Объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта
Повод для конфликта - Незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта. Повод бывает как случайным, так и специально созданным
Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон.
Возможные причины социальных конфликтов
Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций.
Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации.
Религиозные различия.
Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.), проявляющиеся в его поведении.
Стадии социального конфликта
Наименование стадии
|
Её характеристика
|
Предконфликтная ситуация |
Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение; стремятся преодолеть его, понять причины конфликта; оценивают свои возможности; выбирают способ воздействия на противника |
Собственно конфликт |
Недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. специальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия |
Разрешение конфликта |
Завершение инцидента, устранение причин конфликта |
Классификации социальных конфликтов
Основания для классификации
|
Виды конфликтов
|
Длительность |
Долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся |
Охват |
Глобальные, национальные, локальные, региональные, групповые, личные |
Источник возникновения |
Объективные, субъективные, ложные |
Используемые средства |
Насильственные, ненасильственные |
Форма |
Внутренние, внешние |
Влияние на ход развития общества |
Прогрессивные, регрессивные |
Характер развития |
Преднамеренные, спонтанные |
Сферы общественной жизни |
Экономические (производственные), политические, этнические, семейно-бытовые |
Тип отношений |
Внутри- и межсистемный (индивидуально-психологический) уровни, внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни, внутринациональный и международный (социальный) уровни |
Способы разрешения социальных конфликтов
Компромисс (от лат. compromissum — соглашение спорящих сторон) — решение проблемы через взаимные уступки сторон.
Переговоры — обмен мнениями с целью решения проблемы.
Посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
Арбитраж (от фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.
Применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы одной из сторон.
Пути выхода из конфликта
Наименование пути
|
Его сущность
|
Реставрация |
Возвращение общества к доконфликтному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учётом новой ситуации |
Невмешательство (выжидание) |
Надежда на то, что «всё само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определённых условиях может быть плодотворным |
Обновление |
Активный выход из конфликта путём отказа от старого, развития нового |
Условия успешного разрешения социального конфликта
Своевременный и точный диагноз причин конфликта: выявление существующих противоречий, интересов, целей.
Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.
Совместный поиск путей преодоления конфликта использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и др.
Функции социальных конфликтов
Позитивные
Информирование о наличии социальной напряжённости.
Стимулирование социальных изменений.
Снятие социальной напряжённости
Негативные
Создание стрессовых ситуаций.
Дезорганизация социальной жизни.
Разрушение социальной системы
|