Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения
А11 (3.11.) Примером отклоняющегося поведения является
1) чтение лекции профессором Р. в студенческой аудитории
2) выступление оркестра Н. в зале филармонии
3) безбилетный проезд гражданина Д. в автобусе
4) получение выпускником В. аттестата зрелости
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В данном случае представлено задание, содержащее примеры социальных явлений и фактов.
2. Определить, какое требование содержит задание. В нашем случае это — требование определить пример отклоняющегося поведения.
3. Выявить в условии задания ключевые слова, на основании которых следует искать ответ. В нашем случае таким словосочетанием является «отклоняющееся поведение».
Напоминаем:
Отклоняющееся поведение — это социальное поведение несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе
4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа в контексте требования задания и выделенных ключевых слов. Соответственно, позиции 1 (чтение лекции профессором Р в студенческой аудитории), 2 (выступление оркестра Н. в зале филармонии), 4 (получение выпускником В. аттестата зрелости) не могут считаться примерами отклоняющегося поведения, поскольку соответствуют имеющимся нормам, принятым значительной частью людей. Позиция 3 (безбилетный проезд гражданина Д. в автобусе) является искомым примером, так как в данном случае речь идёт об административном правонарушении, а следовательно, о нарушении существующей нормы.
5. Установить единственный правильный ответ — 3) безбилетный проезд гражданина Д. в автобусе.
6. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
7. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А11 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 3.
А11 (3.1.) Ирина уехала из одного города в другой. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что перемещение Ирины является эмиграцией?
1) она уехала в командировку
2) она переехала жить в Европу
3) она уехала на отдых за границу по туристической путёвке
4) она отправилась к родственникам на юбилей
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать задание-задачу и отделить условие от вопроса.
2. Определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В данном случае представлено задание-задача на восстановление недостающего для вывода (ответа) звена информации. В нашем задании речь идёт об информации, которая позволит сделать вывод о том, что перемещение Ирины является эмиграцией.
3. Вспомнить особенность задания этой разновидности: все четыре предложенные варианта ответа характеризуют рассматриваемый социальный процесс (в данном случае перемещение Ирины), но только один из них представляет собой информацию, недостающую для вывода,— искомую характеристику.
4. Установить, какую характеристику социального процесса требуется указать. В данном задании требуется выбрать характеристику, свидетельствующую о том, что перемещение Ирины является эмиграцией. Это означает, что искомая характеристика должна быть свойственна перемещению лица как таковому, но отличать это перемещение от других (т. е. соответствовать эмиграции).
5. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа в контексте требования задания.
Напоминаем:
Эмиграция — переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам. Эмиграция представляет собой самостоятельное решение о переселении лиц или семьи, в отличие от насильственного переселения — выселения из страны или депортации
Соответственно, позиции 1 (она уехала в командировку), 3 (она уехала на отдых за границу по туристической путёвке), 4 (она отправилась к родственникам на юбилей) не говорят о том, что Ирина стала эмигрантом, т. е. не свидетельствует о её переселении в другую страну. Позиция 2 (она переехала жить в Европу) иллюстрирует понятие «эмиграция».
6. Установить единственный правильный ответ в соответствии с требованием задания — 2) она переехала жить в Европу.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А11 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 2.
А11 (*) В стране Д. социологической службой был проведён опрос 40-летних мужчин и женщин. Был задан вопрос: «Кто, по Вашему мнению, должен быть главой семьи?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.
Варианты ответа Мужчины Женщины
Муж 33 10
Жена 10 17
Старшие родственники 8 26
У всех членов семьи равные права 41 40
Затрудняюсь ответить 8 7
Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.
1) Более половины опрошенных не смогли определить своё отношение к проблеме.
2) Женщины в большей степени, нежели мужчины, стремятся к партнёрским отношениям в семье.
3) По мнению более чем трети опрошенных мужчин, главой семьи должен быть муж.
4) Среди опрошенных большинство является сторонниками главенствующей роли мужчины в семье.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В нашем случае речь идёт о задании, основанном на статистических данных, предъявляемых в виде таблицы.
2. Определить тематическую специфику задания, которая должна найти отражение в искомом выводе. В данном случае искомый вывод касается главенства в семье.
3. Проанализировать данные таблицы, выявляя доминирующие варианты ответа — у всех членов семьи равные права (81% опрошенных: 41% + 40%), за ним — муж (43% респондентов: 33% + 10%).
4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа, последовательно соотнося их с данными «развёрнутого» условия задания.
5. Определить неверные варианты ответа, т. е. выявить те три варианта, которые никак не вытекают из данных таблицы или противоречат им. Позиция 1 (Более половины опрошенных не смогли определить своё отношение к проблеме) не может считаться верной, поскольку, как свидетельствуют данные таблицы, затруднились ответить только 8% мужчин и 7% женщин, что представляет собой меньшинство. Позиция 2 (Женщины в большей степени, нежели мужчины, стремятся к партнёрским отношениям в семье) не является правильной. Как показывают результаты опроса, количество мужчин и женщин, ответивших, что «у всех членов семьи равные права», примерно одинаково (соответственно 41% мужчин и 40 % женщин). Позицию 3 (По мнению более чем трети опрошенных мужчин, главой семьи должен быть муж) следует признать верной. Действительно, 33% мужчин считают, что муж должен быть главным в семье. Позиция 4 (Среди опрошенных большинство является сторонниками главенствующей роли мужчины в семье) — неверная, так как среди опрошенных на первом месте по популярности оказалось равноправие в семье (81% респондентов). Таким образом, позиции 1, 2, 4 являются неверными.
6. Установить единственный правильный ответ — 3) По мнению более чем трети опрошенных мужчин, главой семьи должен быть муж.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А11 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 3.
А11 (*) В стране М. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какие цели Вы, как член семьи, ставите перед собой?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
16%
14
— выжить
| | — жить не хуже других семей страны М.
[Щ — жить лучше других семей страны М.
- жить так, как средняя семья в современной развитой стране
жить лучше, чем средняя семья в современной развитой стране
В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опирается на информацию, содержащуюся в диаграмме?
1) Большинство опрошенных в стране М. находится ниже черты бедности.
2) Большинство опрошенных в стране М. ориентировано на стандарты потребления современных развитых стран.
3) Более половины опрошенных сравнивает своё материальное положение с другими жителями страны М.
4) В стране М. увеличилась численность среднего класса.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В нашем случае речь идёт о задании, основанном на статистических данных, предъявляемых в виде диаграммы.
2. Определить тематическую принадлежность задания, которая должна найти отражение в искомом выводе. В данном случае искомый вывод касается журналистской оценки, которая реально (фактически) опирается на информацию, содержащуюся в диаграмме.
3. Проанализировать диаграмму с целью определения данных условия задания, мысленно переводя отдельные аспекты условно-графической информации в словесно-описательную форму.
Следует проанализировать сам вопрос социологической службы страны М., на который респондентам предлагалось ответить, — «Какие цели Вы, как член семьи, ставите перед собой?». Далее необходимо прочитать легенду диаграммы, соотнося её с соответствующими сегментами, установить количество опрошенных, выбравших каждый вариант ответа на вопрос социологической службы. Записать при необходимости соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.
В данном случае следует выявить пять целей, которые опрошенные, как члены семьи, ставят перед собой: выжить (16%), жить не хуже других семей страны М. (54%), жить лучше других семей страны М. (10%), жить так, как средняя семья в современной развитой стране (14%), жить лучше, чем средняя семья в современной развитой стране (6%).
4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа, соотнося каждый из них (в нашем случае журналистские оценки, реально (фактически) опирающиеся на информацию, содержащуюся в диаграмме) с обобщёнными данными опроса.
5. Определить неверные варианты ответа, т. е. выявить те три варианта, которые никак не вытекают из данных диаграммы или противоречат им. Позиция 1 (Большинство опрошенных в стране М. находится ниже черты бедности) не является верной, поскольку этот тезис никак не вытекает из данных, которые представлены в диаграмме. Позиция 2 (Большинство опрошенных в стране М. ориентировано на стандарты потребления современных развитых стран) может быть также отнесена к разряду неверных. Так, результаты опроса свидетельствуют, что только 14% респондентов стремятся жить так, как средняя семья в современной развитой стране, и лишь 6% заявили о том, что они хотят жить лучше, чем средняя семья в современной развитой стране. Позиция 3 (Более половины опрошенных сравнивает своё материальное положение с другими жителями страны М.) является верной, поскольку такой вариант ответа выбрали 54% опрошенных, т. е. более половины. Позиция 4 (В стране М. увеличилась численность среднего класса) не может быть признана верной, поскольку данные диаграммы не позволяют сделать подобный вывод. Таким образом, позиции 1, 2, 4 являются неверными.
6. Установить единственный правильный ответ — 3) Более половины опрошенных сравнивает своё материальное положение с другими жителями страны М.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А11 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 3.
А12 (3.8.) Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы позволяют контролировать и оценивать поведение людей.
Б. Социальные нормы всегда являются выражением воли государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и вычленить тот социальный объект, о котором сформулированы суждения, обозначенные буквами А и Б. В данном случае им являются социальные нормы.
2. Уяснить требование: необходимо определить истинность суждений о социальных нормах.
3. Вспомнить сущность социальной нормы.
Напоминаем:
Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь
4. Провести смысловой анализ каждого из приведённых суждений и определить аспекты, которых они касаются. В суждении А — контроль и оценка поведения людей. В суждении Б — всегда выражение воли государства.
5. Соотнести выявленные аспекты с социальным объектом (т. е. с социальными нормами). Суждение А является истинным, поскольку в социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения, с помощью которых возможно контролировать и оценивать поведение людей.
Суждение Б нельзя отнести к верным, так как в состав социальных норм входят обычаи, традиции, нормы морали, религиозные, эстетические нормы, которые могут не являться выражением воли государства.
6. Установить единственный правильный ответ — 1) верно только А.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз прочитав каждое суждение и оценив его истинность.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А12 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 1.
Ответ:
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания.
2. Определить тематическую принадлежность схемы. В данном случае речь идёт об исторических типах стратификационных систем (раздел курса обществознания «Социальные отношения»).
3. Соотнести основное понятие (в нашем случае «исторические типы стратификационных систем») в схеме и его элементы (кастовая система, сословная система, классовая система). Необходимо обратить внимание на логическую последовательность расположения на схеме указанных элементов, каждый из которых предшествует последующему элементу. Поэтому слово, которое необходимо записать вместо пропуска, относится к первому историческому типу стратификации, возникшему раньше остальных.
Расположение элементов схемы содержит подсказку: от стратификационной системы максимально жёсткого закрепления людей в стратах до системы открытого типа, не предполагающей юридического или какого-либо другого способа закрепления индивида за определённой стратой (т. е. классовой системы). Таким образом, осталось определить, какая стратификационная система максимально жёстко закрепляла людей в низших стратах. Такой системой являлось рабство.
4. Установить искомый элемент схемы — рабство.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав заполненную схему.
6. Записать ответ — рабство — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1, начиная с первой клеточки.
В2 (3.7.) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за ис
ключением двух, относятся к понятию «социальный конфликт».
1) Инцидент; 2) этнос; 3) противоречие; 4) воздействие;
5) стратификация; 6) соперничество.
Найдите два термина, относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания. В данном случае необходимо найти и указать два термина, не относящихся к понятию «социальный конфликт».
2. Определить тематическую принадлежность приведённого перечня терминов по родовому понятию задания. В нашем случае родовое понятие — «социальный конфликт» (раздел курса обществознания «Социальные отношения»).
3. Проанализировать предложенный перечень терминов, каждый из которых соотнести с родовым понятием с целью нахождения лишних элементов. Соответственно, применительно к данному заданию термины 1) «инцидент», 3) «противоречие», 4) «воздействие», 6) «соперничество» связаны с понятием «социальный конфликт». Термины 2) «этнос» и 5) «стратификация» не относятся к социальному конфликту.
Напоминаем:
Этнос — это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.
Стратификация — это система, включающая множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа
4. Установить лишние элементы в перечне терминов — термины
2) «этнос» и 5) «стратификация».
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав предложенный перечень терминов.
6. Записать ответ —25 —разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В2, начиная с первой клеточки.
В4 (3.5.) Найдите в приведённом ниже списке формы межнациональной дифференциации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) протекционизм в экономике
2) транснациональные корпорации
3) национализм в различных формах в политике и культуре
4) экономические союзы
5) самоизоляция
6) взаимопроникновение религий
Ответ:
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания.
2. Вычленить ключевое понятие, которое представлено в задании. В данном случае речь идёт о межнациональной дифференциации.
Напоминаем:
Межнациональная дифференциация — это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах. Противоположным процессом является межнациональная интеграция
3. Рассмотреть приведённый список черт, свойств, признаков, характеристик, примеров и соотнести их с ключевым понятием. В нашем случае речь идёт о формах межнациональной дифференциации.
Исходя из этого, позиции 1 (протекционизм в экономике), 3 (национализм в различных формах в политике и культуре), 5 (самоизоляция) являются формами межнациональной дифференциации. Соответственно, позиции 2 (транснациональные корпорации), 4 (экономические союзы), 6 (взаимопроникновение религий) характеризуют понятие «межнациональная интеграция».
4. Установить верную последовательность форм межнациональной дифференциации в виде комбинации цифр — 135.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав положения приведённого списка.
6. Записать ответ — 135 — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В4, начиная с первой клеточки.
В6 (3.1.) Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«К каналам, или « » (А), социальной мобильности относят следующие социальные (Б): армию, церковь, семью, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т. д. Они как бы фильтруют и отбирают индивидов, осуществляя своеобразную (В). Причины, позволяющие достичь успеха в продвижении вверх по стратификационной (Г),— социальный (Д) семьи, уровень образования, национальность, выгодный брак, способности, воспитание, место жительства. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоёв, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) статус
2) селекция
3) карьера
4) лестница
5) институт
6) классификация
7) лифт
8) стиль
9) стратификация
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
А Б В Г Д Е
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания.
2. Бегло просмотреть приведённый текст, определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт о социальной мобильности (раздел курса обществознания «Социальные отношения»).
3. Последовательно подставлять термины из предлагаемого списка на место пропусков. «Подошедший» термин отметить как использованный. Применительно к приведённому заданию следует обратить внимание на то, что каналы социальной мобильности называются лифтами. Поэтому вместо пропуска А должно появиться слово «лифт» (цифра 7). Армия, церковь, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой информации представляют собой устойчивые формы организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей, т. е. являются социальными институтами. Поэтому вместо пропуска Б нужно поставить слово «институт» (5). Фильтрация и отбор индивидов означает не что иное, как селекцию. Соответственно, пропуск В заполняем словом «селекция» (2). Продвижение вверх, как правило, осуществляется по лестнице. Следовательно, вместо пропуска Г появляется слово «лестница» (4). Среди причин, которые позволяют достичь успеха, огромное значение имеет социальное положение (или статус) семьи. Поэтому вместо пропуска Д следует поставить слово «статус» (1). Перемещение индивидов и групп из одних социальных слоёв, общностей в другие характеризует изменение положения индивида или группы в обществе в системе социальной стратификации. Соответственно, пропуск Е заполняется словом «стратификация» (9).
4. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст с заполненными пропусками.
5. Записать ответ — 752419 — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В6, начиная с первой клеточки.
С6 (3.12.) Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них примером.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт о ролевых конфликтах (раздел курса обществознания «Социальные отношения»).
2. Сформулировать сущность социального объекта, указанного в задании. Соответственно, имеется в виду понятие «ролевой конфликт».
Напоминаем:
Ролевой конфликт — несовпадение социальных ролей, возникновение между ними противоречий и конфликтных отношений.
Разновидности ролевых конфликтов: внутриролевой, межроле- вой, личностно-ролевой
3. Определить оптимальный тип фактического материала, который можно использовать в качестве примеров. В нашем случае целесообразно использовать сконструированные типичные модели социальных ситуаций.
4. Привести три примера, иллюстрирующих разновидности ролевых конфликтов: гражданин Н., будучи журналистом светской хроники, собирал «жареные» факты о звёздах шоу-бизнеса, подчас используя любые средства, что вступало в противоречие с его нравственными принципами, с пониманием недопустимости нарушать право на неприкосновенность частной жизни звезды (применительно к внутриролевому конфликту); гражданин Л. являлся руководителем крупной фармацевтической фирмы, что заставляло его проводить значительное время на работе в ущерб выполнения ролей мужа и отца (применительно к межролевому конфликту); гражданка К. обладала блестящими способностями драматической актрисы. Закончив театральный институт, она вышла замуж за состоятельного бизнесмена и сосредоточила все свои силы на ведении домашнего хозяйства, постоянно думая о том, что не может раскрыть и проявить свои актёрские способности (применительно к личностно-ролевому конфликту).
Могут быть приведены другие примеры.
5. Проверить правильность своего ответа, сверив количество примеров с требованием задания, связь примеров с обозначенными в условии задания разновидностями ролевых конфликтов.
Совет: целесообразно нумеровать и подписывать элементы ответа, например:
Разновидности Иллюстрирующие
ролевых конфликтов их примеры
1. Внутриролевой — Пример...
2. Межролевой — Пример...
3. Личностно-ролевой — Пример...
6. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С6, а затем ответ на него.
С7 (3.14.) В ходе социологического опроса, проведённого Институтом молодёжной политики и социальных технологий «МАГИ» Российского государственного технологического университета им. К.Э. Циолковского в конце 2006 г., 2119 молодым россиянам был задан вопрос: «Какой из основных видов брачных отношений Вы предпочитаете?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме.
— зарегистрированный брак
ИЗ — гражданский брак
I I — одиночество
| — я об этом не задумывался
Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания-задачи.
2. Запомнить требования (в нашем случае: Сформулировать любые три вывода по результатам опроса и обосновать один из них), записать их в черновике.
3. Соотнести требования, сформулированные в задании-задаче, с её условием:
определить полезную информацию, содержащуюся в явном или неявном («зашифрованном») виде в условии. В данном случае следует проанализировать сам вопрос Института молодёжной политики и социальных технологий, на который респондентам предлагалось ответить — «Какой из основных видов брачных отношений Вы предпочитаете?». Далее необходимо прочитать легенду гистограммы, соотнося её с соответствующими столбцами, установить количество опрошенных, выбравших каждый вариант ответа на вопрос Института молодёжной политики и социальных технологий. Записать при необходимости соответствующее число рядом с каждой позицией легенды;
определить тематическую принадлежность задания. В нашем случае речь идёт о видах брачных отношений (раздел курса обществознания «Социальные отношения»);
соотнести информацию, полученную в результате анализа гистограммы, с условием задания-задачи.
4. Наметить предполагаемый ответ в соответствии с требованием.
Напоминаем: возможна нумерация всех элементов ответа
В данном случае можно отметить, что:
1) большинство опрошенных предпочитает традиционную, юридически зарегистрированную форму брачных отношений;
2) старшеклассники в большей степени, нежели студенты и работающая молодёжь, предпочитают традиционный зарегистрированный брак;
3) для студентов и работающих молодых людей приемлем гражданский брак.
Далее необходимо привести обоснование одного из выводов, например, вывода 2: старшеклассники в большей степени следуют установкам в рамках осуществления социализирующей, воспитательной деятельности.
5. Сформулировать предполагаемый ответ на первое задание.
В качестве любых трёх выводов, сформулированных по результатам опроса молодых россиян, могут быть приведены следующие:
1) Большинство студентов и представителей работающей молодёжи предпочитают традиционную, юридически зарегистрированную форму брачных отношений.
2) Большее число опрошенных старшеклассников, чем студентов и представителей работающей молодёжи, на первое место среди основных видов брачных отношений поставило традиционный зарегистрированный брак.
3) Гражданский брак одинаково приемлем для студентов и для работающих молодых людей.
6. Сформулировать предполагаемый ответ на второе задание.
В качестве обоснования вывода 2 может быть приведено следующее: такой высокий результат, продемонстрированный старше - классниками, обусловлен их следованием установкам, формируемым родителями, другими членами семей, школой и т. д. в рамках осуществления социализирующей, воспитательной деятельности, а также меняющимся к лучшему отношением общества к традиционным ценностям, среди которых семья и брак занимают первое место.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз определив:
соответствует ли ответ существу требований задания-задачи;
дан ли ответ на каждый вопрос задания-задачи;
нет ли противоречий между приведёнными выводами;
нет ли в условии задания-задачи данных, противоречащих приведённым выводам;
можно ли считать предложенные выводы единственно возможными;
не следует ли из условия задания-задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены.
8. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С7, а затем ответ на него, пронумеровав или подписав все элементы ответа (необходимое количество выводов, обоснование одного из них) в соответствии с требованием задания-задачи.
С8
(3.3.) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Молодёжь как социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт о молодёжи как социальной группе (раздел курса обществознания «Социальные отношения»).
2. Мысленно представить весь изученный материал, раскрывающий содержание предложенной темы. Соответственно, «Молодёжь как социальная группа». Наметить главные части развёрнутого ответа.
3. Озаглавить каждую часть по ведущей, главной мысли, например: 1) Молодёжь как социологическое понятие; 2) Особенности социального положения молодёжи; 3) Социально-психологические качества молодёжи; 4) Типы самодеятельности молодёжи; 5) Неформальные молодёжные группы; 6) Причины отклоняющегося поведения молодёжи.
4. Расставить основные пункты плана в логической последовательности.
5. Ввести подпункты, раскрывающие содержание основных пунктов плана, например:
1) Молодёжь как социологическое понятие.
2) Особенности социального положения молодёжи:
а) переходность положения;
б) высокий уровень мобильности;
в) освоение новых социальных ролей;
г) перспективы в профессиональном и карьерном плане.
3) Социально-психологические качества молодёжи:
а) неустойчивость психики;
б) внутренняя противоречивость;
в) низкий уровень толерантности;
г) стремление отличаться от остальных;
д) специфическая молодёжная субкультура.
4) Типы самодеятельности молодёжи.
5) Неформальные молодёжные группы:
а) хиппи;
б) панки;
в) рокеры;
г) футбольные фаны и др.
6) Причины отклоняющегося поведения молодёжи.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
6. Проверить правильность своего ответа, установив, содержит ли план не менее трёх пунктов, два из которых детализированы в подпунктах.
7. Мысленно обосновать для себя логическую последовательность изложения материала по теме «Молодёжь как социальная группа».
8. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С8, а затем ответ на него.