Примеры тематических заданий и алгоритмы их выполнения
А14
(4.3.) Политические учения, ценности и образцы поведения относятся к подсистеме
1) коммуникативной
2) функциональной
3) нормативной
4) культурно-идеологической
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и определить, какое оно содержит требование. В данном случае это — требование определить подсистему, к которой относятся политические учения, ценности и образцы поведения.
2. Выделить в условии задания ключевые слова, на основании которых следует искать ответ. В нашем случае такими словами являются «политические учения», «ценности», «образцы поведения».
3. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа в контексте требования задания и выделенных ключевых слов.
Напоминаем:
Коммуникативная подсистема включает совокупность связей и взаимодействий между подсистемами политической системы, между политической системой и другими подсистемами общества, между политическими системами различных стран.
Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы её осуществления.
Нормативная подсистема включает политические принципы, политические традиции, нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, в процедурах, определяющих правила поведения в политике.
Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию, политическую идеологию и политическую культуру
Соответственно, к позициям 1 (коммуникативной), 2 (функциональной), 3 (нормативной) политические учения, ценности и образцы поведения не относятся. Следовательно, они принадлежат к позиции 4(культурно-идеологической).
4. Установить единственный правильный ответ — 4) культурноидеологической.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
6. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А14 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 4.
А15
(4.2.) В государстве Д. реальный акцент во властных полномочиях смещён в пользу выборного парламента — Национальной ассамблеи и правительства — Совета министров, а король выполняет, в основном, представительские функции. Какая форма правления существует в государстве Д.?
1) парламентская республика
2) парламентская монархия
3) абсолютная монархия
4) полупрезидентская республика
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания-задачи и отделить условие от вопроса.
2. Определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В данном случае представлено задание-задача, содержащее описание конкретной ситуации — формы правления, существующей в государстве Д.
3. Проанализировать условие и выявить в нём ключевые слова для ответа на вопрос. В нашем задании такими ключевыми словами являются «выборный парламент, обладающий властными полномочиями», «представительские функции короля».
4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа в контексте требования задания и выделенных ключевых слов. Соответственно, в условии задания говорится о короле (т. е. о монархе). Это позволяет сделать вывод, что в государстве Д. существует монархия. Следовательно, позиции 1 (парламентская республика), 4 (полупрезидентская республика) не соотносятся с предложенным описанием государства Д. и поэтому могут быть отброшены.
Напоминаем:
Парламентская монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть формально принадлежит монарху, который по большей части выполняет представительские, церемониальные функции, выступая символом единства нации.
Абсолютная монархия — это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью и реально принадлежит единоличному главе государства — монарху
Ключевые слова «выборный парламент, обладающий властными полномочиями» и «представительские функции короля» дают возможность констатировать, что в государстве Д. сложилась парламентская монархия. Позиция 3 (абсолютная монархия) не отражает особенности формы правления государства Д.
5. Определить неверные варианты ответа. Таковыми являются позиции 1, 3, 4, поскольку они никак не связаны с описанной в условии задания конкретной ситуацией.
6. Установить единственный правильный ответ — 2) парламентская монархия.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А15 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 2.
А15
(*) В стране Б. социологической службой был проведён в 2004 г., 2006 г., 2008 г. опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Как, на Ваш взгляд, осуществляется развитие политической элиты общества?».
Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.
Варианты ответа 2004 г. 2006 г. 2008 г.
Политическая элита общества пополняется самыми энергичными, прогрессивными, талантливыми людьми 30 42 48
Политическая элита общества пополняется людьми с отрицательными личностными качествами и преступным поведением 49 40 35
Затрудняюсь ответить 21 18 17
Проанализируйте результаты опроса и выберите верное утверждение.
1) Увеличилось количество граждан, затруднившихся определить своё отношение к развитию политической элиты общества.
2) В 2004 г. доминировала позиция граждан, согласно которой политическая элита общества пополняется самыми энергичными, прогрессивными, талантливыми людьми.
3) В 2006 г. треть опрошенных указала на то, что политическая элита общества пополняется людьми с отрицательными личностными качествами и преступным поведением.
4) Снизилось количество граждан, отмечавших, что политическая элита общества пополняется людьми с отрицательными личностными качествами и преступным поведением.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В нашем случае речь идёт о задании, основанном на статистических данных, предъявляемых в виде таблицы.
2. Определить тематическую принадлежность задания, которая должна найти отражение в искомом выводе. В данном случае искомый вывод касается особенностей развития политической элиты общества Б.
3. Проанализировать данные таблицы, выявляя тенденции, связанные с развитием политической элиты общества Б. Так, увеличилось количество опрошенных совершеннолетних граждан, утверждавших, что политическая элита общества пополняется самыми энергичными, прогрессивными, талантливыми людьми (с 30% в 2004 г. до 48% в 2008 г.). Одновременно сократилось число респондентов, считавших, что политическая элита общества пополняется людьми с отрицательными личностными качествами и преступным поведением (с 49% в 2004 г. до 35% в 2008 г.). Уменьшилось также количество опрошенных, затруднившихся сформулировать ответ (с 21% в 2004 г. до 17% в 2008 г.).
4. Проанализировать каждый из четырёх предложенных вариантов ответа, соотнося каждый из них с данными «развёрнутого» условия задания.
5. Определить неверные варианты ответа, т. е. выявить те три варианта, которые никак не вытекают из данных таблицы или противоречат им.
Позиция 1 (Увеличилось количество граждан, затруднившихся определить своё отношение к развитию политической элиты общества) не может считаться верной, поскольку данные таблицы свидетельствуют об обратном: с 2004 г. по 2008 г. произошло сокращение количества граждан, затруднившихся определить своё отношение к развитию политической элиты общества (соответственно с 21% до 17%). Позиция 2 (В 2004 г. доминировала позиция граждан, согласно которой политическая элита общества пополняется самыми энергичными, прогрессивными, талантливыми людьми) также не может рассматриваться в качестве правильной, так как в 2004 г., как показывают данные таблицы, преобладало мнение, согласно которому политическая элита общества пополняется людьми с отрицательными личностными качествами и преступным поведением (49% респондентов). Позиция 3 (В 2006 г. треть опрошенных указала на то, что политическая элита общества пополняется людьми с отрицательными личностными качествами и преступным поведением) не является верной, поскольку, как свидетельствуют данные таблицы, это мнение разделяли не треть опрошенных, а 40% респондентов.
Таким образом, позиции 1, 2, 3 можно отнести к неверным.
6. Установить единственный правильный ответ — 4) Снизилось количество граждан, отмечавших, что политическая элита общества пополняется людьми с отрицательными личностными качествами и преступным поведением. Этот ответ вытекает из данных опроса: число респондентов уменьшилось с 49% (2004 г.) до 35% (2008 г.).
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А15 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 4.
А15
(*) В стране М. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан: мужчин и женщин. Был задан вопрос: «Какой социальный институт в большей степени определяет Ваше участие в политической жизни общества?» Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в гистограмме.
7оА
50
40
30
20
10
42%
135%
23%
(хххх
(ХХХХ
(ХХХХ
(ХХХХ
(ХХХХ
(ХХХХ
ГУУУУ _
Женщины
Мужчины
ПП — семья
| — политические лидеры, группы и организации ? — СМИ — церковь
В средствах массовой информации были представлены различные интерпретации данных опроса. Ниже приведены некоторые мнения. Какая из журналистских оценок реально (фактически) опирается на информацию, содержащуюся в гистограмме?
1) В стране М. полностью доминирует светское сознание.
2) Семья оказывает самое существенное влияние на участие граждан страны М. в политической жизни.
3) В стране М. женщины в большей степени, чем мужчины, подвержены влиянию со стороны политических лидеров, групп и организаций.
4) СМИ по-прежнему играют решающую роль в определении участия населения страны М. в политической жизни общества.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие и определить разновидность задания на обращение к социальным реалиям. В нашем случае речь идёт о задании, основанном на статистических данных, предъявляемых в виде гистограммы.
2. Определить тематическую принадлежность задания, которая должна найти отражение в искомом выводе. В данном случае искомый вывод касается журналистской оценки, которая реально (фактически) опирается на информацию, содержащуюся в гистограмме.
3. Проанализировать гистограмму с целью определения данных условия задания, мысленно переводя отдельные аспекты условнографической информации в словесно-описательную форму. Следует проанализировать сам вопрос социологической службы страны М., на который респондентам предлагалось ответить — «Какой социальный институт в большей степени определяет Ваше участие в политической жизни общества?». Далее необходимо прочитать легенду гистограммы, соотнося её с соответствующими столбцами, установить количество опрошенных, выбравших каждый вариант ответа на вопрос социологической службы. Записать при необходимости соответствующие числа (с разделением на количество мужчин и женщин) рядом с каждой позицией легенды.
В данном случае следует выявить четыре социальных института, которые в большей степени определяют участие совершеннолетних граждан (мужчин и женщин) в политической жизни общества [семья (10% мужчины, 25% женщины)], политические лидеры, группы и организации (42% мужчины, 20% женщины), СМИ (35% мужчины, 30% женщины), церковь (23% мужчины, 25% женщины)) и доминирующие варианты социальных институтов — политические лидеры, группы и организации (62%), СМИ (65%).
4. Проанализировать каждый из четырёх вариантов ответа, последовательно соотнося их [в нашем случае журналистские оценки, реально (фактически) опирающиеся на информацию, содержащуюся в гистограмме] с обобщёнными данными опроса.
5. Определить неверные варианты ответа, т. е. выявить те три варианта, которые никак не вытекают из данных гистограммы или противоречат им.
Позиция 1 (В стране М. полностью доминирует светское сознание) не может считаться верным вариантом ответа, поскольку в гистограмме полностью отсутствует информация для подобной журналистской оценки. Позиция 2 (Семья оказывает самое существенное влияние на участие граждан страны М. в политической жизни) противоречит данным опроса, поскольку самое существенное влияние оказывают СМИ (65% респондентов), а не семья (35% опрошенных). Позиция 3 (В стране М. женщины в большей степени, чем мужчины, подвержены влиянию со стороны политических лидеров, групп и организаций) также можно отнести к неверным вариантам ответа, так как результаты опроса говорят об обратном: 42% мужчин и лишь 20% женщин отметили политических лидеров, группы и организации в качестве социального института, который в большей степени определяет их участие в политической жизни общества. Таким образом, позиции 1, 2, 3 являются неверными.
6. Установить единственный правильный ответ — 4) СМИ по- прежнему играют решающую роль в определении участия населения страны М. в политической жизни общества. Эта журналистская оценка вытекает из данных опроса: 65% (35% + 30%) респондентов в качестве социального института, который в большей степени определил их участие в политической жизни общества, указали на СМИ.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав предложенные варианты, сопоставляя с требованием задания не- выбранные альтернативы.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А15 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 4.
А16 (4.10.) Верны ли следующие суждения о мажоритарной избирательной системе?
А. Мажоритарная избирательная система создаёт условия для представительства широкого спектра политических партий в парламенте, отражая волю меньшинства.
323
Б. Мажоритарная избирательная система способствует укреплению связей между кандидатом (в дальнейшем — депутатом) и избирателями.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и вычленить тот социальный объект, о котором сформулированы суждения, обозначенные буквами А и Б. В данном случае им является мажоритарная избирательная система.
2. Уяснить требование: необходимо определить истинность суждений о мажоритарной избирательной системе.
3. Вспомнить сущность мажоритарной избирательной системы.
Напоминаем:
Мажоритарная избирательная система — система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов
4. Провести смысловой анализ каждого из приведённых суждений и определить аспекты, которых они касаются. В суждении А — создание условий для представительства широкого спектра политических партий в парламенте, что отражает волю меньшинства. В суждении Б — создание условий для укрепления связей между кандидатом (в дальнейшем — депутатом) и избирателями.
5. Соотнести выявленные аспекты с социальным объектом (т. е. с мажоритарной избирательной системой).
Суждение А не является истинным, поскольку мажоритарная избирательная система обеспечивает партии-победителю на выборах значительное большинство в парламенте, практически исключая возможность победы в ходе избирательной кампании малочисленной партии. При этой системе выборов получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах. Поэтому утверждать, что мажоритарная избирательная система отражает волю меньшинства, вряд ли правомерно.
Суждение Б является верным, поскольку при мажоритарной избирательной системе избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет. Кандидат, как правило, хорошо знает положение дел в своём избирательном округе, лично знаком с его наиболее активными представителями. Соответственно, и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти. Поэтому можно утверждать, что мажоритарная избирательная система способствует укреплению связей между кандидатом (в дальнейшем — депутатом) и избирателями.
6. Установить единственный правильный ответ — 2) верно только Б.
7. Проверить правильность своего ответа, ещё раз прочитав каждое суждение и оценив его истинность.
8. Поставить в бланке ответов № 1 под номером задания А16 знак «х» («крестик») в клеточке под номером 2.
B1 (4.14.) Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Государственная власть в РФ
Наименование органа власти Его важнейшие функции
Федеральное собрание Принимает конституционные законы, федеральные законы, законы о поправках к Конституции РФ; утверждает федеральный бюджет
Правительство РФ Реализует внутреннюю и внешнюю политику государства, осуществляет регулирование вопросов экономики и социальной сферы
Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти
Ответ:
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания.
2. Определить тематическую принадлежность фрагмента таблицы. В данном случае речь идёт о государственной власти в РФ (раздел курса обществознания «Политика»).
3. Соотнести название фрагмента таблицы («Государственная власть в РФ») с наименованиями органов государственной власти, а также соотнести орган государственной власти с его важнейшей функцией.
Напоминаем: в РФ существует принцип разделения властей: на законодательную (Федеральное собрание), исполнительную (Правительство РФ), судебную (судебная система РФ). Сочетает элементы законодательной, исполнительной и судебной властей в своих полномочиях Президент РФ
Соответственно, анализ важнейших функций представленных во фрагменте таблицы органов государственной власти РФ позволяет сделать вывод, что в ней отсутствует судебная система, основное назначение которой — осуществление правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судо- производств. Между тем, такую функцию, как обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, можно реализовать, не относясь прямо ни к одной из ветвей государственной власти. Такими возможностями обладает только Президент РФ, являющийся главой Российского государства.
4. Установить искомый элемент фрагмента таблицы — Президент (Президент РФ).
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав заполненный фрагмент таблицы.
6. Записать ответ — Президент (Президент РФ) — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В1, начиная с первой клеточки.
B3 (4.8.) Установите соответствие между политическими партиями и основаниями их классификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ПАРТИИ КЛАССИФИКАЦИИ
A) массовые 1) тип политической программы
Б) оппозиционные 2) организационный признак
B) центристские 3) отношение к проводимой политике
Г) кадровые
Д) «народные»
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания.
2. Определить тематическую принадлежность сведений, представленных в столбцах. В данном случае речь идёт о политических партиях и основаниях их классификации (раздел курса обществозна- ния «Политика»).
3. Определить содержание понятий, данных во втором столбце, и установить их видовые отличия. В нашем случае речь идёт об основаниях классификации политических партий.
Напоминаем: исходя из типа политической программы различают левые, правые, центристские партии. В современных условиях многие партии стали утрачивать сугубо классовый характер и провозгласили себя «народными партиями» (или партиями «для всех»).
По организационному признаку партии подразделяются на массовые и кадровые.
По отношению к проводимой политике различают правящие и оппозиционные партии
4. Осмыслить существенные черты, свойства, признаки, характеристики, примеры социальных явлений, приведённых в первом столбце, и соотнести их с каждым из понятий, содержащихся во втором столбце. В данном случае необходимо соотнести политические партии и основания их классификации. Соответственно, позиция А (массовые) будет связана с организационным признаком (2), позиция Б (оппозиционные) — с отношением к проводимой политике (3), позиция В (центристские) — с типом политической программы (1), позиция Г (кадровые) — с организационным признаком (2), позиция Д («народные») — с типом политической программы (1).
5. Установить верное соответствие в виде комбинации цифр — 23121.
6. Проверить правильность своего ответа, ещё раз соотнеся политические партии и основания их классификации.
7. Записать ответ — 23121 — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В3, начиная с первой клеточки.
B4 (4.1.) Найдите в приведённом ниже списке основные признаки государственной власти, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторитарный характер 4) харизматический характер
2) публичный характер 5) территориальный характер
3) демократический характер 6) суверенный характер
Ответ:
Алгоритм выполнения задания
1. Проанализировать условие задания.
2. Вычленить ключевое понятие, которое представлено в задании. В данном случае речь идёт о государственной власти.
Напоминаем:
Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (вреспубликах) или подданные (в монархиях)
3. Рассмотреть приведённый список черт, свойств, признаков, характеристик, примеров и соотнести их с ключевым понятием. В нашем случае речь идёт об основных признаках государственной власти.
Напоминаем:
Основные признаки государственной власти — это признаки, присущие любой государственной власти как таковой, независимо от формы государства
Позиции 1 (авторитарный характер) и 3 (демократический характер) отражают особенности политического режима, влияющего на проявление государственной власти. Эти позиции не раскрывают её основные признаки, которые должны быть присущи государственной власти как таковой, независимо от формы государства. Аналогичный вывод можно сделать применительно к позиции 4 (харизматический характер), так как государственная власть, исходя из типологии политического господства, может быть не только харизматической, но и традиционной, легальной (рационально-правовой). Соответственно, к основным признакам государственной власти могут быть отнесены: позиции 2 (публичный характер), 5 (территориальный характер), 6 (суверенный характер).
4. Установить верную последовательность основных признаков государственной власти в виде комбинации цифр — 256.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав положения приведённого списка.
6. Записать ответ — 256 — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В4, начиная с первой клеточки.
B5 (4.9.) Прочитайте приведённый ниже текст, каждое поло
жение которого обозначено определённой буквой.
(А) Регулированию деятельности института средств массовой информации посвящён ряд нормативных документов таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО и др. (Б) Законодательством РФ определены нормы эфирного времени, которое отводится на государственных каналах при проведении предвыборной кампании всем субъектам, участвующим в ней. (В) Считается, что имея возможность использования средств массовой информации, субъекты политической деятельности приобретают практически неограниченные возможности влияния на массовую аудиторию. (Г) Созданием различных политических мифов общество, на наш взгляд, поистине обязано средствам массовой информации
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую
Ответ:
его характер.
А Б В Г
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать приведённый текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
2. Последовательно оценить каждое из четырёх положений, определяя, где приведён факт, а где — мнение (оценочное суждение).
Напоминаем: факт признаётся как данность, как непреложная истина (одним из значений слова «факт» является «истинное знание»). Объяснение фактов, отношение к ним, оценка их роли могут быть различными
3. Соотнести каждое приведённое положение с определениями факта и суждения (см. с. 39).
Положения А и Б фиксируют только факты, т. е. соответствуют цифре 1. В двух других положениях В и Г выражены отношение и оценка. Речевые обороты «считается» (положение В), «на наш взгляд» (положение Г) позволяют легко определить оценочный характер последних двух суждений, т. е. их соответствие цифре 2.
4. Установить верную комбинацию цифр — 1122.
5. Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав приведённый текст.
6. Записать ответ — 1122 — разборчиво, без пробелов, запятых и других дополнительных символов в бланке ответов № 1 справа от номера задания В5, начиная с первой клеточки.
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4. (4.5.)
«Демократия по сути своей — средство, утилитарное приспособление для защиты социального мира и свободы личности. Как таковая, она не безупречна, не надёжна сама по себе. Не следует забывать и того, что часто в истории расцвет культурной и духовной свободы приходился на периоды авторитарного правления, а не демократии и что правление однородного, догматичного большинства может сделать демократию более невыносимой, чем худшая из диктатур.
Обращать внимание на то, что демократия находится под угрозой, стало модно, и в этом таится некоторая опасность. Отсюда происходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока высшая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочно: вовсе не источник власти, а её ограничение является надёжным средством от произвола. Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твёрдо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию.
Когда правительство должно определить, сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам страны, какие угольные шахты целесообразно оставить действующими или почём продавать в магазинах ботинки,— все такие решения нельзя вывести из формальных правил или принять раз и навсегда или на длительный период. Они неизбежно зависят от обстоятельств, меняющихся очень быстро. И, принимая такого рода решения, приходится всё время иметь в виду сложный баланс интересов различных индивидов и групп. В конце концов, кто-то находит основания, чтобы предпочесть одни интересы другим. Эти основания становятся частью законодательства. Так рождаются привилегии, возникает неравенство, навязанное правительственным аппаратом...
Государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определённого типа, предоставив индивидам свободу во всём, что связано с обстоятельствами места и времени, ибо только индивиды могут знать в полной мере эти обстоятельства и приспосабливать к ним свои действия. А чтобы индивиды могли сознательно строить планы, у них должна быть возможность предвидеть действия правительства, способные на эти планы влиять» (Ф.Хайек).
C1 Какую роль в регулировании общественной жизни в условиях демократии, по мнению автора, должно играть государство? Почему в остальном индивиды должны быть свободны?
C2 какие три угрозы для демократии назвал автор?
C3 Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, приведите три конкретных примера «твёрдо установленных правил» демократии, которые не допускают её перерождения в диктатуру.
C4 Автор утверждает, что демократия — средство «для защиты... свободы личности». Приведите три аргумента, подтверждаю - щие этот тезис.
Алгоритм выполнения заданий
1. Внимательно прочитать как приведённый текст, так и задания и вопросы к нему.
2. Определить тематическую принадлежность предложенного текста. В данном случае речь идёт о демократии (раздел курса обществознания «Политика»).
3. Вычленить главную идею текста: для этого ответить на вопрос: «О чём говорится в тексте?» («Чему посвящён этот текст?»). Главной идеей приведённого текста являются условия, способствующие сохранению демократии.
4. Выполнить задания к тексту в том порядке, в котором они представлены в экзаменационной работе (от первого (С1) к четвёртому (С4)):
— выполнение задания С1 (Какую роль в регулировании общественной жизни в условиях демократии, по мнению автора, должно играть государство? Почему в остальном индивиды должны быть свободны?)
Напоминаем: задание С1 является двусоставным: не забывайте о выполнении второй части задания
• Выявить ключевые слова в задании. Таковыми являются «роль государства в регулировании общественной жизни», «свобода индивидов».
• Соотнести ключевые слова с текстом. Последний абзац предлагаемого фрагмента содержит в самом общем виде ответ на поставленный вопрос: «Государство должно ограничиться разработкой общих правил, применимых в ситуациях определённого типа». При ответе на вторую часть задания следует обратиться к фразе, содержащейся в том же последнем абзаце: «... только индивиды могут знать в полной мере эти обстоятельства (места и времени) и приспосабливать к ним свои действия». Ответы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
• Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст.
• Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С1, а затем ответ на него.
— выполнение задания С2 (Какие три угрозы для демократии назвал автор?)
• Выявить ключевое словосочетание в задании. Таковым является «три угрозы для демократии».
• Соотнести ключевое словосочетание с текстом. Во фрагменте названы следующие угрозы демократии: «правление однородного, догматического большинства»; власть, «не ограниченная твёрдо установленными правилами»; существование привилегий у отдельных членов общества, неравенство.
• Проверить правильность своего ответа, ещё раз перечитав текст.
• Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С2, а затем ответ на него.
— выполнение задания С3 (Опираясь на текст, личный опыт и факты общественной жизни, приведите три конкретных примера «твёрдо установленных правил» демократии, которые не допускают её перерождения в диктатуру).
• Внимательно прочитать текст и на его основе сформулировать примеры «твёрдо установленных правил демократии». Таковыми являются: «демократический контроль», «разработка государством общих правил, применимых в ситуациях определённого типа», «предоставление индивидам свободы во всём, что связано с обстоятельствами места и времени».
• Соотнести примеры, содержащиеся в тексте, с примерами, отражающими личный опыт и факты общественной жизни и представить их в обобщённом виде: признание народа источником власти; равноправие граждан; участие граждан в управлении государством; выборность основных государственных органов власти; уважение прав меньшинства. Могут быть приведены другие примеры.
• Выбрать три (как требуется в условии задания) примера «твёрдо установленных правил» демократии, которые не допускают её перерождения в диктатуру.
• Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав приведённые примеры.
• Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С3, а затем ответ на него.
— выполнение задания С4 (Автор утверждает, что демократия — средство «для защиты... свободы личности». Приведите три аргумента, подтверждающие этот тезис).
• Проанализировать представленный тезис автора: демократия — средство «для защиты... свободы личности».
• подобрать три аргумента, подтверждающие предложенный тезис (как требуется в условии задания). Они могут быть следующие: в демократической стране ветви власти подконтрольны обществу; в условиях демократии обеспечивается политический и идеологический плюрализм; благодаря разделению властей гражданин может быть защищён от произвола со стороны государства. Могут быть приведены другие аргументы.
• Проверить правильность своего ответа, ещё раз проанализировав приведённые аргументы.
• Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С4, а затем ответ на него.
C5
(4.8.) Укажите четыре отличия политического движения от политической партии.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и определить, что и в каком количестве требуется назвать (перечислить, указать и т. д.). В данном случае необходимо указать отличия политического движения от политической партии в количестве четырёх.
2. Определить тематическую принадлежность задания. В нашем случае говорится о политическом движении (раздел курса обще- ствознания «Политика»).
3. Вспомнить сущность понятий «политическое движение», «политическая партия». Сравнить их, определив общее и различия.
Напоминаем: Политическое движение —
это добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности интересов
Политическая партия —
это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении)
4. На основании определений понятий «политическое движение» и «политическая партия», а также используя знания обществоведческого курса, сформулировать отличия политического движения от политической партии. К ним относятся следующие:
стремится не к завоеванию власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении;
ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей;
имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством;
зависит в большей степени от своего лидера, чем от чёткости программных установок.
Отличия могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.
5. Выбрать из пяти отличий политического движения от политической партии четыре (как требуется в условии задания).
6. Проверить правильность своего ответа, отбросив его сомнительные варианты.
7. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С5, а затем ответ на него.
C6
(4.7.) Приведите три примера норм, регулирующих положение политической элиты в демократическом обществе.
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитать условие задания и определить его тематическую принадлежность. В данном случае речь идёт о нормах, регулирующих положение политической элиты в демократическом обществе (раздел курса обществознания «Политика»).
2. Сформулировать сущность социального объекта, указанного в задании. Соответственно, имеется в виду понятие «нормы, регулирующие положение политической элиты в демократическом обществе».
Напоминаем:
Нормы, регулирующие положение политической элиты в демократическом обществе — это установленные в демократическом обществе правила поведения, которые состоят в открытой системе отбора политической элиты на основе выборности и чётко прописанных правовых регламентов
3. Определить оптимальный тип фактического материала, который можно использовать в качестве примеров. В нашем случае целесообразно использовать факты современной социальной жизни в качестве примеров норм, регулирующих положение политической элиты в демократическом обществе.
4. Привести три примера норм, регулирующих положение политической элиты в демократическом обществе: наличие в России избираемости народных представителей (депутатов) и главы государства — Президента РФ; создание в 2005 г. Общественной палаты РФ как элемента гражданского общества в качестве органа экспертного контроля за исполнительной и законодательной властью, за соблюдением свободы в СМИ; существование в России законодательства о СМИ, закрепляющего свободу массовой информации.
Могут быть приведены другие примеры.
5. Проверить правильность своего ответа, сверив количество примеров с требованием задания.
6. Записать разборчиво в бланке ответов № 2 номер задания — С6, а затем ответ на него.
|