Классификация видов искусства
Искусство не отражает (в буквальном смысле) действительность, оно создает новую действительность - мир художественных образов, мир красоты. Строительным материалом для этого мира служат те ощущения, впечатления, переживания, которые вызывает или пробуждает в художнике окружающая действительность. Добавьте к этому фантазию и воображение, логику игры «а что, если.» и вы получите самые невероятные, ни на что не похожие, но именно поэтому и художественные произведения.
В искусстве нет истинностного соответствия образа его предмету, как в науке, но есть то, что можно было бы назвать художественной правдой. Художественная правда - правда психологическая. Она тоже содержит в себе соответствие, но только соответствие образа каким-то устойчивым зависимостям и соотношениям внутреннего мира человека, логике его эмоций и чувств. Точнее даже, их вероятности, их возможности. Если не выдерживается это соответствие, художественное произведение превращается в «вещь в себе», в нечто замкнутое и сугубо личное, возможно, не до конца понятное даже самому автору. Наоборот, при соблюдении требований этого соответствия мы доверяем автору и готовы следовать за ним, какие бы немыслимые ситуации и характеры он ни предлагал.
Художественная правда является важнейшим средством коммуникации между людьми искусства, между художником и теми, на кого рассчитаны его произведения, к кому он обращается своим творчеством. Как и любая другая коммуникация, коммуникация в искусстве имеет свой язык. Язык в данном случае - форма произведения искусства. Она, несомненно, должна быть художественной. То или иное произведение не может считаться художественным произведением, если у него несовершенная форма. Оно не сможет тогда воздействовать на чувства и эмоции людей.
Принято говорить даже о доминировании формы над содержанием в искусстве. И это понятно. Форма здесь не просто «оформляет» и без того уже готовые результаты, а впер
вые только и делает их возможными, дает им жизнь, путевку в мир прекрасного. Она по- своему создает, определяет, указывает границы содержания. Требования, предъявляемые к художественной форме, могут быть разными. Но сводятся они к одному: к необходимости считаться с законами и правилами искусства, его природой и особенностями.
Искусство не обязано соответствовать действительности. А действительность? Оказывается, она стремится соответствовать. Но не искусству вообще, а тому идеалу красоты, который вырабатывается искусством. Это соответствие сущего должному. Оно благотворно и для искусства, и для жизни.