Переход к индустриальной цивилизации
Древние и средневековую цивилизации исследователи зачастую объединяют термином «аграрная цивилизация». Иногда их также называют «традиционное общество», но этот термин чаще используется для обозначения цивилизации Востока. Следующий этап развития общества обозначают термином «индустриальная цивилизация». Со второй половины XX в. началось становление новой - постиндустриальной цивилизации.
Границу индустриальной и постиндустриальной цивилизаций определяет научно-техническая революция.
Переход от традиционного общества к обществу индустриальному осуществлялся в Европе в XV-XVIII вв. Ключевыми событиями этого процесса явились: Великие географи
ческие открытия, духовные революции - Возрождение, Реформация, Просвещение; промышленная революция и буржуазные революции XVII-XVIII вв. Общество изменялось. Для этого изменения в обществознании принят термин модернизация.
Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.). Родиной Возрождения была Италия, поэтому эпоху часто называют итальянским словом «Ренессанс», т. е. Возрождение. В итальянском Возрождении можно выделить своеобразные этапы:
- Проторенессанс - вторая половина XIII-XIV вв.
- Раннее Возрождение - XV в.
- Высокое Возрождение - конец XV - первая треть XVI в.
- Позднее Возрождение - XVI в.
Характерные черты этой эпохи:
1. Возрождение античных ценностей. Возвращение к ним и обусловило название эпохи.
2. Гуманизм (от лат. humanitas - человечность). Деятели Возрождения провозгласили культ человека, воспевали духовную и физическую красоту человека, говорили о самоценности личности.
3. Становление и развитие науки как особой сферы человеческой деятельности. Интерес к человеку способствовал развитию наук: желание изучить физическую природу человека привело к развитию естественных наук, а интерес к духовной стороне человека, к культуре стал основой для развития общественных наук. Знания стали одной из основных общественных ценностей.
4. Рационализм. Человеческий разум стал восприниматься как вполне надежный инструмент познания, возрождались рационалистические воззрения прежних времен, общество начало ценить время.
Итак, Возрождение заложило основу для развития культуры Нового Времени, выдвинуло на первый план идеи антропоцентризма и индивидуализма.
Эпоха Возрождения породила плеяду замечательных мыслителей и художников, прославивших свои имена в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре: Данте, Петрарка, Ариосто, Тассо, Лоренцо Валла, Мазаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Брунеллески, Альберти.
Сдвиги в общественном сознании во многом были связаны с Великими географическими открытиями второй половины XV- начала XVI в. В 1492 г. Христофор Колумб открыл Америку, началось проникновение европейцев в Новый свет. Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1519-1522) способствовало организации новых экспедиций.
Результатом Великих географических открытий явился не только возросший объем сведений о Земле, ее животном и растительном мире, о населении разных территорий, но и накопление капиталов и формирование слоя предпринимателей, которые вкладывали деньги в производство для получения прибыли. Так возникли первые мануфактуры (в Италии в конце XIV в., в Англии, Франции, Германии в XV-XVI вв.). Начал формироваться капиталистический уклад в экономике. Кроме того, Великие географические открытия способствовали освоению мирового пространства, развитию торговли, складыванию национальных и мирового рынков. В отличие от древних «речных», теперь формируется «океаническая» цивилизация.
Следующей составляющей процесса модернизации явилась Реформация.
Реформация (лат. reformatio - преобразование) - общественное движение в Западной и Центральной Европе в XVI в., направленное против католической церкви. В узком смысле - проведение религиозных преобразований в духе протестантизма. Началась Реформация в Германии после того, как в 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 тезисами, резко осудившими догматику католической церкви и политику папства. Вскоре Реформация охватила большинство стран Европы, после ожесточенного противоборства с католиками победив в Германии, Нидерландах, Шотландии, Англии, Скандинавских странах. В этих странах получили развитие протестантские церкви и религиозные течения (лютеранское, кальвинистское, цвинглианское, англиканское и другие). В некоторых странах Европы победила контрреформация (например, во Франции и Испании). Католическая церковь здесь сохранила свои позиции.
Реформация коренным образом изменила представления людей о традиционных ценностях. Мартин Лютер призвал осудить продажу индульгенций и отказать церкви в роли посредницы между человеком и Богом. Только личная вера человека может спасти его и приобщить к благодати. Требуя реформировать церковь, Лютер доказывал, что нужно секуляризировать ее имущество, распустить монашеские ордены и перейти к дешевой церкви. Однако самое главное в Реформации заключалось в переоценке роли личности. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки и брать на себя нелегкую ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и требовала от человека активной созидательной деятельности на основе частного предпринимательства и личного обогащения. Другими словами, Реформация полностью закрепила в сознании людей принципы индивидуализма, но, в отличие от Возрождения, основное внимание она уделяла не красоте мира, природы и человека, а предпринимательству, труду, реализации всех внутренних потенций человека. Реформация была связана с развитием буржуазных отношений, с изменением менталитета средневекового общества. Реформация выступила под лозунгами удешевления церкви, упрощения обрядов, использования национальных языков в богослужении, отмены инквизиции, отказа от практики продажи индульгенций.
Духовный переворот, заложенный Возрождением и Реформацией, завершило Просвещение. Просвещение - это идейное общественное движение в странах Европы и Америки в
XVII- XVIII вв. Наибольшее влияние идеи просветителей оказывали на европейское общество в десятилетия, прошедшие между Английской и Французской буржуазными революциями. Зародилось Просвещение в Англии, а наибольшего развития достигло во Франции. Французский язык был в те времена международным, поэтому идеи французских философов стали широко известны в других странах. Эти идеи сохраняли свою общественную значимость и оказывали влияние на мировоззрение людей в эпоху индустриальной цивилизации:
1) идея разума. Человек может познать мир посредством своего разума (рационализм, гносеологический оптимизм);
2) идея прогресса. Общество развивается в направлении к лучшему, более совершенному своему состоянию;
3) идея естественных прав личности. Согласно этой идее человек от рождения имеет право на жизнь, свободу и собственность;
4) теория общественного договора. Суть ее сводится к тому, что государства возникли в результате добровольного соглашения между гражданами, большинство передало власть меньшинству в обмен на гарантии личных прав и безопасности. Просветители считали, что источником власти является народ, поэтому власть должна быть выборной. Кроме того, должен быть установлен принцип верховенства закона. По мнению некоторых просветителей, соглашавшихся в этом с Ж.-Ж. Руссо, в случае узурпации власти народ имеет право на сопротивление тирану, на революционное действие. Чтобы злоупотребления властью не происходило, обществу необходимо разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Идея разделения властей впервые была предложена Д. Локком, а разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную предложил Ш. Монтескье в работе «О духе законов» в 1748 г.;
5) идея экономического либерализма. Для изучения экономической сферы общественной жизни тоже разрабатывались просветительские гипотезы и теории. Английские экономисты А. Смит и Д. Рикардо установили факт существования рынка, самоуправляющегося на основе закона спроса и предложения. Смит назвал этот закон «невидимой рукой» рынка. Просветители заложили основы экономического либерализма, выступив за свободу рынка, торговли и предпринимательства;
6) идея «разумного эгоизма». Каждый человек, стремясь к личному благу, невольно содействует процветанию всего общества;
7) идея веротерпимости. Просветители придерживались взгляда на полезную роль религии как моральной опоры общества, но при этом активно критиковали церковь, особенно католическую. Вольтер с негодованием писал по ее поводу: «Раздавите гадину!» И хотя такую крайнюю позицию занимали немногие просветители, всех их объединяло стремление уменьшить общественную роль церкви, добиться секуляризации церковных земель;
8) идея просвещения народа. Просветители считали развитие просвещения и образования важнейшим средством преобразования общества. Они внесли свой конкретный вклад в этот процесс: в 1751-1780 гг. была составлена 35-томная «Энциклопедия» под редакцией Д. Дидро. Идея просвещения была настолько близка и важна мыслителям этой эпохи, что сохранилась в ее названии.
Таким образом, можно сказать, что просветители заложили основы концепций правового государства и рыночной экономики, которые стали фундаментальными идеями для индустриальной цивилизации.
Завершающим этапом модернизации, т. е. преобразования традиционного общества в индустриальное, был промышленный переворот (промышленная революция). Под промышленным переворотом понимают коренные преобразования в экономике, в результате которых на месте мануфактурного возникло крупное машинное производство. Родиной промышленной революции была Англия (60—80-е гг. XVIII в.), затем промышленный переворот начался во Франции, Германии, Чехии, Бельгии и др. странах. В развитых странах Европы он завершился в середине XIX в. Как правило, в промышленный переворот первой вовлекались текстильная и пищевая промышленности, затем он охватывал угледобычу, машиностроение и транспорт. Промышленная революция имела две стороны: техническую и социальную:
1) техническая сторона заключалась в переходе от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному труду;
2) социальная сторона состояла в быстром развитии новых слоев общества: предпринимателей (буржуазии) и наемных промышленных рабочих (пролетариата).
В результате промышленного переворота промышленность стала основой экономики, изменилась социальная структура общества. С развитием крупного капиталистического производства и института частной собственности утвердились либерально-демократические ценности не только в экономической, но и в политической и духовной сферах жизни общества.
Распространение в обществе политических и общегражданских буржуазных свобод, конституционализма, парламентаризма происходило в ходе буржуазных и буржуазно-демократических революций XVI-XIX вв. Первая буржуазная революция произошла в Голландии (1566-1609). Исключительное влияние на судьбы Европы имела Английская буржуазная революция. Ее хронологические рамки остаются спорными, примерно 1640-1660 гг. Иногда к революционной эпохе относят и так называемую «Славную революцию» 1688 г. Война за независимость Североамериканских колоний рассматривается
историками как буржуазно-демократическая революция (1775-1783). Великая французская буржуазная революция 1789-1794 гг. имела далеко идущие последствия, способствовала приходу к власти во Франции Наполеона Бонапарта, войнам и катаклизмам XIX столетия.