Политические отношения. Субъекты политики
Для описания политических отношений политологи пользуются специальной терминологией. Особенно часто используются термины «субъект политики», «политический лидер», «популизм», «элита».
Взаимодействия субъектов и объектов политики, а также взаимодействия субъектов политики по поводу обладания и использования политической власти называются политическими отношениями.
Если рассматривать политические отношения как взаимодействия субъектов политики по поводу власти, то следует выделять такие отношения, как политический компромисс, консенсус, кооперация, солидарность, соперничество, конфликт, вражда, война и т. д. Рассматривая политические отношения в плоскости взаимодействий субъектов и объектов власти, можно выделять отношения политического управления (между управляющими и управляемыми) и политического властвования (между властвующими и подчиненными).
В предыдущем параграфе мы уже начали говорить о субъектно-объектных отношениях в политике. Теперь поговорим немного подробнее об активной действующей силе в политике - о субъектах политики. Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее.
Можно предложить следующую условную классификацию политических субъектов.
1. Социальные общности: политическая элита, профессиональная группа, слой, класс, нация, массы.
2. Политические институты: партии, профсоюзы, движения.
3. Отдельные личности: политический лидер, обыватель.
Одними из наиболее ярких, привлекающих всеобщее внимание и универсальных субъектов политики являются политические лидеры (от англ. leader - руководитель). Лидером обычно называют человека, способного объединить людей для совместной деятельности, имеющего преобладающее влияние на массы или группу людей. Лидерство свойственно любому человеческому обществу, присутствует во всех сферах и социальных группах. Специфика лидерства в политике заключается в том, что оно сопряжено с политической властью, оно более значимо и действенно. Влияние политического лидера может распространяться на целые страны и даже регионы мира. Лидеры призваны играть в обществе объединяющую (интегрирующую) роль, вести за собою массы и способствовать их мобилизации на улучшение условий жизни, выражать их потребности, брать на себя ответственность за политические действия и их последствия.
Существует несколько теорий, пытающихся объяснить природу и особенности такого феномена, как лидерство. Одна из первых теорий, разработанных политологами, - теория черт. Суть этой теории заключается в том, что феномен лидерства объясняется выдающимися личностными качествами политика. Согласно теории набор определенных черт рано или поздно позволяет человеку стать политическим лидером. Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, энергичность, высокие организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, а также в современных условиях - фото- и телегеничность, внешнюю привлекательность и т. п. Исследования последних лет показали, что набор определенных черт еще не является гарантией формирования политического лидера. Были разработаны теории, связывающие политическое лидерство не только с личными чертами лидеров, но и с социальными и другими условиями, в которых действуют политики (ситуационная, психологическая теории).
Известный немецкий социолог Макс Вебер предложил следующую типологизацию лидерства:
1) традиционное, основанное на привычке, вере, традициях;
2) харизматическое (от греч. charisma - божественный дар, благодать), основанное на вере в лидера, в его талант, исключительные способности;
3) рационально-легальное, основанное на законе, признании существующего порядка.
Одно из средств, к которому нередко прибегают политики, стремясь получить признание масс, - популизм (от лат. populus - народ). Популизмом называют в политике такой стиль, который сводится к выдвижению популярных в обществе, но заведомо не выполнимых обещаний. Цель подобной политики - добиться поддержки населения любыми средствами, что особенно актуально в период предвыборных кампаний. Прибегая к помощи популистских методов, политики спекулируют на внушаемости больших групп населения, используют предельно простые и понятные лозунги, привлекательные для широких слоев общества. Как правило, подобные обещания так и остаются обещаниями. Во-первых, в силу своей исходной невыполнимости. Во-вторых, «по железному закону олигархии» Р. Михельса. Закон этот гласит, что, придя к власти, политические лидеры отрываются от масс, забывают об их интересах, демократия на практике превращается в правление лидеров, элит и бюрократии.
Политическая элита - еще один субъект политики, играющий, по мнению политологов, очень существенную роль в современной политической жизни. В политической науке французский термин «элита» (от франц. e~lite - избранное, лучшее) получил распространение в начале XX в. благодаря трудам Сореля и Парето, хотя идеи политического элитизма формулировались уже в глубокой древности. Политическая элита представляет собой относительно привилегированную, политически господствующую группу людей, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это находящаяся в той или иной мере под контролем масс и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан группа людей, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. По мнению основоположника теории политической элиты В. Парето, история - это «круговорот элит», сменяющих друг друга у власти. В обществе постоянно идет борьба правящей элиты и контрэлит.
Политическая элита является достаточно сплоченным субъектом политики, однако наиболее структурно организованными субъектами представляются различные политические институты. Основными из них являются политические партии, движения и профессиональные союзы.