Поурочные разработки по обществознанию 11 класс профильный уровень «Обществознание. 11 класс» под редакцией Л.H. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, поурочное планирование уроков обществознания, конспекты уроков обществознания, поурочные планы и тематическое планирование, план-конспект урока обществознания
Уроки 13-15. Социальные ценности и нормы
Цели и задачи:
1) познакомить с основными социальными ценностями и нормами права, показать специфику правового регулирования социальных отношений;
2) развивать умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к социальным ценностям, нормам права.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: комбинированный урок.
Ход уроков
I. Организационный момент
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...
И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...
- О чем этот миф?
Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.
Тема урока: «Социальные ценности и нормы»
План уроков обществознания в 11 классе профильный уровень
1. Социальные ценности и нормы.
2. Социальные регуляторы.
II. Изучение нового материала
1. Социальные ценности и нормы
С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности?
По ходу моего объяснения мы будем составлять конспект- схему.
Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека - пирамиду ценностей.
- Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.
- Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.
Ценности - это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека. Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.
- И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? (Об общечеловеческих (вечных) ценностях.)
Вечные ценности
Добро Вера
Благородство Надежда
Достоинство Истина
Красота Свобода
Совесть Любовь
- Как вы думаете, какую роль эти ценности играют в жизни человека?
Следовательно, любая ценность носит социальный характер. Под социальной ценностью понимается компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.
- Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.
Кто-то из вас спросит: а разве нормы поведения не воздействуют и не определяют поведение людей? Попробуем провести параллели между ценностью и нормой.
(По ходу объяснения выстраивается таблица.)
Ценности и нормы
Ценности
|
Нормы
|
1. Социальным ценностям как социальному регулятору свойственна высокая степень абстракции, умозрительности.
2. Социальные ценности - это мир внутренних устремлений, но они лишь указывают на нечто желаемое.
3. Духовное регулирование социальных явлений представляет собой сложную систему |
1. Норма - признанный обязательным порядок, стандарт, образец.
2. Норма устанавливает границу (меру) возможного и должного.
3. Норма выражает объективную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей.
4. В обобщенном виде нормы условно подразделяют на социальные и технические. Социальная норма - общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности |
5. Классификация норм:
• моральные;
• правовые;
• политические;
• религиозные;
• традиции;
• обычаи;
• ритуалы
Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:
• дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
• предписание - указание на требуемое действие;
• запрет - указание на действия, которые не следует совершать. Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие - предписанием? Какие - дозволением?
Социальные нормы
Виды социальных норм
|
Примеры социальной нормы
|
Обычаи |
Празднование Нового года в ночь на 1 января |
Традиции |
Регулярные встречи выпускников учебного заведения |
Правовые нормы |
«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2)) |
Моральные нормы |
Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе |
Политические нормы |
«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3(2)) |
Эстетические нормы |
Канон пропорций человеческого тела, утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для Античности |
Религиозные нормы |
«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173) |
Правила этикета |
Помощь ребенку, беспомощному, старому, женщине... |
Мода |
Мода на одежду спортивного стиля |
2. Социальные регуляторы
Важнейшим понятием социологии является социальное действие, т. е. преднамеренный, целенаправленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.
- Скажите, каким должно быть поведение человека, включенного в систему социальных отношений.
Рассмотрим эти регуляторы более подробно.
Правовое регулирование социальных отношений
В ходе правовых отношений государство запрещает одни действия, разрешает другие, устанавливает ответственность за нарушение своих предписаний, пресекает вредную деятельность
Нормы права
Нормы права только регулируют, а не создают общественные отношения. Отношения творит сама жизнь общества, а нормы права служат средством их стабилизации
Правовые отношения
Правовые отношения, как и нормы права, на базе которых они возникают, охраняются государством
Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не существует. Чтобы наглядно представить, что такое правовая культура общества и личности, из каких частей она состоит, нарисуйте (схематически) дом в три этажа. На каждом из этажей расположена одна из трех характеристик правовой культуры:
1. Правовые знания и умение ими пользоваться.
2. Положительное отношение к праву (уважение к праву).
3. Правомерное (правопослушное) поведение, действия в соответствии с законом.
Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению.
Затем дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается). Поместите в него все, что вам покажется существенным, из следующего перечня составляющих общей культуры: нравственная культура, художественная культура, политическая культура, техническая культура, информационная культура... Свой выбор обоснуйте. Затем представьте свою работу.
III. Итог уроков
Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
- Можно ли считать это правило моральной нормой? Ответ аргументируйте.
- Суть правовой культуры правоведы выражают формулой: «Знать - уважать - соблюдать». Согласны ли вы с ней? Почему?
- На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.
- Как вы понимаете смысл слов Аристотеля, который говорил: «Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными - поступая умеренно, смелыми - делая смелые поступки... Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»?
Домашнее задание
Выучите § 5, выполните задания. Напишите эссе на тему: «Если бедность - мать преступлений, то недостаток ума - их отец» (народная мудрость)
|