Уроки 19-21. Социальные интересы и формы социального взаимодействия

Поурочные разработки по обществознанию 11 класс профильный уровень «Обществознание. 11 класс» под редакцией Л.H. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, поурочное планирование уроков обществознания, конспекты уроков обществознания, поурочные планы и тематическое планирование, план-конспект урока обществознания

Уроки 19-21. Социальные интересы и формы социального взаимодействия

Цели и задачи:
1) познакомить с основными формами социальных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения;
2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать у школьников толерантность, уважение к другим людям.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-практикум.
Ход уроков
I. Организационный момент
Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты глупый молодой дурак. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежественен». Услышав такое, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя убить!» - закричал он и выхватил меч из ножен, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.
О чем эта притча? О нас с вами... Время от времени каждый из нас желает доказать свою точку зрения во что бы то ни стало. Иногда такие разногласия перерастают в настоящую открытую борьбу. Почему так происходит? Как действовать, чтобы избежать подобного исхода? Об этом мы будем говорить на уроке.

Тема урока: «Социальные интересы и формы социального взаимодействия»
План уроков обществознания в 11 классе
1. Социальные интересы.
2. Формы социального взаимодействия.
3. Социальный конфликт.
II. Изучение нового материала

1. Социальные интересы
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «интерес»?
- Итак, интерес - одна из форм направленности личности.
А что такое социальный интерес?
(После ответов учеников в тетради записывается определение.)
Социальные интересы - интересы людей, составляющих какую-либо социальную общность, тот или иной коллектив, объединение.
Исследуем природу этого обществоведческого понятия.
Работая с текстом учебника на с. 69-70, ответьте на следующие вопросы:
1. На что направлены социальные интересы?
2. Какие факторы определяют различия социальных интересов?
3. Приведите примеры фактов, доказывающих, что социальный интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и соперничества между людьми.
4. Считаете ли вы справедливым, что каждая из групп стремится к экспансии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию за счет интересов других групп и общностей? Свою позицию аргументируйте.
Разбившись на творческие группы, предположите, какие социальные интересы могут быть:
• первая группа - у жителей микрорайона;
• вторая группа - у всего человечества;
• третья группа - у учащихся вашего класса.
Работу представьте наглядно.
2. Формы социального взаимодействия
- Насколько часто в вашей жизни вы сталкиваетесь с соперничеством и конфликтами?
В повседневной жизни общества мы наблюдаем постоянное социальное взаимодействие. Попробуем представить формы социального взаимодействия людей графически.
- Надо ли изучать более глубоко эти формы социального взаимодействия? Почему?
3. Социальный конфликт
Сейчас я запишу на доске слова «Конфликт - это...». Закончите фразу.
(Ответы записываются на доске, так появляется коллективное описание конфликта.)
- В каких отношениях находятся такие понятия, как «противоречие» и «конфликт»?
- Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречий?
- Сколько людей требуется для конфликта?
- Какого типа люди чаще попадают в конфликтные ситуации?
Это было ваше видение данного социального явления. Посмотрим, какие определения дают понятию «конфликт» ученые- обществоведы.
Работая с текстом учебника на с. 71-72, внимательно прочитайте определения понятия «конфликт», найдите общие черты и черты отличия в суждениях ученых.
Представьте себе, что мы на заседании дискуссионного клуба, где рассматривается вопрос о роли конфликтов в жизни общества. В ходе обсуждения выявились две точки зрения.
Первая точка зрения: «Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами - помеха нормальному общению и совместному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон».
Вторая точка зрения: «Конфликты существовали и будут существовать, они - неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они - нормальное явление в нашей жизни...»
- Подумайте, к какой позиции вы присоединитесь и почему.
Посмотрите на схему, которая познакомит вас с типологией конфликтов.
- Используя эту схему, приведите примеры конфликтов. Попробуйте определить причины конфликтных ситуаций, которые вы будете описывать.
Нас интересует природа и сущность социальных конфликтов. Научиться их преодолевать - вот главная задача.
- Как вы думаете, какие условия влияют на развитие социального конфликта? (Примерный ответ. Намерения участников конфликта либо добиться компромисса, либо полностью устранить соперников; отношения к средствам физического насилия; уровень доверия между сторонами; адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел; внешние обстоятельства.)
(Работа со схемой.)
Все социальные конфликты проходят три стадии. Работая с текстом учебника на с. 73-74, заполните таблицу «Стадии прохождения конфликта».
Стадии прохождения конфликта
 
Предконфликтная
Конфликтная
Послеконфликтная
Период, в течение которого накапливаются противоречия Совокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон Принимаются меры для окончательного устранения противоречий, снятие социальнопсихологической напряженности
 
Разрешение конфликта
Частичное разрешение: изменяется только внешняя форма конфликта, но сохраняются причины, его породившие
Полное разрешение, при котором происходит психологическая перестройка: «образ врага» трансформируется в «образ партнера»
Познакомимся с методами разрешения конфликта. Сейчас мы поговорим об основных видах поведения в конфликте или о стратегии и тактике в конфликте.
Встаньте в круг, посмотрите внимательно друг на друга и опустите головы. После сигнала (хлопок в ладоши) все должны поднять головы и указать пальцем на одного из присутствующих. Если выбор совпадает, пара отходит в сторону. Эта процедура повторяется до тех пор, пока вся группа не разобьется на пары. Затем нужно договориться, кто в паре будет «икс», кто «игрек».
«Икс» должен занять место на стуле, «игрек» встает перед ним. Сложите ладони ваших рук друг с другом. Ваша задача - зафиксировать свое внутреннее состояние во время упражнения. Итак, «игрек» давит на ладони «икса», «икс» сопротивляется (на эту часть достаточно 30 секунд). Стоп! Поменяйтесь местами и по команде повторите упражнение. Возвращайтесь в круг. Давайте поговорим о том, что вы чувствуете, когда другой человек давит на вас...
Обратите внимание, что в конфликтных взаимоотношениях люди чувствуют себя дискомфортно при давлении словами, интонацией. Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».
Такой вид поведения так и называется - избегание.
Разбейтесь на две примерно равные группы. Одна группа должна найти положительные стороны избегания как формы поведения в конфликте, привести примеры из жизни. Вторая группа должна найти отрицательные стороны этого вида поведения в конфликте, проиллюстрировать их примерами.
- Предположите, почему люди могут избегать конфликтов. (Не хотят проиграть, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т. д.)
Разделитесь на четыре группы. Каждая группа выбирает представителя, которому из четырех карточек, которые я вам предлагаю, достается одна с названием одного из стилей поведения в конфликте и с соответствующим девизом.
Тексты на карточках
1. Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
2. Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
3. Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
4. Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
Вопросы
1. Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное состояние его участников, на их чувства? Почему?
2. Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными для участников и почему?
3. По каким причинам люди могут выбирать такой стиль поведения в конфликте?
4. Как можно охарактеризовать данный стиль поведения с точки зрения настойчивости в отстаивании своих интересов и с точки зрения степени сотрудничества в отстаивании интересов других?
5. Какой стиль вам показался наиболее конструктивным?
Почему?
Каждая подгруппа должна обсудить и подготовить в театрализованной форме конфликтную ситуацию, в которой демонстрируется данный вид поведения. Группы предъявляют свои результаты. Они называют девиз, полученный в качестве задания. После каждой показанной сценки вся группа обсуждает ее с точки зрения соответствия девизу и заявленному стилю. По ходу обсуждения на доске появляется схема.
Стратегия и тактика в конфликте
• Конкуренция    
• Сотрудничество
• Компромисс
• Избегание    
• Приспособление
Таким образом, можно сделать следующие выводы, которые отражены в таблице.
Стратегия и тактика
Характеристика и анализ
Избегание (уход) Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов
Конкуренция (борьба) Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов
Приспособление Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов
Сотрудничество Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны
Компромисс Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны
   
Процессы, служащие для разрешения конфликтов: переговоры, медиация, арбитраж. Большинство межличностных конфликтов решаются с помощью одного из трех процессов.
Переговоры - это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой.
Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон - как сам процесс, так и его результат.
При медиации в процесс вступает третья сторона - посредник, цель которого помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш». И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения конфликта, и обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.
Медиация признает, что:
• конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше);
• если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность);
• важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры);
• именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение);
• стороны скорее всего будут склонны к реализации именно этих соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие;
• возможно достижение двух различных уровней конфликтов: соглашения и примирения.
III. Итог уроков
Прочитайте документ на с. 76 учебника и ответьте на следующие вопросы:
- Как автор оценивает возможность регулирования конфликтов?
- На основе текста сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта.
- Объясните смысл последней фразы. Согласны ли вы с ней.
Ответ аргументируйте.
Домашнее задание
Выучите § 7, выполните задания
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты