Уроки 84-86. Мораль и нравственность

Поурочные разработки по обществознанию 11 класс профильный уровень «Обществознание. 11 класс» под редакцией Л.H. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, поурочное планирование уроков обществознания, конспекты уроков обществознания, поурочные планы и тематическое планирование, план-конспект урока обществознания

Уроки 84-86. Мораль и нравственность


Цели и задачи:
1) познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру;
2) развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-проблема.
Ход уроков
I. Организационный момент
И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Прав ли он? Попробуем ответить на этот проблемный вопрос сегодня на уроке.
 
Скачать поурочные платы обществознание 11 класс профильный уровень
Скачать поурочные платы обществознание 11 класс профильный уровень
Тема урока: «Мораль и нравственность»

План уроков обществознания в 11 классе профильный уровень
1. Мораль в жизни людей.
2. Мир моральных категорий.
3. Нравственная культура.
II. Изучение нового материала
- Помните миф о мудром Зевсе, давшем людям стыд и правду (см. уроки 13-15)? Задумайтесь еще раз, используя ваши новые знания, какие вечные универсальные ценности вы можете назвать, основываясь на этом мифе?

1. Мораль в жизни людей
Стержнем человека, который помогает ему встретить радости и выдержать невзгоды, является мораль. Что же это такое? Какова ее природа и сущность? Каковы ее функции? Посмотрите на схему и ответьте на вопросы.
Мораль и ее функции
Мораль - специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни - труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях    
Функции морали
Моральные требования и представления
Нормы поведения: не лги, не укради; не убий, почитай старших и т. д.    
Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т. д.    
Нравственные принципы: коллективизм - индивидуализм; эгоизм - альтруизм и т. д.
Морально-психологические механизмы: долг, совесть
Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье
Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей
Утверждение человеческого в человеке
Этические категории - это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок
Вопросы
1. Что такое мораль?
2. Назовите основные моральные требования и нормы. Какая из них вам представляется самой важной? Почему?
3. Назовите и охарактеризуйте функции морали.
4. Охарактеризуйте нравственные принципы.
5. Как вы думаете, когда мораль эффективна?
6. А что такое нравственность? Чем она отличается от морали? Нравственность - это степень усвоения личностью моральных
ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке.
Это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы морали и принципы морали. Важнее руководствоваться ими в повседневной жизни.
Обсудите в группах вопрос о способах и механизмах формирования нравственности в человеке. Работу представьте наглядно.
2. Мир моральных категорий
Рассмотрим более подробно моральные категории.
Работая с пунктом 2 § 30, разделившись на группы, дайте характеристику и анализ следующих моральных категорий: первая группа - добра и зла; вторая группа - долга;
третья группа - чести и достоинства личности; четвертая группа - счастья;
пятая группа - совести;
шестая группа - морального идеала.
Рабочий материал для пятой группы Пропала совесть
Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую «болесть» вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее - все, казалось, так и отдавалось им в руки, - им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.
Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.
А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.
И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой страх, который повергает человека в беспокойство от одного предчувствия какой-то грозящей опасности; потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы. Затем, сам собой, проснулся суд...
Жалкому пропойцу все его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением. Он не анализирует, не спрашивает, не соображает: он до того подавлен вставшею перед ним картиною его нравственного падения, что тот процесс самоосуждения, которому он добровольно подвергает себя, бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд. Он не хочет даже принять в расчет, что большая часть того прошлого, за которое он себя так клянет, принадлежит совсем не ему, бедному и жалкому пропойцу, а какой-то тайной, чудовищной силе, которая крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою. Что такое его прошлое? почему он прожил его так, а не иначе? что такое он сам? - все это такие вопросы, на которые он может отвечать только удивлением и полнейшею бессознательностью. Иго строило его жизнь; под игом родился он, под игом же сойдет и в могилу. Вот, пожалуй, теперь и явилось сознание - да на что оно ему нужно? затем ли оно пришло, чтоб безжалостно поставить вопросы и ответить на них молчанием? затем ли, чтоб погубленная жизнь вновь хлынула в разрушенную храмину, которая не может уже выдержать наплыва ее?
Увы! проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход-выход бесплодного самообвинения. И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными привидениями; и прежде на руках звенели тяжелые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он понял, что это цепи. Льются рекой бесполезные пропойцевы слезы; останавливаются перед ним добрые люди и утверждают, что в нем плачет вино.
- Батюшки! не могу... несносно! - криком кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним. Она не понимает, что пропоец никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце. Если бы она сама набрела на эту находку, то уразумела бы, конечно, что есть на свете горесть, лютейшая всех горестей, - это горесть внезапно обретенной совести. Она уразумела бы, что и она - настолько же подъяремная и изуродованная духом толпа, насколько подъяремен и нравственно искажен взывающий перед нею пропоец.
«Нет, надо как-нибудь ее сбыть! а то с ней пропадешь, как собака!» - думает жалкий пьяница и передает ее хозяину кабака Прохоровичу И тот под влиянием совести вместо того, чтоб с обычною любезностью потчевать посетителей, к совершенному изумлению последних не только отказывался наливать им вино, но даже очень трогательно доказывал, что в вине заключается источник всякого несчастия для бедного человека.
Не выдержал кабатчик и выбросил совесть... И начала она переходить из рук в руки...
И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.
Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.
- За что вы меня тираните, - жаловалась бедная совесть, - за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?
- Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? - спросил в свою очередь мещанинишка.
- А вот что, - отвечала совесть, - отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет да и в люди потом со мной выйдет - не погнушается.
По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть.
Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.
По М.Е. Салтыкову-Щедрину
3. Нравственная культура
- Понятно, что нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему? (Факторы, определяющие уровень нравственной культуры: низкая общая культура людей, принадлежность к разным социальным группам и слоям, различные интересы, цели своей жизни и деятельности, различия в степени нравственных переживаний, сопереживаний.)
(II. Итог уроков
“Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же» (К. Тосси).
- Какие качества представляют для вас наибольшую ценность (качества гражданина или человека)?
Каждый рожден как бы начерно; условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить это имя.
- Что, по вашему мнению, для этого нужно делать?
- Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нравственности является внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором сам он и обвинитель, и защитник, и судья. Часто ли вы ведете такой внутренний диалог, в какой роли в нем чаще всего выступаете?
- Римский философ Марк Аврелий предостерегал о том, что «неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной души». Согласны ли вы с ним?
Домашнее задание
Выучите § 30, выполните задания
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты