Уроки 95-96. Массовая культура

Поурочные разработки по обществознанию 11 класс профильный уровень «Обществознание. 11 класс» под редакцией Л.H. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, поурочное планирование уроков обществознания, конспекты уроков обществознания, поурочные планы и тематическое планирование, план-конспект урока обществознания
 
Уроки 95-96. Массовая культура


Цели и задачи
1) познакомить с формами культуры, показать основные черты массовой культуры, причины ее появления, проанализировать современный этап массовой культуры;
2) развивать умения осуществлять информационный поиск, сопоставлять, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к массовой культуре, «человеку массы».
 
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-исследование.
Ход уроков
I. Организационный момент
Массовая культура стала неотъемлемой частью жизни общества. Ее продукты вошли в нашу повседневную жизнь. У нее много сторонников и противников. А ученые-обществоведы ведут острые диалоги о ее сущности и предназначении.
Задумаемся и мы над этими проблемами.

Тема урока: «Массовая культура»
План уроков
1. Культурное многообразие.
2. Массовое общество и «человек массы».
3. Сущность и особенности массовой культуры.
4. Массовая культура в России.
5. СМИ и массовая культура.
6. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
II. Изучение нового материала

1. Культурное многообразие
Широкое распространение получило разделение культуры на народную, элитарную и массовую.
Рассмотрим их более подробно. Для эффективности в работе разделимся на две группы.
Первая группа - работая с пунктом 1 § 35, охарактеризовать и проанализировать народную культуру. Работу представить наглядно.
Вторая группа - работая с пунктом 1 § 35, охарактеризовать и проанализировать элитарную культуру. Работу представить наглядно.
- Определите положительные и отрицательные черты народной и элитарной культуры.
2- 4. Массовое общество и «человек массы». Сущность и особенности массовой культуры. Массовая культура в России
Массовая культура возникает при переходе к индустриальному обществу, на рубеже XIX-XX вв. Исследуем ее структуру и сущность.
Первая группа работает с пунктом 2 § 35 и отвечает на вопросы.
Вторая группа работает с пунктом 3 § 35 и отвечает на вопросы.
Третья группа работает с пунктом 4 § 35 и отвечает на вопросы.
Вопросы для первой группы
1. Почему массовая культура возникает на рубеже XIX- XX вв.?
2. Что вы понимаете под стандартизацией духовной культуры?
3. Какие две сферы достаточно четка обозначились в жизни работающего человека?
4. Как ответил рынок на запрос работающего человека?
5. Почему и как возникла массовая литература?
6. Что породило массовое общество?
7. Какую характеристику давали «человеку массы» философы без лица?
8. Нарисуйте портрет «человека массы», опираясь на характеристику X. Ортега-и-Гасета.
9. Как стали воспринимать «человека массы» в середине XX в.?
10. Нарисуйте портрет «массового среднего класса».
11. Что собой представляет теория демассификации?
12. Выразите свое отношение к «человеку массы».
Вопросы для второй группы
1. Что охватывает термин «массовая культура»?
2. Назовите и охарактеризуйте основные особенности массовой культуры.
3. Охарактеризуйте и проанализируйте общедоступность массовой культуры.
4. Чем вызвана общедоступность?
5. Можно ли напрямую связывать произведения массовой культуры с их низким уровнем?
6. Можно ли проводить аналогию между понятиями «массовая культура» и «плохая культура»? Почему?
7. Охарактеризуйте и проанализируйте занимательность массовой культуры.
8. Чем она вызвана?
9. К каким последствиям она приводит?
10. Охарактеризуйте и проанализируйте серийность и тиражи- руемость.
11. В чем проявляется эта черта?
12. Охарактеризуйте и проанализируйте пассивность восприятия.
13. Охарактеризуйте и проанализируйте ее коммерческий характер.
14. На что ориентируются производители продукции?
15. Как и где создаются произведения массовой культуры?
16. Что является показателями спроса?
Вопросы для третьей группы
1. Когда в России зародилось массовое общество?
2. Поясните на примерах процесс его зарождения.
3. Какой факт зафиксировали литературные и художественные критики?
4. Как менялась социальная ориентация искусства?
5. Что произошло в 1920-1930 гг.?
6. Какие обстоятельства стали решающими в этом процессе?
7. На что была ориентирована массовая культура в Советской России?
8. Какие ценности вобрала в себя массовая культура?
9. Приведите примеры массового искусства в эти годы.
10. Дайте характеристику эволюции массовой культуры в 60-е гг. XX в.
11. Какие ценности господствуют в массовом сознании в наши дни?
12. Какие особенности имеет массовая культура в России по сравнению с Западом?
5. СМИ и массовая культура
Итак, телевидение, газеты и радио приобщают нас к массовой культуре. Эти каналы получили название средств массовой информации.
Проведите исследование роли и влияния газет, журналов и телевидения на массовое сознание. При ответе проанализируйте роль и значение «желтой» прессы.
Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
- Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух предположений.
- Вы стали руководителем известного всем телевизионного канала. Представьте свое видение работы канала.
6. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
Работая с пунктом 6 § 35, заполните таблицу «Массовая культура: “за”и“против”».
Массовая культура «за» и «против»
«За»
«Против»

1. В массовой культуре наряду с действительно низкопробной продукцией, есть свои вершины, произведения, отвечающие высоким эстетическим и этическим критериям

2. В доступности этой культуры можно увидеть проявления подлинного демократизма

3. Массы могут сами оценивать произведения искусства и испытывать коллективное наслаждение

4. Массовая культура способна знакомить опосредованно с произведениями элитарной культуры

5. Массовая культура создает высокую эмоциональную атмосферу 

1. Массовая культура, тиражируя образцы элитарной и народной культуры, девальвирует их истинную ценность

2. Благодаря огромным возможностям СМИ массовая культура агрессивно проникает в различные слои общества, сужает аудиторию «качественной» культуры и в целом резко снижает культурный уровень развития общества

3. Массовая культура нацеливает аудиторию на духовное потребительство, пассивное восприятие культурного продукта.

4. Массовая культура насаждает ложные жизненные ценности. Среди них: приоритет материального благополучия, надежда на случайное обогащение (отсюда многочисленные телешоу с денежными призами), оценка человека не по уровню его образования, культуры, профессионализма, а по размерам его богатства

5. В основе массовой культуры лежит идеология коммерческого успеха: нужно делать то, что будет лучше всего продаваться. А востребованы «человеком массы» такие фильмы, музыка, литература, изобразительное искусство, которые пробуждают низменные чувства, примитивные желания и даже порочные наклонности

III. Итог уроков
Н.А. Бердяев в работе «Философия неравенства» отмечал, что давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. Демократизация, по мнению философа, всюду способствует снижению качества и ценности культуры. Она делается более дешевой, доступной, но вместе с теми более плоской, лишенной стилистического своеобразия.
- Какими еще чертами характеризуется массовое общество? Кто из исследователей занимался изучением этой проблемы?
- Почему, по мнению многих исследователей, массовая культура имеет наркотический характер?
- Почему некоторые исследователи считают, что массовая культура «проста как мычание» и «сноподобна»?
Домашнее задание
Выучите § 35, выполните задания
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты