Урок «Делу время — потехе час» (§ 9)
Задача урока: познакомить учащихся с понятием «свободное время» и со способами организации досуга.
На образных примерах раскрываются различные варианты проведения свободного времени, наполняется конкретным содержанием тезис о том, что свободное время — это время для свободных занятий, которые каждый себе выбирает сам.
Урок имеет большое воспитательное значение, так как дает возможность поднять авторитет учащихся, имеющих любимые занятия и посвящающих им свое свободное время. Как правило, среди них много ребят, не отличающихся особыми успехами в учебе. Они не часто получают из уст учителя похвалу и не часто ощущают признание и поддержку одноклассников.
План изучения нового материала
1. Что такое свободное время.
2. Свободное время и занятия физкультурой.
3. Свободное время и телевизор.
4. Своими руками.
5. Что такое хобби.
Начать урок целесообразно с обсуждения вопросов рубрики «Вспомни». Они помогут сконцентрировать внимание и настроят на изучение новой темы.
Учащиеся без особого труда назовут такие единицы времени, как минута, секунда, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие. Если в слабо подготовленном классе возникнут некоторые затруднения, можно задать наводящий вопрос «Из чего состоит год, месяц, неделя, час?».
Учителю следует отметить важность доли секунды, например, результаты спортивных рекордов могут решить десятые доли секунды; физики, изучая определенные процессы, замеряют микросекунды; есть фотоаппараты, которые делают миллионы снимков в секунду.
Вспоминая пословицы о времени, целесообразно прежде всего остановиться на самой теме урока — вместе с учащимися определить смысл поговорки «Делу время — потехе час». И далее советуем сделать акцент на пословицах и поговорках, близких ей по смыслу. Например, привести в качестве примера поговорку «Минута час бережет», направленную на осознание вреда бесполезной траты времени.
Затем следует обсудить ответы учащихся на вопрос рубрики «Обсудим вместе» о важности своевременного выполнения работы представителями разных профессий. Речь идет о взрослых людях, однако при выполнении этого задания полезно сделать акцент на том, что организации своего времени человек учится с детства.
При изучении раздела параграфа «Что такое свободное время» учителю рекомендуется акцентировать внимание учащихся на определении свободного времени как времени, свободного от выполнения обязательных дел. Далее советуем попросить учащихся назвать свои обязательные дела. Помимо данных в параграфе учебных занятий, школьных и домашних обязанностей, учащиеся могут назвать режимные моменты (гигиенические процедуры, прием пищи, дорогу в школу и обратно и др.).
Попытайтесь вместе с учащимися определить, для чего человеку нужно свободное время. Заслушав их ответы, попросите учеников прочитать второй абзац раздела «Что такое свободное время» и самим себя проверить: все ли было учтено в их устных рассуждениях?
В тексте параграфа приведено несколько примеров проведения свободного времени (фрагменты публикации детского журнала). Попросите учащихся по очереди зачитать эти примеры вслух и затем ответить на предложенный в учебнике вопрос: «Какие занятия этих ребят ты хотел бы повторить, а какие нет и почему?»
Вопрос нацеливает на размышление о полезных и бесполезных занятиях, о содержательном и бессмысленном проведении свободного времени.
Изучая раздел «Свободное время и занятия физкультурой», полезно поддержать тех ребят, которые делают по утрам зарядку, регулярно занимаются спортом, хореографией. Можно спросить у учащихся, знают ли они, кто из ребят их класса занимается в спортивной секции или танцевальном кружке. Какие у них успехи? Кто в классе чемпион по подтягиванию на перекладине, отжиманию?
Чрезвычайно важный раздел темы — «Свободное время и телевизор». Перед знакомством с содержанием соответствующего раздела уместно дать учащимся опережающее задание: ответить на вопрос: «Что приносит человеку телевизор: пользу или вред?»
Проблемный характер вопроса дает возможность учащимся высказать различные точки зрения, заслушав которые, учитель напоминает еще одну русскую поговорку — «Все хорошо в меру», и отсылает учащихся к тексту параграфа с заданием выяснить, какова она, эта мера. Иными словами, сколько можно смотреть телевизор, не причиняя себе вреда. Уместен также вопрос, каким телепередачам отдавали ребята предпочтение, учась в начальной школе, и каким — теперь. Размышление над ответами предполагает не только констатацию (перечисление передач), но и осознание изменившегося статуса шестиклассников по сравнению с учащимися начальной школы.
Многие ребята в свободное время что-то мастерят своими руками. Возможно, в школе проводятся выставки поделок, где некоторые учащиеся представляют свои работы. Можно спросить, кто из ребят сам или с помощью родителей смастерил что-то полезное для дома и семьи. Эти вопросы необходимо прояснить, переходя к разделу «Своими руками». Акцент в данном разделе целесообразно сделать на связи прикладных занятий и мыслительной деятельности: руки учат мысль точности и ясности.
Содержание темы предполагает введение еще одного нового термина — «хобби». Учитель может ввести его сам или попросить учащихся найти определение этого слова, прочитав соответствующий раздел параграфа или посмотрев значение в словаре.
Закреплению материала способствует ознакомление с содержанием рубрики «Жил на свете человек», посвященной деятельности, и прежде всего хобби, ученого-химика и композитора А. П. Бородина (1833—1887). А. П. Бородин своей жизнью и деятельностью доказал, что хобби имеет важное значение в жизни человека и вносит определенный вклад в жизнь всего общества.
Дополнительный материал
Великий поэт А. С. Пушкин проявил себя как серьезный исследователь-историк, создавший историю пугачевского бунта. Кроме того, он серьезно увлекался спортом, был прекрасным стрелком, гимнастом, входил в десятку лучших наездников Петербурга, профессионально рисовал, столярничал, отлично танцевал.
Н. В. Склифосовский, хирург, чье имя сейчас носит Институт скорой помощи в Москве, был известен как садовод-селекционер, который вывел новые сорта яблок, груш и винограда. Он прекрасно играл на скрипке и виолончели, пробовал сочинять музыку.
Д. И. Менделеев, великий химик, открывший Периодический закон химических элементов, увлекался садоводством, переплетным делом. Он своими руками делал образцы чемоданов.
Замечательный русский путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский был прекрасным художником, страстным охотником, наездником, садоводом и редким коллекционером. В его коллекции 700 картин и 3500 гравюр.
Рубрика «Путешествие в прошлое» в данном параграфе дается два раза. Первый раз учащиеся переносятся в XIX век, в дворянское общество. Их вниманию предлагается фрагмент оригинального текста Л. Н. Толстого, стиль которого незнаком учащимся и может оказаться сложным. Поэтому учителю следует самому выразительно прочитать этот фрагмент, после чего задать следующие вопросы: «В каком доме мы оказались — богатом или бедном?», «Чем занимаются молодые люди в этом доме?», «Можно ли сказать, что так они проводят свободное время?»
Целесообразно по ходу чтения пояснять новые слова (пояснения есть в словаре в конце учебника): клавикорды, арфа, вариации. Эти слова — все или некоторые — могут быть знакомы учащимся музыкальных школ. Если в классе есть такие ребята, обратитесь к ним за помощью. При наличии времени можно найти значение каждого слова в словаре.
Тематически с содержанием данного раздела связаны сюжеты рубрики «Картинная галерея». В отличие от рубрик других параграфов данная «Картинная галерея» содержит несколько репродукций, что позволяет большему количеству учащихся сделать устный рассказ по любой понравившейся картине. Это позволяет на доступном материале развивать речь шестиклассников, вводя в нее новое понятие «свободное время».
Рассмотрев репродукции, учащиеся смогут рассказать, как проводили свободное время раньше и как проводят его теперь.
Вторая рубрика «Путешествие в прошлое» посвящена одному из самых древних увлечений — игре в шахматы. Познакомив учащихся с ее содержанием, полезно остановиться на вопросах: «Что дает человеку игра в шахматы?», «Кто умеет играть в шахматы?»
При наличии нескольких игроков можно предложить организовать в классе шахматный турнир, если он не проводился раньше.
В ходе урока полезно поговорить о том, как проводят ребята выходные дни и каникулы, бывают ли в театрах, музеях, на выставках.
При наличии времени советуем предложить учащимся выполнить в классе задание 3 рубрики «В классе и дома». Это задание по своей сути — вопросы по конкретной ситуации из жизни одной девочки, не умеющей организовывать свое время. Важно обсудить все вопросы, поставленные на основе ситуации, поскольку они стимулируют перенос оценочных суждений о другом человеке на себя, на свое умение организовывать свободное время.
Полезно предложить желающим придумать и рассказать свою историю об организации свободного времени. Заслушав ее, важно вместе с учащимися определить мораль. При нехватке времени в классе это задание следует предложить выполнить дома, а обсудить на следующем уроке.
В качестве домашнего задания целесообразно предложить выполнить в рабочей тетради задание 1. Попросите учащихся красиво оформить его на отдельных листах и после проверки порекомендуйте поместить их дома на своем столе.
Теме «Чем я люблю заниматься в свободное время» можно посвятить часть времени на уроке или во внеурочное время организовать игру «Чудо-дерево».
Для этого понадобятся:
1) нарисованный на большом листе бумаги ствол дерева с ветвями и контуром кроны; по этому контуру слева от ствола написано слово «Знаем», справа — «Умеем»;
2) 2—3 тюбика с клеем или 2—3 клеящих карандаша;
3) вырезанные из зеленой бумаги листочки, по форме напоминающие листья дуба, березы или липы; количество листочков должно быть в 2 раза больше числа учащихся класса; размер приблизительно 7—8 кв. см.
Условия игры
Все учащиеся — участники игры. Ряд — одна команда.
Ход игры
Команда выбирает капитана. Каждый участник получает по два зеленых бумажных листочка. По команде учителя ребята начинают выполнение задания: разборчиво пишут на каждом листочке свое имя, затем ответы на вопросы, заранее написанные на доске.
Вопросы:
1. Чему ты мог бы научить своих одноклассников?
2. Какими знаниями мог бы с ними поделиться?
На одном листочке — ответ на первый вопрос, на другом — на второй. На выполнение задания дается 5 минут.
По истечении времени все заполненные листочки сдаются капитану команды. Учитель дает время капитанам на подведение итогов, объявив, что максимальный балл, который может набрать команда, равен количеству выданных листочков (количество членов команды умножается на два). В то время, пока капитаны подводят итоги игры, класс может выполнять другие задания (на усмотрение учителя).
Подведение итогов
Капитаны действуют на основе данной им инструкции. Она содержит следующие этапы работы:
1) вместе подсчитать количество листочков от каждой команды, исключая «недействительные» — не содержащие конкретных ответов (это баллы);
2) зафиксировать баллы, пока не объявляя их классу, так как это неокончательные итоги;
3) наклеить листочки своей команды на соответствующую часть кроны дерева: ответ на первый вопрос — справа («Умения»), на второй — слева («Знания»).
Когда дерево «выращено», т. е. капитаны выполнили свое задание, начинается объявление итогов. Первый итог объявляет учитель. Он заключается в следующем: все вместе вырастили настоящее «чудо-дерево» — ведь с его помощью можно очень многое узнать и многому научиться.
Далее учитель вместе с классом проводит нехитрый подсчет. Выводится максимально возможный балл для каждой команды (количество членов команды умножается на два). Капитаны объявляют реальный балл своей команды. Этот балл вычитается из максимального. Побеждает та команда, у которой самая маленькая разница между максимальным и реальным баллом. Команда-победитель приветствуется всеми и получает право с помощью «чудо-дерева» внести предложение в дальнейшие дела класса.
После урока «чудо-дерево» рекомендуется передать классному руководителю
|