Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

Урок 17. Духовная жизнь

Урок 17. Духовная жизнь

Цели: подвести учащихся к пониманию отличия духовно богатого человека от бездуховного; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся чувства собственного достоинства, умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (право на свободу мысли, слова, убеждений, человеческое достоинство, убеждение), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Собственность, предпринимательство и гражданское право»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 31-33
КАРТОЧКА № 31
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Каким образом гражданское право регулирует имущественные отношения?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что включают в себя имущественные отношения?
- Что может относиться к понятию имущество?
- Кому может принадлежать имущество?
- Могут ли договорные отношения быть имущественными?
- В какие отношения мы вступаем в магазине, автобусе?
- Какие формы и виды имеют имущественные отношения?
- Что такое аренда?
- Почему именно в условиях рыночной экономики важно знать нормы, регулирующие имущественные отношения?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 32
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Как человек может распоряжаться своей собственностью?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что такое собственность?
- Какими правами на имущество обладает собственник?
- Какие возможности дает человеку право собственности?
- Какие полезные свойства предмета собственности использует ее владелец?
- Перечислите субъекты права собственности. Чем они отличаются друг от друга?
- Какими видами имущества не могут владеть физические лица?
- Что такое частная собственность?
- Какая собственность является государственной?
- Какие еще виды собственности вы знаете?
- Как человек становится собственником?
- Каким образом закон защищает право собственности?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 33
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Почему общество не может обойтись без предпринимательства?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что такое предпринимательство?
- Кто может заниматься предпринимательством?
- Почему люди становятся предпринимателями?
- Какими моральными качествами должен обладать предприниматель? Почему?
- Что такое бизнес?
- Какая предпринимательская деятельность будет запрещена законом?
- Какие виды предпринимательской деятельности разрешены законом?
- Как связаны между собой собственность и предпринимательство?
- Каковы формы организации предпринимательства?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Что из перечисленного является лишним? Почему?
1. Имущество вооруженных сил, здание краеведческого музея, золотой запас, ресурсы континентального шельфа.
(Здание краеведческого музея, т. к. все остальное может быть только федеральной собственностью.)
2. Бизнес, предпринимательство, коммерция, благотворительность. (Благотворительность, т. к. все остальные виды деятельности направлены на получение прибыли.) ВАРИАНТ В
- Решите кроссворд.
1. Добровольное товарищество, обеспечивающее согласованность действий работников в процессе производства. (Кооператив. )
2. Незанятая часть экономически активного населения в хозяйственной деятельности. (Безработный.)
3. Имущество, принадлежащее кому-либо с правом распоряжения. (Собственность.)
4. Соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей. (Договор.)
5. Один из участников обмена. (Покупатель.)
6. Возможность изменения принадлежности, состояния, назначения имущества. (Распоряжение.)
7. Деятельность, направленная на получение прибыли. (Бизнес.)
8. Срочное и возмездное пользование имуществом. (Аренда.)
9. Одна из основных экономических категорий, показатель финансовых результатов деятельности. (Прибыль.)
10. То, что находится в чьей-нибудь собственности, принадлежит кому-нибудь. (Имущество.)
11. Фактическое обладание вещью. (Владение)
12. Лицо, предоставляющее работу за определенную плату. (Работодатель.)
13. Образ жизни за чужой счет, чужим трудом. (Тунеядство.)
14. Порядок поведения людей, отвечающий сложившимся нормам морали и права. (Дисциплина.)
15. Одно из основных правомочий собственника, заключающееся в праве потребления вещи. (Пользование.)
Слово по вертикали: Человек, готовый идти на риск своими средствами, ради получения прибыли. (Предприниматель.)
3. Устные развернутые ответы учащихся по карточкам № 31, № 32 и № 33, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План:
1. Право человека на духовную свободу.
2. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении.
Задача для учащихся: выяснить, кому нужна духовная свобода? Чем отличается духовно богатый человек от бездуховного? Все ли люди имеют чувство собственного достоинства?
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и дополнительным материалом
Учебник 1 (с. 261-264) или учебник 2 (с. 127-135).
Задание для учащихся: что такое духовная свобода? Что общего между духовной свободой и совестью? Выразите свое отношение к главным героям фильма? Согласны ли вы с мнением автора статьи?
Дополнительный материал
.Последовавшие затем «Бумеры» стали еще одним свидетельством того, что первый успех Владимира Вдовиченкова был вовсе не случайным, и в российский кинематограф пришел перспективный актер, способный на многое. Нетрудно догадаться - все теперь это знают, - что принесла ему эта работа. «Я сказал Володе: “Будешь играть бесплатно, но прославишься. Если не станешь знаменитым после моего фильма, я заплачу тебе гонорар”. Володя согласился», - рассказал продюсер фильма Сергей Члиянц. За роль Кости-Кота в «Бумере» Вдовиченкову не заплатили ни копейки.
«Бумер», как считает сценарист Денис Родимин, «это шокирующий фильм, показывающий жизнь современной молодежи изнутри: в центре событий - четверо ребят, которых невозможно не полюбить и которым невозможно не сопереживать. Это чистая история о настоящей дружбе и предательстве, о любви и ненависти, о несбывшихся надеждах и попытке вырваться из замкнутого круга».
Да, есть и любовь, и предательство, однако режиссер, он же сценарист, очень здорово лукавит, озвучивая свою трактовку того, что преподносит зрителям. А преподносит он историю о четырех бандитах, которые неизвестно как жили раньше и в силу каких обстоятельств сделали делом своей жизни воровской бизнес. В кино они - Костян-Кот (Владимир Вдовиченков), Димон-Ошпаренный (Андрей Мерзликин), Леха-Килла (Максим Коновалов) и Петя-Рама (Сергей Горобченко) - на полтора часа стали героями.
Ну а раз герои - бандиты, то и речь идет о бандитской жизни и трудностях их нелегкой профессии. Трудности эти начались с того, что Ошпаренный на своем мерине обидел «братков» из крутого «лексуса». Те отобрали у него машину, дали для острастки «по репе», что означает - по башке, и назначили стрелку. Заваривши кашу, пацан привел туда друзей-соратников, в том числе и Кота, которому эти разборки были в тот момент ни к чему, поскольку подруга звала его во Францию, и не в турпоездку, а насовсем. Но Кот не смог нарушить рыцарский закон: один за всех, все за одного.
Разговор «по понятиям» не получился: отмороженный Килла положил на землю всех представителей противоположной высокой договаривающейся стороны, и великолепная четверка вынуждена была в результате слинять куда подальше, пока ситуация «не устаканится». Свистнцли у раззявы-коммерсанта классный «бумер», однако первый же гаишник сразу понял, что тачка ворованная, и, чтобы разрулить ситуацию, братки вынуждены были подарить ему всю имеющуюся наличность. Однако это их нисколько не огорчило. Делом подтверждая известную истину, что мастерство не пропьешь, они грабили дальнобойщиков и коммерсантов. Случалось, и убивали кого-то, дабы ни в чем не знать нужды, до тех пор, пока их не подстрелили после вооруженного налета на контору, торгующую компьютерами. Но за это время несчастные ребятишки успели узнать, что мир, оказывается, жесток и несправедлив: менты за ними охотятся, да еще и стреляют, дальнобойщики всех чуть было не поубивали, а всего-навсего за то, что они занимались своим профессиональным делом - грабили и убивали.
В общем-то, и «Бригада», «Бумер» - фильмы про бандитов их бандитские дела. Вроде бы и одно и то же. Однако разница же есть, и весьма существенная. Ведь тот же Саша Белый изначально не был бандитом. Он мог бы поступить в институт и жить нормально, если бы в него не стреляли и не повесили на него убийство. Он порядочный человек и пытается таковым остаться: он проповедовал легальный бизнес, хотел зарабатывать, а не отбирать, не хотел продавать наркотики и оружие. Ему с друзьями можно сопереживать.
Герои же «Бумера» вовсе не несчастные люди, волею судеб попавшие в сложные обстоятельства. Они просто бандиты и убийцы, а все обстоятельства они создают себе сами, потому что они отморозки. И вот им-то сопереживать не хочется, хотя бы потому, что все их проблемы в фильме сводятся к тому, чтобы «нарубить зелени», грохнуть походя нескольких человек и вернуться к своим прежним обязанностям - грабить и рэкетировать. Так что трудно согласиться со сценаристом, что это фильм о современной молодежи, о ребятах, которых невозможно не полюбить и которым невозможно не сопереживать. Да, хорошие актерские работы, но любить героев фильма совсем не хочется.
А вот то, что фильм шокирующий, - с этим не поспоришь. Скорее всего в силу этого в 2003 году «Бумер» исключительно за счет зрительского ажиотажа стал первым российским фильмом, окупившимся во внутреннем прокате, а в 2006 году «Бумер-2» был одной из самых громких отечественных кинопремьер и по кассовым сборам обошел своего основного конкурента - «9 роту» Федора Бондарчука. Подобные фильмы и делают молодых актеров знаменитыми. [59]
Справка
Совесть - способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения, контролировать и оценивать свое поведение. Совесть выступает как моральное самосознание личности (от слова «соведать», «сознавать»), выступающее как в рациональной, так и в чувственноинтуитивной форме. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, чести, человечности, сам задает критерии моральной оценки и сам же оценивает свое поведение. И если внешние опоры морали в виде господствующих нравов или общественного мнения можно при случае обойти или перехитрить, то обмануть самого себя оказывается невозможным. Если же это удается, то исключительно дорогой ценой - ценой отказа от совести и потери человеческого достоинства. Совесть для духовно развитой личности - средоточие высших ценностей и убеждений, основа самоутверждения и чувства собственного достоинства, где разум и чувства сплетаются в такие «узы, вырваться из которых нельзя, не разорвав своего сердца, и победить которые можно, лишь подчинившись им» (К. Маркс).
Зрелая, развитая совесть предъявляет человеку максимальные требования, не приемля никаких компромиссов и не идя ни на какие уступки, и предполагает ответственность человека не только за собственное поведение, но и за все происходящее вокруг. Порядочный человек остро переживает несоответствие жизни требованиям человечности, даже если лично он ни в чем не виновен. Это свойство совести лежит в основе присущего моральному сознанию чувства виноватости без самой вины, которое абсолютизировалось религиозной этикой в понятии греха и раскаяния. Это же свойство совести позволяет ей быть внутренним двигателем нравственного самосовершенствования личности, серьезным стимулом активнодеятельностного отношения к окружающему миру с целью его улучшения. [28, с. 498-499]
2. Беседа по тексту с элементами диспута на тему «Может ли отрицательный персонаж быть положительным героем?»
Дополнительный материал
При подготовке к диспуту важны не только выбор темы и составление вопросов, но и подготовка учащихся к диспуту. Эта задача решается благодаря проведению системы уроков или специальной лекции, просмотра учебного кинофильма. Учащиеся знакомятся с рекомендуемой литературой, пишут творческие работы. Подбираются иллюстрации.
Не следует поощрять выступления по заранее написанным конспектам. Полезно познакомить школьников со следующей памяткой.
Законы диспута
• Каждый - активный участник спора.
• Говори, что думаешь; думай, думай что говоришь.
• Не перебивай товарища!
• Высмеивать чужое мнение недопустимо!
• Относись к товарищам с уважением, даже если ты не согласен с их мнением.
• Не обижайся, если твое мнение сталось без поддержки.
• Спорь честно, искренне, не искажай слов и мыслей своих оппонентов.
• Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.
• Заканчивая выступление, подведи итоги, сделай вывод.
Ведущим диспут чаще всего бывает учитель, но эту роль может
сыграть и подготовленный ученик. Вмешательство учителя в спор должно быть тактичным. Не следует навязывать свою точку зрения; учитель направляет дискуссию, помогает делать выводы, иногда заостряет проблему. В заключение урока важно поощрять школьников, при необходимости вычленить итоги спора. [19]
3. Рассказ учителя об утверждении человеческого достоинства в межличностном общении
В объеме учебника, с использованием дополнительного материала (см. ниже).
IV. Закрепление изученного на уроке
- Как связаны понятия совесть и духовная жизнь человека?
- Что такое убеждение?
- Как образуется духовное богатство человека?
- Каким образом связаны интеллектуальный и духовный миры человека?
- Что такое чувство собственного достоинства? Когда оно проявляется?
V. Подведение итогов урока
- Кому нужна духовная свобода?
- Чем отличается духовно богатый человек от бездуховного?
- Все ли люди имеют чувство собственного достоинства?
Домашнее задание
1. Прочитать § 40-41 учебника 1 (с. 180-182) или § 17-18 учебника 2.
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Почему общество нуждается в свободных, духовно богатых личностях?
- Как утверждается и развивается достоинство личности в межличностном общении?
3. Выполнить задание 5 на с. 266 учебника 1 или практикум на с. 136 учебника 2.
Дополнительный материал
Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям
1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
2. Улыбайтесь.
3. Помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне. [25, с. 133]
Двенадцать правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения
1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.
2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».
6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.
8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
10. Взывайте к более благородным мотивам.
11. Драматизируйте    свои идеи, подавайте их эффектно.
12. Бросайте вызов, задевайте за живое. [25, с. 209]
Девять правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды
1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
3. Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего собеседника.
4. Задавайте собеседнику вопросы, вместо того чтобы ему что-то приказывать.
5. Давайте людям возможность спасти свой престиж.
6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».
7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
8. Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
9. Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете. [25, с. 238]
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты