Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

Урок 4. Правовая ответственность

Урок 4. Правовая ответственность

Цели: подвести учащихся к пониманию ответственности человека за свои поступки перед обществом и государством; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (правонарушение, деяние, преступление, проступок, юридическая ответственность, административное право, уголовное право, наказание), таблица, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Роль права в жизни человека, общества, государства»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 3 и № 4
КАРТОЧКА № 3
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Каким путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что такое мера свободы?
- Почему важно уметь правильно использовать свои права и уважать права других людей?
- Какие права должен иметь каждый человек?
- Что такое категорический императив?
- В каких международных и российских правовых документах закреплены права человека?
3. Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 4
1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- В чем сходство и различие позитивного и естественного права?
2. Для этого подумайте над вопросами:
- Что такое естественное право?
- Может ли государство гарантировать человеку его естественные права?
- Что такое правовой идеал?
- Почему не все страны закрепили естественное право в своих законах?
- Когда встречаются естественное и позитивное право?
- Всегда ли совпадают право и закон?
- Какие законы называют «драконовскими»?
3. Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А
Проверка выполнения домашнего задания в тетради.
ВАРИАНТ Б
- Подберите пары.
1. Трудовое право - ...
2. Семейное право - ...
3. Конституционное право - ...
4. Гражданское право - ...
5. Административное право - ...
а) нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления;
б) нормы, регулирующие сферу имущественных отношений;
в) отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений;
г) отрасль, регулирующая сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека;
д) отрасль, регулирующая сферу отношений между супругами, родителями и детьми.
(1 - в, 2 - д, 3 - г, 4 - б, 5 - а.)
ВАРИАНТ В
Выполнение задания по дополнительной литературе
- Прочитайте отрывок из сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца удалого молодца».
Скоморо х-п отешник. Зовет царь стрельца, удалого молодца. Ишо не дал задание, а уж сердит заранее. Руками сучит, ногами стучит, очами вращает - в обчем, стращает. Уж так ему охота извести Федота, что ажно прямо в костях ломота!..
Царь.    Раздобудь    к    утру    ковер -
Шитый золотом узор!..
Государственное дело, - Расшибись, а будь добер!
Чтоб на ем была видна,
Как на карте, вся страна,
Потому как мне с балкону Нет обзору ни хрена!
Не найдешь чаво хочу, - На башку укорочу,
Передам тебя с рассветом Прямо в лапы палачу! [52]
- Ответьте на вопрос: какие права и свободы человека нарушаются в сказке? (Право человека на жизнь, свободу, свободное выражение мысли.)
ВАРИАНТ Г
Фронтальный опрос класса
- Что такое право? (Право - совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.)
- Назовите отрасли права, существующие в России? (Например: гражданское, уголовное, административное, семейное.)
- Какие права человека относятся к естественным правам? (Право на жизнь, свободу, на частную собственность и др. )
- Как государство регулирует меру свободы человека? (С помощью законов.)
- Что такое позитивное право? (Позитивное право - действующие нормативные правовые акты, право, установленное государством, волей законодателя.)
- Кто первым ввел понятие правового государства? (И. Кант.)
- Как мы понимаем значение категорического императива? (Под значением категорического императива обычно понимают независимость закона, равенство всех людей перед законом.)
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 3 и 4, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
1. Правонарушение.
2. Правовая ответственность.
3. Административное право. Административное правонарушение.
4. Уголовное право.
Задача для учащихся: выяснить, почему и как общество реагирует на антиобщественные деяния.
1. Знакомство учащихся с новыми терминами
Учебник 1 (с. 184-186) или учебник 2 (с. 117-124).
Задание для учащихся: выписать термины и признаки правонарушений (см. пункт оформление доски). Чем преступление отличается от проступка?
2. Проверка записей в тетрадях
В тетрадях должно быть записано:
Деяние - действие (бездействие); правонарушение; преступление; проступок.
Признаки правонарушений:
• опасное для общества поведение;
• нанесение кому-либо вреда;
• нарушение нормы закона.
Основная отличительная черта преступления - особая общественная опасность, особый вред. Государство запрещает его, применяя наиболее суровые наказания.
Проступок - правонарушение, характеризующееся меньшей степенью вредности. За проступок предусматриваются наказания неуголовного характера.
3. Рассказ учителя о видах правовой ответственности (в объеме учебника 1 (с. 186-187))
Задание для учащихся: выписать из рассказа учителя виды правовой (юридической) ответственности.
Вариант ответа в тетради:
Правовая ответственность:
а) внутреннее качество гражданина, уважение человека к праву и правовому закону в сознательном и добровольном соблюдении требований права;
б) применение мер государственного принуждения за совершенные правонарушения.
Виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная ответственность.
4. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника в группах
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1 Административное право
Внимательно изучите материал учебника 1 § 30 (с. 187-189) или учебника 2 § 16 (с. 117-124) и справочные статьи словаря (работу над материалом распределите между собой):
Задание для учащихся: в каких сферах жизни общества осуществляется административная (управленческая) деятельность? Заполните таблицу (см. под карточкой). На какие виды делятся нормы административного права?
Административное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, сфере охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан.
Справка
Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления. Административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений. Субъекты административных правоотношений - органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Нормы административного права включают правила организации (создание, реорганизация, ликвидация) государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих; нормы, обеспечивающие соблюдение и охрану общественного порядка и т. д.
Нормы административного права регулируют отношения между различными субъектами управления: соподчиненными (вышестоящие и нижестоящие органы: например, министерство и областное управление); несоподчиненными (например, между двумя министерствами); между органами управления и государственными предприятиями и (министерство и унитарное предприятие- завод, комбинат); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между субъектами исполнительной власти и негосударственным и хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями; между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями (партиями, ассоциациями и т. д.); между субъектам и исполнительной власти и гражданами.
Административно-правовое регулирование общественных отношений осуществляется методом юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Отсюда - принципиальное неравенство участников административных правоотношений (в отличие от участников гражданско-правовых отношений). Однако граждане тоже могут быть субъектами административноправовых отношений, если не находятся в устойчивых правовых отношениях с данной организацией, т. е. не обязаны подчиняться управленческим распоряжениям в силу служебных обязанностей. Речь идет о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов. [40, с. 10-11]
Сферы жизни общества Примеры
Экономическая    
Социальная    
Духовная    
Политическая    
Виды норм:
• внутренние (внутрисистемные) - нормы, регулирующие деятельность самих органов исполнительной власти;
• нормы, регулирующие отношения между гражданами и исполнительной властью;
• нормы, регулирующие отношения между гражданами.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2
Административные правонарушения и административная ответственность
Внимательно изучите материал учебника 1 § 30 (с. 187-189) или учебника 2 § 16 (с. 117-124) и справочные статьи словаря (работу над материалом распределите между собой):
Задание для учащихся: какую правовую ответственность за совершенные административные правонарушения несут люди их совершившие? Составьте схему, приведите примеры (см. под карточкой).
Справка
Административное правонарушение - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаки административных правонарушений:
1) деяние (действие или бездействие);
2) его противоправность;
3) его виновность;
4) причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями;
5) административная ответственность за деяние, предусмотренное законодательством.
В особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрены различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:
• посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений ит. д.);
• посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);
• в области охраны собственности (пользование недрами без разрешения, самовольное занятие участка леса, уничтожение или повреждение чужого имущества и т. д.);
• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);
• на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);
• в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);
• в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);
• в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);
• посягающие на институты государственной власти (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава- исполнителя, незаконные действия по отношению к государственным символам РФ и т. д.);
• против порядка управления (самоуправство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной власти и т. д.);
• посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство, демонстрирование фашистской атрибутики или символики, нарушение требований пожарной безопасности, стрельба из оружия в не отведенных для этого местах и т. д.);
• в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.
Административная ответственность за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. При малозначительности административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. [40, с. 11-12]
Административные
правонарушения    Примеры
Против личности    
Против собственности    
Против общественного порядка    
В области охраны окружающей среды и памятников культуры    
Признаки административного правонарушения: деяние (действие или бездействие), антиобщественное или противоправное деяние, деяние виновное (совершенное лицом, осознающим противоправность деяния).
Административные взыскания: предупреждение, штраф, конфискация орудия правонарушения, исправительные работы, административный арест на срок до 15 суток.
Справка
Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения; применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний следующие:
• предупреждение (выражается в официальном порицании физического или юридического лица);
• административный штраф (может выражаться в величине, кратной либо минимальному размеру оплаты труда, либо стоимости предмета административного правонарушения, либо сумме неуплаченных налогов и сборов, либо сумме незаконной валютной операции);
• возмездное (т. е. с возмещением его стоимости) изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
• лишение специального права, предоставленного физическому лицу (в виде права управления транспортным средством, права охоты и т. д.; срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 2 лет);
• административный арест (на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток);
• административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
• дисквалификация (заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и т. д.). [40, с. 9-10]
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Уголовное право
Внимательно изучите материал учебника 1 § 30 (с. 189-190) или учебника 2 § 16 с. 117-124 и справочные статьи словаря (работу над материалом распределите между собой).
Задание для учащихся: что такое уголовное право? Какова роль уголовного права в обществе? Составьте схему, приведите примеры (см. под карточкой).
Уголовное право - отрасль права, представляющая совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для общества.
Справка
Уголовный кодекс РФ - федеральный систематизированный законодательный акт, определяющий общественно опасные деяния (преступления) и устанавливающий наказания за их совершение. Нынешний УК вступил в силу с 1 января 1997 г. Этот кодекс призван привести российское уголовное законодательство в соответствие с современной иерархией социальных ценностей, принятых в демократическом правовом государстве, с криминологической реальностью, с общепринятыми международными нормами, обеспечить строгую дифференциацию уголовной ответственности. В новый УК включены ранее отсутствовавшие главы об ответственности за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, семьи и несовершеннолетних и др. Вводятся новые статьи, предусматривающие повышенную ответственность за такие опасные преступления, как терроризм, продажа детей, завладение чужим недвижимым имуществом, легализация денежных средств, добытых незаконным путем, и др. Особое внимание уделяется регулированию ответственности за преступления против собственности, интересов государственной службы, службы в негосударственных предприятиях, за хозяйственные преступления. В УК решается задача последовательного внедрения международно признанной системы ценностей в сферу уголовноправовой охраны Российской Федерации. [40, с. 359-360]
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Виды преступлений и наказаний
Внимательно изучите материал учебника 1 § 30 (с. 190) или учебника 2 § 16 (с. 117-124) и справочные статьи словаря (работу над материалом распределите между собой):
Задание для учащихся: какими бывают преступления? Какую ответственность за преступления несут люди их совершившие? Составьте схему, приведите примеры (см. под карточкой).
Справка
Преступление - виновное, общественно опасное, противозаконное, или противоправное, деяние (действие или бездействие), подпадающее под запрет уголовного закона. Преступление предусмотрено особенной частью Уголовного кодекса. Признаками преступления являются: общественная опасность (причинение вреда всему обществу или отдельным его гражданам), противоправность (запрещенность уголовным законом), виновность (формы вины - умысел и неосторожность) и наказуемость.
По видам преступления делятся:
• на преступления против личности (убийство, причинение вреда здоровью, побои, истязание, клевета, изнасилование, нарушение равноправия граждан, вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и др.);
• преступления в сфере экономики (кража, грабеж, разбой, вымогательство, лжепредпринимательство, ограничение конкуренции, контрабанда, злостное и фиктивное банкротство и др.);
• преступления против общественной безопасности и общественного порядка (терроризм, массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, незаконное изготовление оружия, пиратство, незаконное изготовление наркотических средств с целью сбыта, вовлечение в занятие проституцией, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры и др.);
• преступления против государственной власти (государственная измена, шпионаж, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности и т. д.);
• преступления против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику, самовольное оставление части или места службы, дезертирство и т. д.);
• преступления против мира и безопасности человечества (пропаганда войны, геноцид, экоцид, наемничество и др.).
По категориям преступления делятся на:
• преступления небольшой тяжести (за которые предусмотрено наказание не более 2 лет лишения свободы);
• преступления средней тяжести (не более 5 лет);
• тяжкие преступления (не более 10 лет);
• особо тяжкие преступления (свыше 10 лет или более тяжкое наказание).
Различаются преступления с прямым или косвенным умыслом. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.
Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично. [40, с. 258-259]
Уголовное наказание - мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении уголовного преступления (нарушении норм УК РФ). Видами уголовных наказаний являются: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) конфискация имущества (отменена); 8) ограничение свободы; 9) арест; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на определенный срок; 12) пожизненное лишение свободы; 13) смертная казнь.
Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний. [40, с. 359]
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 5 Участники уголовного процесса
Внимательно изучите материал учебника 1 § 30 (с. 190) или учебника 2 § 16 (с. 117-124) и справочные статьи словаря (работу над материалом распределите между собой):
Задание для учащихся: какую роль в уголовном процессе играют субъекты уголовно-процессуального права, участники процесса, лица, привлекаемые в процессе, присяжные заседатели? Приведите примеры.
Справка
Уголовный процесс - деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при участии иных государственных, общественных организаций, должностных лиц и граждан, содержанием которой является возбуждение, расследование, судебное рассмотрение и разрешение уголовных дел, а также (частично) исполнение приговоров. Задачами уголовного процесса являются: быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновного, обеспечение правильного применения норм УК.
Система норм, определяющих задачи, принципы, круг участников уголовного процесса, их права и обязанности, а также другие положения российского судопроизводства, и регламентирующих порядок возбуждения, предварительного расследования, судебного рассмотрения и разрешения уголовных дел, а также исполнения судебных приговоров, называется уголовно-процессуальным правом. Согласно Конституции РФ, уголовно-процессуальное законодательство находится в исключительном ведении федерации. Основным источником уголовно-процессуального права является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, принятый в 2001 г.
Субъекты уголовно-процессуального права: органы государства и должностные лица (суд, судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель)). Эти органы осуществляют производство по делу.
Участники уголовного процесса: подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Гражданский истец - лицо, предъявившее требование о возмещении материального ущерба, нанесенного преступлением. Гражданский ответчик - как правило, сам обвиняемый, но могут быть и другие ответчики - родители, опекуны, попечители обвиняемого, администрация детских учреждений и т. д.
Лица, привлекаемые в процессе: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые, секретарь судебного заседания. Особенно следует выделить присяжных заседателей, которые привлекаются для участия в судебном разбирательстве и вынесении вердикта.
Стадиями уголовного процесса являются: 1) возбуждение уголовного дела; 2) предварительное расследование; 3) предание суду;
4) судебное разбирательство, заканчивающееся вынесением приговора; 5) кассационное производство (обжалование): 6) исполнение приговора.
Суд присяжных заседателей действует при областных и краевых судах и призван рассматривать особо важные дела, в частности, дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь.
В некоторых случаях уголовное дело проходит также дополнительные стадии пересмотра дела в порядке судебного надзора и возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам. [40, с. 360-361]
5. Выступление групп
IV. Закрепление изученного на уроке
- Что такое проступок, правонарушение, преступление?
- Какие виды административной ответственности закреплены в законах РФ?
- Соотнесите, что относится к преступлению, а что к проступку:
а) несовершеннолетние А. и Б. избили прохожего, сделавшего им замечание;
б) 15-летний З. требовал у младших школьников деньги;
в) 14-летний В. разбил стекло стоявшего во дворе автомобиля;
г) несовершеннолетний Н. сделал ложное сообщение о заложенном в школе взрывном устройстве;
д) 14-летний Д. отказался оплатить проезд в общественном транспорте;
е) несовершеннолетние К. и Л. нецензурно выражались в салоне автобуса.
(Преступление - «а», «б», «г». Проступок - «в», «д», «е».)
V. Подведение итогов урока
- Почему общество реагирует на антиобщественные деяния?
- Как общество реагирует на антиобщественные деяния? Домашнее задание
1. Прочитать § 30 учебника 1 (с. 180-182) или § 16 учебника 2 (с. 117-124).
2. Подготовить устные ответы на вопросы:
- Какими бывают правонарушения и правовая ответственность за них?
- Какие правонарушения рассматриваются административным правом?
- Какие общественные отношения регулирует уголовное право?
3. Выполнить в тетради задания 1, 2 на с. 191 учебника 1 или практикум на с. 125 учебника 2.
Дополнительный материал
Кони Анатолий Федорович (1844-1927)
Родился 28 января 1844 г. в Санкт-Петербурге. Учился в немецком училище святой Анны и во второй санкт-петербургской гимназии; поступил в 1861 г. в Санкт-Петербургский университет на математическое отделение; в 1862 г. перешел на юридический факультет Московского университета, где и кончил курс со степенью кандидата. После представленной им диссертации «О праве необходимой обороны» Кони предназначен был к отправке за границу для приготовления к кафедре уголовного права, но вследствие временной приостановки этих командировок поступил на службу сначала в государственном контроле, потом в военном министерстве. С введением судебной реформы Кони перешел в санкт-петербургскую судебную палату на должность помощника секретаря, а в 1867 г. - в Москву, секретарем прокурора московской судебной палаты Ровинского; в том же году был назначен товарищем прокурора сначала сумского, затем харьковского окружного суда; в 1869 г. переведен на ту же должность в санкт-петербургский окружной суд; участвовал во введении судебной реформы в казанском округе в качестве прокурора казанского окружного суда; в 1871 г. назначен прокурором санкт- петербургского окружного суда; через четыре года назначен вицедиректором департамента министерства юстиции, в 1877 г. председателем санкт-петербургского окружного суда, в 1881 г. председателем гражданского департамента санкт-петербургской судебной палаты, в 1885 г. - обер-прокурором кассационного департамента Сената, в 1891 г. - сенатором. Таким образом, Кони пережил на важных судебных постах первое тридцатилетие судебных преобразований и был свидетелем тех изменений, которые совершались за это время в судебном деле, отношений к нему как правительственной власти, так и общества.
В 1875 г. Кони был назначен членом совета управления учреждений Великой Княгини Елены Павловны; в 1876 г. он был одним из учредителей юридического общества при Санкт-Петербургском университете; с 1876 по 1883 гг. состоял членом комиссии, учрежденной под председательством графа Баранова для исследования железнодорожного дела в России; состоял в то же время преподавателем теории и практики уголовного судопроизводства в училище правоведения; в 1883 г. избран в члены общества психиатров при военномедицинской академии; в 1888 г, был командирован в Харьков для исследования причин крушения императорского поезда 17 октября того же года и для руководства следствием по этому делу, в 1894 г. в Одессу, для направления дела о гибели парохода «Владимир»; в 1890 г. Харьковским университетом возведен в звание доктора уголовного права (honoris causa); в 1892 г. избран Московским университетом в почетные его члены. С неизменной преданностью служил Кони судебным уставам как в период увлечения ими, так и в период скептического к ним отношения.
Кони создал в лице своем живой тип обвинителя и судьи, доказав своим примером, что можно служить государственной охране правовых интересов, не забывая личности подсудимого и не превращая его в простой объект исследования. В качестве судьи он сводил, выражаясь его словами, «доступное человеку в условиях места и времени великое начало справедливости в земные, людские отношения», а в качестве прокурора был «обвиняющим судьей, умевшим отличать преступление от несчастия, навет от правдивого свидетельского показания».
Русскому обществу Кони известен в особенности как оратор. Залы судебных заседаний по делам, рассматривавшимся с его участием, были переполнены, многочисленная публика стекалась на его литературные и научные речи, когда они появлялись в печати, имели успех.
Обширная, не ограничивающаяся специальной областью знаний, эрудиция, при богатой памяти, давала ему обильный материал, которым он умел пользоваться как художник слова. Судебные его речи всегда отличались высоким психологическим интересом, развившимся на почве всестороннего изучения индивидуальных обстоятельств каждого данного случая. С особенной старательностью останавливался он на выяснении характера обвиняемого и, только дав ясное представление о том, «кто этот человек», переходил к дальнейшему изысканию внутренней стороны совершенного преступления. Характер человека служил для него предметом наблюдений не только со стороны внешних наслоений, но и со стороны тех особых психологических элементов, из которых слагается «я» человека. Установив последние, он выяснял, какое влияние могли оказать они на зарождение осуществившейся в преступлении воли, причем тщательно отмечал меру участия условий жизни данного лица.
Выдвигая на первый план основные элементы личности и находя в них источник к уразумению исследуемого преступления, Кони из-за них не забывал не только элементов относительно второстепенных, но даже фактов, по-видимому, мало относящихся к делу: он полагал, что «по каждому уголовному делу возникают около настоящих, первичных его обстоятельств побочные обстоятельства, которыми иногда заслоняются простые и ясные его очертания» и которые он, как носитель обвинительной власти, считал себя обязанным отстранять, как лишнюю кору, наслоившуюся на деле. Очищенные от случайных и посторонних придатков, психологические элементы находили в лице Кони тонкого ценителя, пониманию которого доступны все мельчайшие оттенки мысли и чувства. Сила его ораторского искусства выражалась в изображении не только статики, но и динамики психических сил человека; он показывал не только то, что есть, но и то, как образовалось существующее. В этом заключается одна из самых сильных и достойных внимания сторон его таланта.
Мотивы преступления как признак, свидетельствующий о внутреннем, душевном состоянии лица, получали в глазах Кони особое значение; он всегда заботился не только об установке юридической ответственности подсудимых, но и о справедливом распределении между ними нравственной ответственности. Форма речей Кони всегда проста и чужда риторических украшений.
Кони не следует приемам древних ораторов, стремившихся влиять на судью посредством лести, запугивания и вообще возбуждения страстей, и тем не менее он в редкой степени обладает способностью, отличавшей лучших представителей античного красноречия: он умеет в своем слове увеличивать объем вещей, не извращая отношения между ними и действительностью.
Отношение его к подсудимым и вообще к участвующим в процессе лицам было истинно гуманное. Злоба и ожесточение, часто возбуждаемые долгим оперированием над патологическими явлениями душевной жизни, ему чужды. Умеренность его была, однако, далека от слабости и не исключала суровой оценки лиц и действий.
Кони не столько увлекал, сколько убеждал своей речью, изобиловавшей образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими ей жизнь и красоту.
С 1894 по 1899 гг. Кони участвовал в комиссии для пересмотра судебных уставов, отстаивая в своих особых мнениях их основные начала, ратуя за несменяемость судей, за упразднение судебной власти земских начальников, за невозможность передачи полиции следственных функций. В 1900 г. перешел из уголовного кассационного департамента в общее собрание Сената. В том же году избран почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук. В 1907 г. назначен членом Государственного совета. В Сенате он неустанно боролся, иногда не без успеха, с административной практикой в сектантских делах, особенно в преследовании штундистов. В Государственном совете Кони не примкнул ни к одной из группировок. С кафедры он выступает часто, не оставляя без ближайшей оценки ни одного законопроекта по судебной части. Из речей на другие темы обратили на себя общее внимание речи, посвященные вопросам вероисповедной политики, общественной нравственности (например, о попечительст- вах народной трезвости, об упразднении тотализатора) и народного просвещения. Кони пользуется широкой и заслуженной общественной известностью не только как судебный оратор, но и как лектор и как писатель. Кроме таланта изложения, блеска образов и сравнений, его рефераты и лекции отличаются содержательностью и тщательной разработкой темы. В выборе тем Кони бесконечно разнообразен.
В течение нескольких лет в санкт-петербургском юридическом обществе Кони выступал в годовых собраниях с некрологами скончавшихся судебных деятелей и запечатлел в памяти слушателей образы главных деятелей судебной реформы: Замятина, Буцковского, Ровинского, Стояновского, Зарудного и Ковалевского.
Особенно выдаются речи и лекции Кони об А.С. Пушкине (1899), В.С. Соловьеве (1901), А.Д. Градовском, И.Ф. Горбунове, И.А. Гончарове, графе Д.А. Милютине, «О нравственных началах уголовного процесса», «О философских воззрениях князя Одоевского», «О мерах борьбы с проституцией». Свои литературные монографии Кони помещал в специальных юридических изданиях и в общей прессе: в «Вестнике Европы», в «Историческом Вестнике», в «Книжках Недели», в газетах «Порядок», в «Русском Архиве» и др. Труды несудебного содержания в 1906 г. Кони объединил в книге «Очерки и воспоминания».
Его судебные речи выдержали несколько изданий. В 1912 и 1913 гг. он выпустил два тома «На жизненном пути», в 1914 г. - «Отцы и дети судебной реформы». [7]
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты