Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
6 гостей

Краткие новости

Главная arrow Педагогика arrow Введение в педагогическую деятельность А.Г. Бермус arrow 1. Акмеологический подход к профессионально-личностному становлению педагога

1. Акмеологический подход к профессионально-личностному становлению педагога

1. Акмеологический подход к профессионально-личностному становлению педагога

Многообразие понятий, рассмотренных нами в предыдущем модуле, предполагает вопрос: а какое же из них наиболее точно и полно определяет смысл и направленность профессионально-личностного становления? Иными словами, на что должен ориентироваться абитуриент педагогического колледжа или вуза - на приобретение педагогической профессии, на формирование профессионально-педагогической деятельности, на развитие своих ценностно-смысловых оснований или же педагогической культуры? Каким должно быть содержание педагогического образования?
Нельзя сказать, что эти вопросы имеют однозначное решение, однако наиболее распространенным в современной педагогике и психологии является следующий трехкомпонентный ответ:
• высшей целью профессионально-педагогического образования и последующего процесса профессионального самообразования является обретение педагогического мастерства;
• содержанием процесса приобретения педагогического мастерства является профессионально-личностное становление педагога;
• проблемы, условия, закономерности и технологии профессиональноличностного становления педагога исследуются в рамках психологопедагогической области знания, называемой акмеология.
Понятие «педагогического мастерства» представляется наиболее сложным и многоаспектным во всем нашем курсе. Действительно, трудно найти что-то, относящееся к профессиональным, личностным или характерологическим проявлениям педагога, не входящее в его состав. Компонентами педагогического мастерства являются:    гуманистическая
направленность деятельности педагога, его профессиональные знания, способности, развитая педагогическая техника. К сфере педагогического мастерства также относится опыт профессиональной деятельности, общения, профессионально-личностного развития и саморазвития. С точки зрения, рассмотренных нами ранее понятий, педагогическое мастерство представляет собой системное единство ценностно-смысловых оснований личности педагога; способностей и умений деятельности; педагогической культуры и профессионально-личностного самоопределения.
Наряду с таким поэлементным преставлением педагогического мастерства, можно выделить его системные свойства, позволяющие отличить педагогическое мастерство от сходных явлений. Такими критериями можно считать: самостоятельность, признание и развитие.
Самостоятельность является неотъемлемым признаком педагогического мастерства, поскольку только учитель-мастер в состоянии самостоятельно разработать свою собственную педагогическую систему, методику, технологию. Его взгляды, отношение к разнообразным феноменам педагогической теории и практики достаточно устойчивы и независимы; формируются, преимущественно, под действием внутренних причин - осмысления, рефлексии, исследования, и не подвержены влияниям моды.
Признание - есть внешний аспект педагогического мастерства. Учитель-мастер пользуется авторитетом у учеников, их родителей, коллег; к его суждениям по актуальным проблемам прислушиваются. Учитель-мастер может выступать в качестве наставника, помогающего молодым коллегам в профессионально-личностном становлении.
Развитие - важнейший атрибут мастера - его потребность и способность к самоизменению и саморазвитию. Ощущение того, что все цели достигнуты и нет необходимости в дальнейшем развитии - очень тревожный признак, свидетельствующий о том, что человек переходит от развития - к деградации, и уровень его мастерства будет только снижаться.
Понятие профессионально-личностного становления педагога, достаточно близко понятию профессионально-личностного развития, но, в то же время, не сводимо к нему. Как правило, развитие рассматривается как процесс количественных и качественных изменений, однако его источники, в большинстве случаев, не осознаются развивающимся субъектом. Становление характеризуется тем, что помимо внешних и бессознательных процессов, немалую роль играет самоопределение человека, его решимость быть. Несколько огрубляя, можно говорить, что становление включает в себя не только развитие и обусловливающие его процессы обучения, воспитания, социализации, но и саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Иными словами, именно становление предстает в качестве общей категории человеческого и профессионально бытия педагога.
Из сказанного, становится понятным и то, что ни одна известная дисциплинарная отрасль гуманитарного знания не в состоянии понять и объяснить сложные процессы становления человека и педагога. Поэтому, для обозначения очень широкого поля междисциплинарных исследований в области становления человека, используется категория акмеологии. Впервые это понятие, происходящее от греческого слова акме (вершина), как науки о развитии зрелых людей применил в 1928 году отечественный психолог
Н.А.Рыбников. В 90-ые годы XX века это понятие становится популярным: создается кафедра акмеологии и профессионального развития при Российской академии государственной службы (А.А.Деркач и А.А.Бодалев), учреждается Академия акмеологических наук (1992), а несколькими годами позже создается первое учебное заведение акмеологического профиля - Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии (1995).
Согласно современным представлениям (Н.В.Кузьмина, А.А.Деркач и др.), акмеология - междисциплинарная область психолого-педагогического знания, предметом исследования которой является спектр проблем становления и развития человека - от пренатального периода и до старости. Ключевыми проблемами акмеологии признаются:    исследования
концептуальных оснований человеческого становления (в том числе, понятий «развития», «роста», «созревания», «возраста», «нормального и девиантного развития» и др.), механизмов и условий развития личности в разных возрастах и условиях; проблемы профилактики аномального развития и девиаций; содержание и организация образования, обеспечивающей решение личностных проблем. При этом если в конкретном исследовании преобладают системные описания реальности, выявляются закономерности и особенности, оно квалифицируется как психологическое, если же приоритетным оказывается нормативный или проективный компонент - исследование считается педагогическим.