Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
4 гостей

Краткие новости

10. Профессионально-педагогическая подготовка бакалавра образования

10. Профессионально-педагогическая подготовка бакалавра образования

Естественным завершением первого модуля дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» должна стать ориентировочная основа для всего процесса последующего изучения дисциплины и педагогики, в целом.
Прежде всего, следует отметить, что и понятие «педагогика», и понятие «педагогическая деятельность» многозначны. Мы встречаемся с их проявлениями и в семейном укладе, и в профессиональной деятельности учителей и преподавателей, и в романизированных биографиях великих людей, и даже в структуре информационных систем.
Выделяется множество слоев педагогического знания: от обыденного, представленного в повседневных разговорах взрослых с детьми, через профессиональный (речь и мышление учителя) до научно-философского, на котором осмысливаются основания педагогической действительности.
Именно в силу сложности и неоднородности педагогического знания, первый модуль нашего курса был посвящен осмыслению сегодняшней образовательной ситуации. Для этого мы последовательно обозначили все основные педагогические феномены нашего современника - от семейного воспитания через государственное образование, образовательные реформы, к педагогическому содержанию исторических и культурных традиций. Основным результатом изучения первого модуля должно стать предварительное представление о современном образовательном пространстве и о себе, как субъекте этого пространства.
Второй модуль, называемый «Педагогическая профессия, деятельность, культура» призван познакомить студентов - с основными категориями и представлениями, бытующими в современной теории педагогической деятельности. По сути, мы занимаем некоторую отстраненную позицию в отношении того, что происходит в школах, и пытаемся заново ответить на, казалось бы, простейшие вопросы: кем являются собравшиеся здесь взрослый (педагог) и дети (учащиеся)? для чего они пришли сюда? кто может быть педагогом? каковы признаки педагогического профессионализма? Основным итогом второго модуля должен стать индивидуальный образ педагогической деятельности.
Наконец, третий модуль нашей дисциплины посвящен «Профессионально-личностному становлению педагога». Действительно, именно в результате изучения второго модуля, не может не возникнуть вопрос - «Все это очень хорошо, но какое имеет отношение к каждому из нас?» - и как раз ответ на этот вопрос будет основным содержанием третьего модуля. Говоря более конкретно, мы попытаемся выявить и осмыслить основные компоненты процесса, которой в каком-то (возможно, не столь отдаленном) будущем приблизит нас к вершинам педагогического профессионализма. Заключительной точкой изучения этой дисциплины должно стать составление особого рода «карты-схемы» своей профессионально-образовательной траектории, которая при желании, может стать надежным инструментом ориентировки в нелегком и непростом пути.
В завершении первого модуля, нам необходимо еще на один момент вернуться к тому, с чего этот модуль начинался - проблеме востребованности и осмысленности педагогической подготовки. Действительно, педагогика - одна из наиболее загадочных сфер человеческого знания и деятельности, где никогда нельзя быть уверенным в известном, и наоборот, что-то, казавшееся странным и удивительным, внезапно оказывается давно знакомым. Все эти сложности и парадоксы постижения педагогики неизбежны, но они не должны заслонять главное: успех в профессиональном становлении педагога значим не только для его будущих учеников и собственных детей, но, что не менее важно, для личностного роста и развития самого человека.
Вопросы к семинарским занятиям по модулю 1
1. В чем заключаются наиболее существенные изменения отечественной системы образования за последние десять, двадцать, пятьдесят лет? Какого рода дополнительная информация из каких источников необходима для корректного ответа на этот вопрос?
2. Поясните на примерах, как проявляются следующие принципы
современного образования:    доступность, гуманистическая
направленность, вариативность, непрерывность, социальное партнерство? Как изменилось содержание этих принципов в последние десятилетия и чем эти изменения могут объясняться?
3. Обсудите, каковы проявления гуманизации и гуманитаризации образования. Являются ли эти понятия - синонимичными? связанными? Какие аспекты педагогической действительности требуют гуманизации, а какие - гуманитаризации?
4. Как Вы относитесь к высказыванию: «Каждый педагог, уже по самому факту выбора этой профессии, - гуманист». Сформулируйте аргументы «за» и «против» этого тезиса. К какому выводу Вы склоняетесь?
5. Кого Вы бы могли назвать «учителем от Бога». Расскажите о самом значительном педагогическом впечатлении Вашей жизни.
6. Попытайтесь сформулировать, какие личностные и профессиональные качества должны быть присущи современному педагогу. Чем диктуется эта необходимость? Где, при каких условиях формирование этих качеств и свойств может происходить оптимальным образом?
7. Обсудите, каковы признаки целостного педагогического процесса? Как целостность может проявляться на уровне целей? содержания? организации? Как целостность проявляется в личностных особенностях педагогов и учащихся?
8. Проанализируйте основные принципы образовательной политики в России, установленные Законом «Об образовании» (пункт 8 настоящего модуля). Какие из них, на Ваш взгляд, характерны и для предыдущего (советского) периода развития образования, какие - сформулированы впервые? Сделайте предположения, как могло измениться содержание отдельных принципов за последние годы?
9. Найдите в Законе «Об образовании» определения общеобразовательной школы, гимназии и лицея. Известны ли Вам такие образовательные учреждения? Что Вы знаете о результатах их деятельности?
10. Сформулируйте на основе законодательстве (Законы «Об образовании»
и «О высшем и послевузовском образовании», Типовые положения об учреждениях образования) определения понятий:    муниципальное
образовательное учреждение, государственное образовательное учреждение, негосударственное образовательное учреждение, автономное образовательное учреждение. Может ли автономное учреждение быть государственным? муниципальным?
Проектные задания по модулю 1
Задание № 1. На сайте Института русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский дом) в разделе «Собрание текстов» опубликована 13-томная «Библиотека литературы Древней Руси», охватывающая все основные литературные источники, начиная с XI и вплоть до XVII веков. Вам предлагается провести конференцию (круглый стол) на тему «Педагогические идеи Древней Руси».
Для этого, в группах по 2 - 3 человека изучите некоторые из наиболее важных текстов, имеющих педагогическую направленность (в самом широком смысле слова). Предпочтительными, в этом отношении, являются:
• Том 1: «Слово о законе и благодати митрополита Киевского
Илариона», «Сказание о Борисе и Глебе», «Поучение и молитва Феодосия Печерского» и «Поучение Владимира Мономаха»;
• Том 4: «Слово о полку Игореве», «Слова и поучения Кирилла Туровского», «Поучения к простой чади»;
• Том 6: «Наставление отца к сыну»;
• Том 9: «Четыре послания и завещание Нила Сорского», «Послания старца Филофея»;
• Том 10: «Домострой».
Представьте краткие сообщения о каждом тексте, используя следующий план:
• Автор, время, место и обстоятельства написания текста;
• Основные идеи текста;
• Историческое значение, критика и полемика вокруг основных идей;
• Современное значение текста, проблемы его понимания.
Задание № 2. Перечитайте книги для детей известных отечественных и зарубежных авторов: З.Воскресенской, Д.Драгунского, С.Лагерлеф, А.Линдгрен, Н.Носова, Л.Чарской, К.Чуковского и др. Найдите в них сценки (диалоги) с участием взрослых и детей. Инсценируйте.
Проанализируйте свои чувства: насколько соответствуют Ваши собственные эмоции и ощущения - тому, как ведут себя герои? Что показалось несовременным и неинтересным, что, наоборот, кажется важным и требующим обсуждения? Попытайтесь сформулировать результаты этих обсуждений в виде принципов и правил - что должен (или, наоборот, не должен) делать взрослый (родитель, учитель, воспитатель)?
Задание №    3. В сети Интернет найдите    сайты учреждений
дополнительного образования детей в разных регионах России. Для этого введите в поисковую систему (Google, Yandex, Rambler) словосочетания «Дворец (дом) детского творчества», «Детская музыкальная (художественная) школа», «Детская школа искусств», «Детский оздоровительно-творческий лагерь (центр)», «Детско-юношеская спортивная школа», «Заочная (лингвистическая, математическая, физическая) школа», «Станция юных техников», «Эколого-биологический центр» и др.
Подготовьте по каждому учреждению дополнительного образования краткий обзор, в котором отразите следующие аспекты:
1) Название и краткая история развития (кем, когда и для каких целей было учреждено, основные вехи развития);
2) Уставная деятельность (какие образовательные программы реализует образовательное учреждение);
3) Принципы набора учащихся и финансирования образовательных программ (является ли обучение платным, бесплатным, смешанным);
4) Организация и формы деятельности (студии, классы, творческие группы, лаборатории, секции);
5) Кадровый потенциал, материально-техническая и научная база;
6) Основные результаты деятельности за последние годы;
7) Проблемы и перспективы развития.
Проведите конференцию, на которой каждый из участников представит результаты сравнительно-сопоставительного анализа 2 - 3 однотипных учреждений дополнительного образования (желательно, из разных регионов России) и представит свое видение перспектив развития соответствующего направления дополнительного образования.

 
 
« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты