2. Педагогические смыслы семейного воспитания
Вне зависимости от возраста, религиозных и этнических особенностей, профессионального и личностного выбора, практически каждый совершеннолетний человек является носителем важнейшего педагогического опыта - опыта семейного воспитания. Другое дело, что далеко не всегда мы осознаем его ценность, источники и, конечно же, противоречия и проблемы. Между тем, становление профессионального педагога невозможно без осмысления собственного детства и вынесенных из него уроков.
Вообще, при всей кажущейся универсальности, семья в том смысле, в котором она понимается сегодня (муж, жена, дети, старшие родственники), есть результат длительной исторической и культурной эволюции; более того, эта форма организации человеческой жизни, постоянно развивается и трансформируется. В этой связи, требуется детальное понимание того, какие педагогические смыслы заложены в самом строе современной семьи.
В первую очередь, следует подчеркнуть, что деторождение и воспитание детей - есть фундаментальный для самого существования семьи факт. Более того, многие исследователи не без оснований говорят о том, что хотя в юридическом смысле семья возникает с момента заключения брака, подлинная семейная действительность связана с подготовкой к рождению и последующим рождением и воспитанием детей.
Важнейшим этапом воспитания является период беременности. Именно тогда формируются все базовые диспозиции будущего семейного воспитания: возникает образ «желанного» или «нежеланного» ребенка, формируются позиции матери и отца, в самых общих чертах проектируется стратегия воспитания («кем он/она станет, когда вырастет?»).
Огромное воспитательное воздействие заключено в периоде младенчества. Несмотря на то, что он никогда не осознается человеком рационально, влияние его на будущее развитие ребенка трудно переоценить. Сам факт того, что все физиологические потребности ребенка (пища, вода, сон, чистота, уход) реализуются посредством взрослых, определяет базовый настрой - доверие или недоверие к окружающему миру (Э.Эриксон). Не менее важно и то, что в младенчестве ребенок соприкасается не только с семейным укладом, но также - с национально-культурной традицией, предстающей в виде различного рода ритуальных форм: утешений, колыбельных, молитв, заговоров и др.
По мере развития ребенка, все большую роль приобретают словесные, рациональные механизмы воздействия на его поведение и сознание. Дети начинают понимать слова «да» и «нет», «можно» и «нельзя». Постепенно дети становятся полноправными участниками семейной жизни: они участвуют в семейных праздниках и торжествах, приучаются к дифференциации способов общения и взаимодействия с разновозрастными членами семьи, приучаются исполнять несложные обязанности (поручения).
Важную роль в семейном воспитании играет национально-религиозная традиция. При этом следует сделать две существенные оговорки. Во-первых, вследствие известных исторических причин, а именно провозглашения «воинствующего атеизма» приоритетом советской эпохи, формальная («обрядовая») религиозность большинства российских семей невысока. В то же время, очень многое из религиозного уклада перешло в повседневные обычаи, привычки, правила поведения, что дает некоторым исследователям основания говорить о крипторелигиозном (т.е. скрыто религиозном) компоненте воспитания. Во-вторых, несмотря на весьма существенные вероучительные разногласия между конфессиями, существует круг воспитательных проблем, по отношению к которым нет существенных разночтений. Обратимся к некоторым смыслам семейного воспитания.
1) Ответственность родителей за ребенка. Это - один из наиболее многозначных аспектов семейного воспитания. В первую очередь, родители признаются юридически ответственными за сохранение жизни и здоровья ребенка. Т.е. именно на них возлагается ответственность за предупреждение заболеваний, профилактику несчастных случаев, которые могут произойти с ребенком. Существует и иной, религиозный аспект этого утверждения - считается, что дети могут получить наказание за грехи отцов. Другой аспект родительской ответственности - если несовершеннолетний ребенок совершает правонарушение или, тем более преступление, то ответственность ложится на родителей, как допустивших подобное поведение ребенка или не принявших мер к недопущению негативных последствий. Наконец, и этот аспект является в наибольшей степени связанным с религиозными ценностями, недостойное (но необязательно преступное) поведение ребенка вызывает чувство стыда у родителей: им «стыдно смотреть людям в глаза».
2) Разделение естественного и должного (или культурного) поведения. Одним из оснований семейного воспитания является противопоставление естественного поведения ребенка (то, как он проявляет себя сам) и поведения, которое должно быть ему свойственно в силу определенных норм и культурных традиций. Соответственно, очень многое в семейном воспитании строится на обсуждении того, что может и что должен делать ребенок, что полезно, а что - вредно для его развития. С этим тесно связано и понятие дисциплины и режима: ограничения и требования к ребенку не есть проявления негативного (или предвзятого) отношения со стороны взрослых, но есть - помощь ребенку в принятии должных манер поведения и жизни.
3) Патернализм семейного воспитания. Главой семьи в большинстве религиозных традиций признается мужчина, отец. Роль жены - в помощи главе семьи, в воспитании детей, в поддержании семейного уклада. Это задает и определенную перспективу социализации ребенка: в воспитании мальчика превалируют требования активности, волевого усилия, решительности, предприимчивости, самостоятельности, ответственности. Воспитание девочек в большей степени, ориентировано на формирование скромности, сдержанности, аккуратности, достоинства.
4) Семейная иерархия. Главенство мужчины в семье, в значительной степени воспроизводится на всех уровнях семьи. Например, согласно большинству религиозных канонов, предполагается ведущая роль братьев, которые не только могут делать замечания сестрам, но и несут ответственность - за их защиту от внешних угроз. Одновременно, младшие дети должны подчиняться старшим, родители - своим родителям. В силу разных причин (однодетные и бездетные семьи, раздельное проживание разных поколений семьи, кризисные явления в подростковой среде) именно семейная иерархия подверглись разрушению в наибольшей степени.
5) Внешний авторитет. Одним из обязательных условий сохранения семейных и, в частности, религиозных традиций является наличие соответствующего сообщества (общины), которому принадлежат все старшие члены семьи, а также - внешнего (внесемейного) авторитета, как правило, и являющегося руководителем этой общины. В христианстве такую роль играют священники, в исламе - муллы и шейхи, в иудаизме - раввины, в буддизме - ламы. Их функции в семейном воспитании многообразны. В их числе: обрядовая инициация ребенка; участие в разрешении наиболее сложных семейных проблем, руководство религиозным воспитанием детей. В условиях советской школы, эту роль был призван играть учитель, однако, как показывает практика, без достаточного духовного опыта и опоры на традицию, решение многих педагогических проблем оказывается невозможным.