5. Ценностно-смысловые основы педагогической деятельности
Огромную роль в успешности, как самой педагогической деятельности, так и процесса профессионально-педагогического образования играют их ценностно-смысловые основы. В самом широком смысле, это - ответ, который дается человеком на вопрос: «почему и зачем мне это нужно?».
Одной из концепций ценностно-смысловых оснований деятельности, является понятие мотива, т.е. материального или идеального объекта, достижение которых выступает в качестве смысла деятельности. Различают познавательные мотивы («я хочу получить новые знания о становлении человека»), коммуникативные («я хочу общаться с детьми и коллегами»), личностные («я хочу стать лучше, значительнее, чем я есть сейчас») мотивы в образовании и профессиональной педагогической деятельности. Согласно другой классификации, различают широкие социальные мотивы (реализация в своем образовании и деятельности общих социальных задач: просвещение общества, развитие культуры) и узкие социальные мотивы (связанные с достижением индивидуального успеха и признания). Между тем, использование понятия «мотив» применительно к педагогической деятельности сталкивается с рядом сложностей: конкретные предметные мотивы выбора педагогической профессии не слишком значительны, а идеальная сторона мотивации плохо поддается описанию и оценке.
Другая, более широкая характеристика ценностно-смысловых детерминант задается понятиями интересов и склонностей. Интерес представляется более многоплановым явлением, отражающим более или менее устойчивое положительное эмоциональное отношение к некоторой сфере человеческой практики, подкрепленное опытом деятельности в ней. Если мотив предполагает наличие определенного объекта, то интерес формируется исподволь - на основании наблюдения и участия в деятельности, обсуждения ее смыслов и проблем, самопознания и саморазвития. Как правило, чем больше посвящено той или иной деятельности, тем более выраженным и устойчивым является интерес к ней.
Развитие интереса к педагогической деятельности может достигаться за счет множества средств. Известен метод древнеримского педагога и оратора Квинтилиана, который для характеристики любого объекта использовал семь ключевых вопросов: кто? что? зачем? где? чем? как? и когда? По мере того, как человек вовлекается в процесс поиска ответов на эти вопросы, создается возможность не только подпитывать его интерес, но и сформулировать обобщенное понятие об изучаемом предмете или явлении.
Наконец, наиболее общими феноменами ценностно-смыслового отношения к деятельности являются ее человеческие ценности и смыслы. Непосредственный человеческий опыт связан с переживанием смысла - мгновенного озарения, позволяющего увидеть окружающую реальность, свое пребывание в ней в некотором вдохновляющем единстве и согласии. В психологии часто используется понятие инсайта - озарения, которое испытывает человек при внезапном решении давно и долго не решавшейся задачи. Однако, понятие смысла более глубоко: предметом осмысления может быть не только рациональная проблема, но и человеческий опыт (в том числе, и крайне болезненный), сам факт присутствия в какой-то необычной (или же напротив, надоевшей) ситуации и пр. Австрийский психолог и психотерапевт Виктор Франкл, переживший многолетнее заключение в концентрационном лагере, говорил о том, что даже самой ужасной и безысходной ситуации может быть придан позитивный смысл.
В конечном счете, именно смыслы составляют основную ткань человеческих воспоминаний и, в конечном счете, жизни. Накапливаясь в индивидуальном и общественном опыте, они постепенно перерастают в ценности, в большей или меньшей степени признаваемые всем обществом. В то время как смысл уникален и непредсказуем, ценности носят весьма регулярный характер, подвержены лишь очень медленным изменениям и могут быть достаточно легко вычленены и объективированы. Именно по этой причине, несмотря на то, что первичным для каждого человека является переживание смысла, в системе профессиональной подготовки предпочитают говорить о ценностно-смысловых основаниях деятельности и профессии.
В современной педагогике присутствует несколько различных ценностных систем, каждая из которых формировалась на протяжении длительного времени и отражает определенную традицию в понимании сущности педагогической профессии, деятельности и образования. Речь идет, в первую очередь, о просветительских ценностях, активно формировавшихся в течение XVII-XX веков. Они утверждают позитивное мироощущение (человек создан для счастья), идею взаимосвязи индивидуального и общественного развития. Особый акцент в педагогической деятельности делается на радость учить и учиться, возможность личного участия в историческом деле развития культуры, наследования и развития опыта предыдущих поколений.
Другая ценностная модель формируется в контексте религиозных вероучений, основу которых составляет передача сверхъестественного Откровения от поколения - к поколению. При этом и педагог, и родитель выполняют очень важную миссию - сохранения духовной традиции, помощи молодежи в организации своей жизни и сохранении преемственности поколений.
При всех различиях между религиозными и просветительскими ценностями (в первом случае, акцент делается на наследовании уже данного Откровения, а во втором - на постоянном возобновлении и развитии человеческой культуры), они едины в утверждении высокой миссии педагога, как связующего звена исторического процесса.
Третья (либеральная) система ценностей, рассматривает учителя прагматично, как автономного социального субъекта, который на определенных договорных основаниях передает свои знания и компетенции - учащимся. В этом отношении, преподавание ничем принципиально не отличается от любого другого производительного труда, и, так же как и они, регулируется рыночными законами. К счастью или сожалению, но эта ценностно-смысловая система трудно приживается на российской почве.