9. Основы педагогического творчества
Творческий характер педагогической профессии отмечали многие великие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Их собственные педагогические открытия являлись результатом множества творческих усилий, и этот же тезис сохраняет свою значимость на каждом этапе развития педагогической науки и практики.
Причем, творческий характер педагогической деятельности проявляется на разных уровнях: ни на одном уроке учитель не может быть уверенным, что все пойдет так, как он задумал, и не придется вносить изменения в свою деятельность. Разработка любой методики, приема обучения или воспитания также представляет собой решение творческой задачи. Кроме того, учителю свойствен один из самых сложных видов творчества - творчество в сфере межличностных отношений, результатом которого становится творческая способность и потребность ученика. Видные отечественные педагогики В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров выделяли три основные сферы педагогического творчества: методическое творчество (разработка новых методических систем), коммуникативное творчество (создание педагогически целесообразных ситуаций) и творческое воспитание («творение самого себя»). Другой исследователь В.И.Загвязинский обращает внимание на принципиальную особенность педагогического творчества - его ограниченность во времени и пространстве. Реагируя на постоянно изменяющуюся педагогическую ситуацию, учитель не может взять «таймаут», проанализировать, подобно шахматисту, выгоды и опасности различных вариантов ответа - его поступок должен быть «здесь и сейчас».
Кроме того, в отличие от научного творчества, в котором отрицательный результат - тоже результат, поскольку обогащает научное сообщество пониманием того, какие пути развития знания непродуктивны, для педагога получение негативного результата - недопустимо. Еще одной важной особенностью педагогического творчества является его коллективный характер: педагог творит не в безвоздушном пространстве, но в процессе общения и взаимодействия с коллегами, учениками, получая от них «обратную связь», формулируя и уточняя свои позиции.
Понятие педагогического творчества многогранно: некоторые исследователи рассматривают его как процесс решения возникающих педагогических задач, другие акцентируют внимание на реализации в процессе творчества индивидуальных профессиональных и личностных способностей. Достаточно популярной в современной религиозной литературе является представление о синергийной природе творчества: любой человек, живущий религиозной жизнью, исполняющий заповеди, оказывается со-причастным божественным энергиям, т.е. возникает явление син-эргии (т.е. совместного действия, со-творчества) человека с Богом.
В зависимости от реализуемой концепции педагогического творчества, выделяются различные условия и признаки творческого поведения. Ниже мы приведем только некоторые особенности творческого поведения:
• творческая потребность, креативность, ощущение радостного возбуждения от встречи с неизвестным и умение «заразить» этим чувством детей;
• не обязательно систематические, но обязательно - разносторонние знания о мире, человеке, обществе, культуре, искусстве и др.;
• критичность мышления, опыт переосмысления известных и общепринятых положений;
• переживание внутренней связи (единства) мысли, слова, действия, эмоции, человеческого общения и собственной судьбы;
• потребность в том, чтобы стать лучше; интерес к самообразованию и самосовершенствованию;
• опыт продуктивной деятельности (как в сфере образования, так и в обыденной жизни);
• диалектичность, вариативность и рефлексивность мышления: умение видеть противоречия, различия; сопоставлять различные точки зрения;
• индивидуальный стиль поведения и деятельности, внимание к собственному опыту, доверие к себе без зазнайства и самоуверенности. В целом, как утверждает В.И.Загвязинский, педагогическое творчество
специфично в том отношении, что его предметом оказывается формирующая личность и отношение с нею, основным инструментом личность самого учителя. При этом, успешность педагогического творчества обусловлена множеством самых разных факторов, как внешних (ситуация, общие цели педагогического процесса, принятые нормы поведения), так и внутренних (настроение, состояние здоровья, состав учащихся).