Проектные и практические задания по модулю 3
Задание № 1. Произнесите одну ту же поговорку или известную фразу (например, «Проворонила ворона вороненка», «На свете счастья нет, но есть
- покой и воля») с разными целевыми установками: просто информировать, удивиться или выразить недоумение, посочувствовать или наоборот, позлорадствовать. Попытайтесь интонационно реализовать следующие посылы: «Неужели такое могло случиться?»; «Да так ли это? Возможно ли?»; «Какая беда!»; «А чего еще можно было ожидать?!», «Вот и получай по заслугам!» и др.
Какая из эмоций была для Вас наиболее естественной, какая, напротив, далась с наибольшим напряжением?
Разбейтесь по парам и поиграйте: ведущий должен «загадать» некоторый посыл, который должен быть отгадан Вашим партнером. Проанализируйте, какие из эмоций были легко узнаны, какие - остались неразгаданными и почему.
Задание № 2. (на развитие фонационного дыхания)
Последовательно выполните три упражнения. По завершению цикла обсудите, как изменилось Ваше состояние, дыхание, настроение.
Упражнение 1. «Егорки». Данное упражнение позволит определить индивидуальные особенности речевого выдоха. После произнесения детской считалочки «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки» - глубокий вдох и на выдохе считать: «раз Егорка, два Егорка...» и т.д. до полного использования воздуха. Последний результат показатель распределения и емкости дыхания.
Упражнение 2. «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2-3 см, длиной 7-10 см) и, представив, что это свеча дуйте на нее. Она откланяется от вас, - это «отклонилось «пламя». Такая свеча позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный - бумажка находится в одном положении - отклонившись. Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц.
Упражнение 3. «Этажи». Представьте, что шагаете по этажам с группой ребят. Они устали вы своим голосом как бы подбадриваете их, говоря о том, что скоро дойдем: И первый этаж. И второй этаж. И третий этаж. И четвертый этаж. И пятый этаж. И шестой этаж. (и т.д.).
Звук должен направляться не вперед, а вверх; можно помогать себе движением руки.
Задание № 3. (на развитие головой выразительности)
Выполните ряд упражнений и обсудите, с какими трудностями Вы встретились.
Упражнение 1. Обратитесь к ученику с просьбой, требованием, предупреждением, похвалой, приказом, пожеланием.
Упражнение 2. Попытайтесь произнести с разными оттенками фразы:
«Кто сегодня дежурный?», «Прошу внимания!», «Приступим к работе».
Упражнение 3. Произнесите фразы: «Посмотрите на доску!»,
«Откройте учебники!» - требовательно, загадочно, сердито, мягко, торжественно.
Упражнение 4. «Появитесь» перед аудиторией в одной из ролей: «новый русский», «одинокий художник», «Гамлет», «диктор государственного телевещания». Продумайте речевое и невербальное поведение. Расскажите в этой роли стихотворение:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ой, доска кончается,
Сейчас я упаду!»
Можно ли на основании исполнения составить устный словесный портрет говорящего по его манере речи?
Упражнение 5. «Эмоциональная палитра». Прочитайте скороговорку («На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова») так, чтобы каждая строка выражала определенное чувство. Попытайтесь придать своей интонации эмоцию восторга, иронии, сочувствия, усталости, угрозы, удивления.
Задание № 4. (на развитие выразительности речи)
Упражнение 1. Посоветуйте прочитать своим товарищам какую-нибудь книгу: «Я советую прочитать...».
Упражнение 2. От имени директора школы поздравьте учеников с началом учебного года.
Упражнение 3. Дайте поручение собрать материал для стенгазеты.
Упражнение 4. Дайте поручение ученику подготовить беседу (об утренней гимнастике, о спорте и т.д.).
Упражнение 5. Подберите пословицу или крылатую фразу и объясните ее учащимся, стараясь говорить эмоционально, образно, логично.
Упражнение 6. Перескажите текст литературного произведения, рисуя словом, создайте образы. Остальные студенты должны рассказать о возникших у них образах и представлениях.
Задание № 5. (на развитие коммуникативных способностей).
Упражнение 1. Продумайте и исполните монолог учителя при встрече с родителями успевающего или недисциплинированного ученика. Дорисуйте ситуацию: встреча запланирована (родительское собрание) или неожиданная (встреча на улице); учитель и родители хорошо знакомы или встречаются только в школе в формальной обстановке. Чем будут отличаться монологи в каждом из перечисленных случаев?
Упражнение 2. Что Вы будете делать, если ученик опоздал на урок, отвлекается во время объяснения нового материала, мешает другим?
Упражнение 3. Как вы будете себя вести разговор с учеником, списавшим контрольную работу?
Упражнение 4. Придумайте и примените для объяснения какого-либо материала интересный прием.
Задание № 6. (на рефлексию коммуникативных способностей).
Выполните задания №№ 1 - 5 и сделайте вывод о сформированности коммуникативных умений. Расскажите, в каких случаях жизни вы не смогли выполнить своих коммуникативных намерений, задач и сверхзадач общения. Что вы сами считаете причиной неудачного исхода, как думают об этом другие участники группы?
Исходя из трехуровневой модели развития коммуникативных навыков (грамотность, профессионализм, мастерство), выскажите обоснованное предположение о степени развития коммуникативных навыков у Вас.
Задание № 7. Тренинг педагогической техники.
Как известно, педагогическая техника - совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.
Выполните следующие задания и проанализируйте степень владения педагогической техникой.
Тренинг 1. (Внимание)
• «Снежный ком». Участники по очереди называет предметы. Например, первый человек называет «стол», второй повторяет названный предмет «стол» и добавляет к нему название своего предмета «диван». И так все по очереди. (Упражнение не только развивает внимание, но и память).
• «Стихотворение». Представьте ситуацию: учитель готовит материал к выступлению. В класс то и дело заходят ученики и задают вопросы. Учителю важно проявить не только терпение, но и перцептивные способности. Одному из участников дается задание прочитать стихотворение. В это время, другие по очереди задают ему вопросы. Через три минуты проверяется результативность выполнения задания: рассказать стихотворение, вспомнить последовательность вопросов (задание предлагается любому участнику из группы).
• «Часики». Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу. Рассказывайте о них, а товарищи будут вас проверять.
Тренинг 2. (Воображение)
• «Аукцион предложений». Участникам предлагается из слов «дерево», «дом», «дети», «окно» составить как можно больше предложений. В каждое предложение должны входить все заданные слова.
• «Групповой рассказ». Участники по очереди сочиняют рассказ о случайном объекте, при этом каждый следующий участник должен продолжать рассказ, не прерываясь и не повторяясь.
• «Школа будущего». Подумайте и опишите школу будущего, какие в этой школе будут ученики, учителя, особенности школы.
• «Что было бы, если бы.». Участникам предлагается придумать самые фантастические ситуации и найти различные варианты решения. Например, «Все учителя умеют читать мысли ...», «Объявлены бессрочные каникулы...» и др.
• «Метаморфозы» (перевоплощение). Один из участников, по указанию ведущего, превращается в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощутить ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем; закончив рассказ, участник предлагает отгадать, что это за вещь.
Тренинг 3. (Невербальное поведение)
• «Передай предмет». Участники по кругу передают воображаемый предмет. Тот, кому он передается, должен принять его и передать далее. В процессе анализа обращается внимание на то, что распознавание и адекватная реакция зависят от открытости личности, ее воображения, эмоционального настроя.
• «Окно». Два участника встают друг против друга. Они должны представить, что их разделяет окно с толстым стеклом, что попытки кричать, бесполезны: партнер не слышит. Но им необходимо сообщить что-то очень важное. Что делать? Вокруг люди, руками размахивать некрасиво. Задача участников, не договариваясь о содержание разговора, попробовать передать через стекло все, что Вам нужно и получить ответ.
• «Пойми меня». Один из участников с помощью движений показывает природную зарисовку. Остальная часть группы угадывает содержание. Например. Ночь. Тишина. Снежинка все кружится в воздухе, словно исполняет одинокий вальс. Растет у дороги молоденькая осинка, кажется, выбежала она вперед и замерла в оцепенении.
Тренинг 4. (Основы техники и культуры речи)
• Упражнение на проговаривание скороговорок.
• Добыл бобов бобыль.
• Король-орел, орел-король.
• На дворе вдовы Варвары два вора дрова воровали. Рассердилась вдова, убрала в сарай дрова.
• «Интонация». Поздороваться с десятью оттенками: страха, удовольствия, строгости, удивления, упрека, радости, раздражения, достоинства, иронии, безразличия.
• «Живые картины». Каждая группа получает репродукцию какой- либо известной картины. Например, И. Репина «Не ждали», «Запорожцы»; Г. Федотова «Сватовство майора»; В. Перова «Охотники на привале»; В. Васнецова «Богатыри». В течение 1-2 минут следует оживить картину, показать, что будет происходить дальше, произнести несколько реплик от имени персонажей.
По окончании тренинга, сделайте вывод о сформированности трех групп умений педагогической техники. Оцените возникшее у Вас эмоциональное состояние. Для этого поиграйте в «корзину чувств»: представьте корзину, на дне которой находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. На протяжении занятия вы развивали у себя умения управлять собой, другими, в вашей душе, в вашем сердце после упражнений появились чувства и эмоции, которые заполнили ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего на данный период времени, назовите его. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие при общении, и обсудить эти проблемы.
Задание № 8. Диагностика самооценки.
Каждому человеку свойственны представления о своих достоинствах и недостатках. При этом наши самооценки могут быть достаточно необъективны. Именно поэтому, более значимым, нежели уровень самооценки является соотношение между тем, как человек оценивает себя сам и как его оценивают другие. Соответственно, выделяются случаи заниженной самооценки (внешняя оценка человека выше его самооценки), объективная самооценка (внешняя и внутренняя оценки совпадают), завышенная самооценка (внутренняя оценка выше внешней). Этот тест позволит определить степень адекватности самооценки.
Инструкция. Ниже перечислены в порядке алфавита слова, характеризующие различные черты личности. Слова выбраны из толкового словаря.
(A) Аккуратность, активность, альтруизм, апатия, артистичность, агрессивность, авантюризм.
(Б) Бдительность, балагурство, безволие, беззаботность,
безответственность, бережливость, беспечность, бесстрашие, благожелательность, благородство, болтливость, бескорыстность, благоразумие, бесхитростность, беспокойность.
(B) Вдумчивость, вежливость, великодушие, верность, властность, внимательность, впечатлительность, вспыльчивость, выдержка, выносливость, высокомерие, впечатлительность, восторженность.
(Г) Гордость, грубость, гуманность, горячность, гибкость.
(Д) Дальновидность, деликатность, деловитость, деспотичность, дисциплинированность, добродушие, доброта, доверчивость, дерзость.
(Ж) Жизнерадостность, жадность, жестокость, живость.
(З) Заботливость, завистливость, замкнутость, заносчивость, застенчивость, злопамятность.
(И) Инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность, изысканность, избалованность, индивидуализм.
(К) Капризность, корректность, критичность, коллективизм, культурность.
(Л) Лаконичность, легковерие, легкомысленность, леность, лживость, лиричность, любознательность, либеральность.
(М) Медлительность, мечтательность, мнительность, молчаливость, мстительность, мудрость, мужество, мягкость.
(Н) Наивность, настойчивость, находчивость, невозмутимость, нежность, независимость, неподкупность, непрактичность, неприхотливость, нетерпеливость, непринужденность, нервозность, нежность, нерешительность, несдержанность.
(О) Обаяние, обидчивость, общительность, объективность, организованность, осторожность, остроумие, отзывчивость, откровенность, обязательность.
(П) Пассивность, пессимизм, педантичность, патриотизм, подозрительность, практичность, предприимчивость, приветливость, придирчивость, принципиальность, порывистость, пунктуальность.
(Р) Радушие, раздражительность, резкость, рассудочность, расчетливость, решительность, разумность, реализм.
(С) Самоконтроль, самокритичность, самообладание, сдержанность, скромность, скрытость, смелость, собранность, совесть, сообразительность, сострадательность, справедливость.
(Т) Тактичность, терпимость, требовательность, трудолюбие.
(У) Увлеченность, упорство, усидчивость, уступчивость, угодливость, уравновешенность, утонченность.
(Ф) Фантазия, флегматичность.
(Х) Хвастливость, хитрость, холодность, храбрость.
(Ц) Целеустремленность.
(Ч) Честность, честь, чувствительность.
(Ш) Шутливость.
(Щ) Щедрость.
(Э) Эгоистичность, энтузиазм, эрудиция, энергичность.
(Ю) Юмор.
Просмотрите этот список еще раз и, если необходимо, добавьте в него недостающие слова, характеризующие черты личности. Затем внимательно просмотрите весь список еще раз и составьте из них два столбца по 20 слов в каждом. Лучше делать это на двух отдельных листах бумаги.
В первый столбец включите те слова, которые, как вы считаете, характеризуют положительные черты вашего идеала личности. Это будет положительный эталон - идеал. Во второй столбец - слова, характеризующие те качества, которыми ваш идеал обладать не должен (антиидеал). А теперь выберите из эталонов (сначала из первого столбца, а затем из второго) те черты, которыми вы сами, по вашему мнению, обладаете. При этом вы должны ориентироваться не на степень выраженности три или иной черты, а только на ее наличие по принципу «да» или «нет».
Для обработки результатов подсчитайте количество черт, характерных для вас по каждому эталону. Разделите каждую сумму на 20. Если получившиеся коэффициенты находятся в диапазоне от 0,7 до 1,0, то Вы сильно переоцениваете (по шкале идеала) или недооцениваете (по шкале антиидеала) себя. Напротив, если коэффициенты оказались в диапазоне от 0 до 0,3, то Вы очень недооцениваете (по шкале идеала) или переоцениваете (по шкале антиидеала) себя. Если же оба коэффициента находятся в диапазоне 0,3-0,7 - скорее всего, Ваша самооценка адекватна.
Задание № 9. Рецензирование статьи.
Одним из важнейших путей приобретения педагогических знаний является рецензирование уже опубликованных текстов (в частности, статей). При этом решаются две взаимосвязанные задачи: с одной стороны, рецензент приобретает новые знания по интересующей теме, вкратце передает его содержание, форму, аргументирует достоинства и недостатки и формулирует критическую позицию в отношении к написанному тексту.
Выберите статью по интересующей Вас теме (можно воспользоваться архивами статей на сайте журнала «Вопросы образования», www.vo.hse.ru ). Напишите рецензию, воспользовавшись следующим планом:
• Какая проблема рассматривается в статье?
• Каковы основные идеи и пути решения поставленной проблемы? С чем Вы согласны, а с чем нет?
• Как Вы оцениваете способ представления информации в статье, каковы достоинства и недостатки?
• К каким выводам приходит автор? Согласны ли Вы с ними?
• Выразите общую оценку прочитанного текста.
По окончанию рецензирования, подготовьте краткий текст выступления на семинарском занятии. Организуйте «круглый стол» по современным проблемам образования и обсудите, каковы основные направления преодоления существующих проблем.
Задание № 10. Опытное исследование педагогической проблемы.
Как уже было отмечено, важнейшим компонентом профессиональной компетентности педагога является готовность к проведению опытноэкспериментальной деятельности. Вам предлагается провести локальное опытное исследование актуальной для Вас педагогической проблемы. Для этого:
1) Сформулируйте актуальную для Вас педагогическую проблему. Проанализируйте свои основные успехи и недостатки как за время обучения в школе, так и за период обучения в вузе. Что из Вашего прошлого школьного опыта хотелось бы продолжить в вузе? Что, напротив, хотелось бы изменить? Попытайтесь, оттолкнувшись от этого, придти к формулировке педагогической проблемы: что в получаемом Вами образовании требует совершенствования или переделки?
2) Определите, каким способом обнаруженный недостаток может быть исправлен. Кто, на Ваш взгляд, компетентен в решении этой проблемы? Как она может и должна решаться?
3) Предложите и обсудите путь практического решения этой проблемы в условиях Вашей группы, курса, факультета, вуза. Какую роль в решении этой проблемы будут играть преподаватели? Другие студенты? Администрация факультета? Какие материальные и информационные ресурсы Вам необходимы?
4) Подумайте, как Вы сможете оценить эффективность решения проблемы? Кто, кроме Вас, сможет это сделать? Как можно организовать независимую экспертизу и оценку достигнутых результатов? Есть ли у Вас (или кого-то еще) интерес к получению объективных оценок?
5) Представьте проект своей опытно-экспериментальной работы. Особое внимание уделите методической стороне: откуда взялась проблема, какими методами она может быть разрешена, как должна быть организована работа по практической реализации и внедрению новых идей, как оценить эффективность.
Задание № 11. Проектирование индивидуальной профессиональнообразовательной программы.
Индивидуальная профессионально-образовательная программа представляет собой комплексный документ, определяющий Ваши основные проблемы и потребности в сфере профессионально-педагогической подготовки, а также - порядок их разрешения в процессе обучения в вузе и последующей профессиональной деятельности. Разумеется, создание реалистичной профессионально-образовательной программы на последующие 3 - 4 года обучения в вузе - достаточно сложная задача, поэтому мы ограничимся лишь предварительным проектом.
1) Внимательно изучите пункт 9 из модуля 3. Представьте на листе бумаги оценки отдельных компонентов профессиональной «Я- концепции», в том числе, психофизиологические предпосылки, социально-психологические предпосылки успешной профессиональной деятельности, имеющиеся профессиональные способности и компетенции, а также - личностно-профессиональные качества.
2) Попросите коллег, кому Вы доверяете (это могут быть товарищи из студенческой среды, либо преподаватели) оценить Вас по этим же критериям. Выделите пункты, по которым возникли наибольшие расхождения или же выявились низкие согласованные оценки.
3) Проанализируйте текст стандарта подготовки бакалавра образования по направлению 050100 - Педагогическое образование и выделите для себя: наиболее развитые компетенции (то, чем Вы обладаете на сегодняшний момент) и наиболее проблемные компетенции (то, чего Вам больше всего недостает).
4) Выделите несколько (желательно, не более 4-5) наиболее актуальных проблем Вашего профессионально-личностного развития. Если количество выявленных по разным аспектам несоответствий значительно превышает это число, подумайте, как можно систематизировать и объединить их в общие блоки.
5) Определите реальные для себя цели решения выявленных проблем: чего Вы планируете достичь по каждому из направлений. Помимо критериев успешности, выделите следующие аспекты: что уже сейчас делается Вами для достижения поставленных целей; какими ресурсами (временными, информационными, материальными) подкреплена Ваша деятельность, чем Вам помогут изучаемые в вузе дисциплины (одновременно, укажите, что может быть реализовано в условиях самостоятельной работы, дополнительной занятости, в общении с друзьями, семьей и пр.). Также определите потенциальные источники «помощи» и «противодействия» этой деятельности.
6) Еще раз внимательно просмотрите каждый проект, посвященный достижению одной определенной цели. Какие актуальные для Вас аспекты жизни и профессионально-личностного становления оказались вне поля зрения? Какие факторы могут еще сыграть как положительную, так и отрицательную роль в разрешении указанных проблем?
Задание № 12. Ролевая игра «Защита индивидуальной профессионально-образовательной программы»
Это задание венчает деятельность по разработке индивидуальной профессионально-образовательной программы. Рекомендуется посвятить один семинар - их представлению, защите и обсуждению. При этом, важно соблюдение как принципа добровольности (никто не может принуждать студента к публичной защите профессионально-образовательной программы, однако сам факт защиты должен подготовки и защиты должен учитываться наряду с посещением большинства занятий в качестве достаточного основания для получения зачета по дисциплине).
Каждый автор индивидуальной профессионально-образовательной программы выступает с кратким ее представлением, в котором должны быть отражены:
1) Актуальные проблемы профессионально-личностного развития, на решение которых направлена программа;
2) Наличный опыт самосовершенствования по каждому из направлений (что уже сделано за время обучения в школе и вузе);
3) Какие цели ставятся на время обучения в вузе (бакалавриат) и каковы критерии успешности их достижения;
4) Какую роль в достижении поставленных целей будут играть различные предметы (аудиторная и самостоятельная работа), дополнительное образование, работа по совместительству и пр.
5) Что будет способствовать, а что, наоборот, противодействовать достижению поставленных целей;
6) Кто и на каком основании сможет определить успешность достижения поставленных целей.
Обсудите, насколько реальны возникшие проекты, какие идеи Вы можете позаимствовать у Ваших коллег и товарищей. Очень важно, чтобы при подведении итогов защиты профессиональнообразовательных программ, вы смогли сформулировать некоторый «социальный заказ» на деятельность преподавателей по поддержке и сопровождению образовательных программ.