Проектные задания по модулю 2
Задание № 1. Ниже приведены несколько афоризмов о педагогике, учителях, педагогической профессии, деятельности и творчестве. Попытайтесь классифицировать эти высказывания и осмыслите, по каким принципам эта классификация была проведена. Каковы ценностносмысловые основания каждой группы высказываний - сходны они либо различны?
1) Многое из того, что мы считаем образованием, есть ни что иное, как ритуал (К.Г арднер);
2) Образование - есть переход от незнания - к осознанию своего невежества (Д.Роджер);
3) Воображение - намного ценнее знания (А.Эйнштейн);
4) Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления (К.Боуви);
5) Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться (А. де Сент-Экзюпери);
6) Не доверяйте никому, в ком сильно стремление наказывать (Ф.Ницше);
7) Человек должен расти в согласии с своей природой, быть самим собой и единственным, как каждый лист на дереве отличается от другого (М.Пришвин);
8) Компьютер - это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается (В.Гаврилов);
9) Первым ключом мудрости является постоянное и частое вопрошание (П.Абеляр);
10) Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать (Л.Толстой);
11) Наиболее разумен сельскохозяйственный подход: создайте хороший климат, обеспечьте соответствующую подкормку и предоставьте людям расти самим по себе. Вот тогда они вас удивят (Д.Макгрегор).
12) Образование не достигает точки насыщения (девиз IBM).
13) Ребенок больше всего нуждается в нашей любви, когда меньше всего ее заслуживает (Э.Легуве).
14) Самый простой пример убедительнее самой красноречивой проповеди (Сенека).
15) Я всегда рад учиться, но мне не по душе, когда меня учат (У.Черчилль).
16) Если бы небо услышало молитвы детей, не осталось бы ни одного живого учителя (Персидская пословица).
17) Хороший учитель развивает способности ученика до предела, гениальный - сразу видит этот предел (М.Каллас).
18) Хороший учитель может научить даже тому, чего не умеет сам (Т.Котарбиньский).
19) Кто умеет, делает, кто не умеет, учит других (Дж.Б.Шоу).
20) Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, но факел, который нужно зажечь (Плутарх).
21) Строгость учителя лучше ласки матери (Персидская пословица).
Задание № 2. Самостоятельно сформулируйте определения познавательной и развивающей деятельности. Для этого, задайте себе семь эвристических вопроса и запишите ответы.
• Что? Что такое активная познавательная и развивающая деятельность?
• Зачем? Зачем стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
• Где? Где стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
• Как? Как стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
• Когда? Когда стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
• Кто? Кто будет стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность?
• Чем? Чем обеспечивается познавательная и развивающая деятельности?
Систематизируйте ответы на вопросы и дайте определения в виде одного-двух предложений каждое. Какие вопросы вызвали у вас затруднения; в чем может быть причина этого? Какие выводы можно сделать на основе проделанной работы?
Задание № 3. Напишите сочинение (не более 3 - 4 страниц) на одну из тем: «Учитель в моей жизни», «Учитель моей мечты», «Когда мне будет ... лет (фантазия на тему своей будущей профессии)». Важное условие - писать все, что Вы считаете нужным, но, при этом, каждый имеет право зачитывать либо все сочинение, либо отрывки. Обсудите, что объединяет отрывки, предназначенные для прочтения. Проанализируйте самостоятельно, что Вы посчитали неуместными для публичного прочтения и обсуждения.
Задание № 4. Пересмотрите несколько фильмов об учителях, школе или отношениях учителей и учащихся. Рекомендуется организовать коллективный просмотр и обратиться к классическим советским фильмам разных лет: «Сельская учительница» (1947), «Весна на Заречной улице» (1956), «А если это любовь?» (1961), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!» (1964), «Республика ШКИД» (1966), «Я вас любил (Сочинение на вольную тему)» (1967), «Доживем до понедельника» (1968), «Большая перемена» (1973), «Чужие письма» (1975), «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), «Приключения Электроника» (1979), «Каникулы Кроша» (1979), «Чучело» (1983), «Плюмбум, или Опасная игра» (1986), «Курьер» (1986), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988) и др.
Проведите небольшую конференцию, где один из участников будет представлять фильм по следующей схеме:
1) Авторы (сценарист, режиссер, главные действующие лица) и год выпуска картины.
2) Основные сюжетные линии и стилистика фильма.
3) Смысл и содержание педагогических противоречий: предпосылки их возникновения и возможность разрешения.
4) Общее эмоциональное впечатление, связанное с фильмом.
В заключении конференции попытайтесь сформулировать, как изменяется содержание педагогических противоречий (конфликтов) от десятилетия - к десятилетию (40-ые - 90-ые годы XX века). Какие новые темы и проблемы возникают в отечественном «педагогическом» кино в XXI веке («Все умрут, а я останусь» (2008), «Похороните меня за плинтусом» (2009), «Юленька» (2009)). Чем это объясняется?
Задание № 5. Американский психолог, педагог и психотерапевт Лэндгрет Г.Л. предлагает принципы «идеального учителя»:
Я не всезнайка и не буду пытаться быть им. Я хочу, чтобы меня любили, поэтому буду открыт детям.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, что позволю детям учить меня.
Я лучше усваиваю знания, полученные путем собственных усилий, поэтому объединю свои усилия с усилиями ребенка.
Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам его детям.
Я люблю, чтобы меня принимали таким, каков я есть на самом деле, поэтому буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я склонен ошибаться, поэтому буду терпелив к человеческой сущности ребенка.
Приятно чувствовать себя начальником, поэтому мне понадобится много работать, чтобы защитить от себя детей.
Я единственный, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться управлять жизнью ребенка.
Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобрести свой.
Я черпаю поддержку и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, но я буду стараться стремиться смягчить удар.
Я чувствую страх, когда беззащитен, поэтому буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.
Какие принципы отношения к ребенку, сформулированные американским психологом, педагогом и психотерапевтом и отечественным педагогом, вам представляются наиболее важными? Какие принципы вызывают у вас сомнения? Какие из приведенных принципов, на ваш взгляд, чаще всего нарушаются во взаимоотношениях со школьниками?
Нужно ли соблюдать принципы взаимодействия при общении с другими людьми вне стен учебных заведений? Почему?
Задание № 6. Американский психолог Томас Гордон рассматривает восемь мифов, связанных с «идеальным образом» учителя. Подтверждаете ли Вы их распространенность? Как Вы оцениваете их влияние на педагогическую практику и представления о педагогической профессии?
1. Хороший учитель спокоен, не суетится, всегда в одном настроении. Он всегда сдержан и никогда не показывает сильных эмоций.
2. Хороший учитель не имеет предубеждений или пристрастий. Для него все дети одинаковы - черные и белые, умные и глупые, мальчики и девочки.
3. Хороший учитель может и должен скрывать свои настоящие эмоции от школьников.
4. Хороший учитель способен обеспечить стимулирующую обстановку в классе при постоянном соблюдении порядка и спокойствия.
5. Хороший учитель всегда хорош. Он никогда ничего не забывает, не оборачивается к ученикам, то плохой, то хорошей стороной. Не делает ошибки.
6. У него нет любимчиков.
7. Хороший учитель может ответить на любой вопрос.
8. Хорошие учителя всегда поддерживают друг друга, выступают «единым фронтом» по отношению к ученикам.
Можно для реализации качеств педагога предложить и другую модель «хорошего» учителя: «Хороший учитель - это счастливый учитель». Запишите этот девиз и докажите ниже согласны вы с ним или нет. Если нет, то предложите свой вариант.
Можно ли сказать, что конечной целью обучения и воспитания является душевное здоровье воспитанника и его человеческое счастье? Почему?
Задание № 7. Как же можно определить содержание понятия «педагогическое мастерство»? Какие представления, ассоциации стоят за каждым из его составляющих? Для этого:
1. Запишите в столбик слова, возникающие по принципу свободных ассоциаций.
2. Используя эти ассоциации, дайте определение изучаемому понятию.
3. Проработайте в парах и выберите более полный, на ваш взгляд, вариант определения.
4. Объединитесь в подгруппы по 3-4 человека и выберите из всех одно определение термина. Зачитайте его.
Сравните полученный результат с известными в педагогической литературе определениями:
«Педагогическое мастерство - это синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя» (А.И.Щербаков).
«Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности учителя, необходимых для высокого уровня профессиональной деятельности» (Н.Н.Тарасевич).
«Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания развития ребенка» (Л.А.Байкова).
Какой вариант определения наиболее точно, с вашей точки зрения, раскрывает понятие «педагогическое мастерство», почему?
Подберите литературу, относящуюся к изучению данной дисциплины в целом. Из разных информационных источников (художественная, учебная, научно - популярная литература, периодическая печать и др.), выпишите 2-3 примера педагогического мастерства творчески работающих учителей. Объясните, почему вы считаете данных учителей мастерами своего дела.
Используя лист бумаги, нитки и скотч, изготовьте материальную модель педагогического мастерства. Предложите объяснение данной модели. Представьте модель для коллективного обсуждения. Умейте ответить на вопросы о вашей модели.