§ 70. Совершенствование правовой культуры
Необходимость овладения правовой культурой и обществом, и его отдельными членами ясна сегодня, как никогда. Гармония нравственной, политической, правовой культуры — одно из условий формирования духовной личности. Вряд ли нужно доказывать, что правовая и политическая культура немыслима без полноценного развития нравственного чувства, без знания права и уважения к нему, без совершенствования художественного вкуса. Это особенно важно понять сейчас, когда политика становится практически всем и вытесняет на периферию общественной жизни культуру, право, экономическую целесообразность, мораль.
Известный деятель культуры, давший согласие на выдвижение его кандидатуры в представительный орган власти, так описал свои впечатления от окружного собрания по выдвижению кандидатов в депутаты: «Царила атмосфера какого-то заговора. А перед собранием ночью мне позвонил старый фронтовой друг, лет десять с ним не виделись, а тут позвонил, чтобы предупредить: «У вас на 21-е выборы? Там будут наши ребята с предприятия, выборщики. Имей в виду, их предварительно собрали и дали установку: голосовать только за двух «наших» кандидатов и чтобы никакой самодеятельности, на собрании будут люди, которые проследят: кто за кого голосует».
Мы привыкли считать, что подтасовка итогов голосования, обман избирателей — неотъемлемое свойство «буржуазной» политической жизни. Пока выборы в нашей стране оставались скучным ритуалом с заранее определенными результатами, никто кандидатам физической расправой не угрожал, а избирателей не подкупал. В этом не было необходимости.
Избирательный процесс в современной России стал демократическим по содержанию и форме. Прежнее равнодушие сменила неподдельная заинтересованность отдельных лиц, партий, движений, больших и малых социальных групп в результатах выборов. В этих условиях совершенно нетерпимы политиканство, анархия, правовая самодеятельность и безграмотность. Необходимы культура дискуссий, порядочное поведение по отношению к соперникам по предвыборной борьбе и многое другое.
Серьезный недостаток нынешнего состояния правовой культуры — плохое знание законов. О том, что нельзя грабить и убивать, знают все. Но что касается, скажем, избиений «за дело» или «под горячую руку», то найдется немало людей, готовых'оспорить тот непреложный факт, что рукоприкладство находится под прямым запретом норм административного и уголовного права (единственное исключение действия в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости). Многие искренне удивляются, узнав, что применение в воспитательных целях физических наказаний в отношении детей является преступлением, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, что циничная грубость в общественном месте карается законом. Что говорить об имущественных отношениях, регулируемых гражданским правом? О правах потребителей?
Тогда он толико приуготовленный вступить может в учение закона Отечественного с несказанными выгодами и успехом, в котором учении есть ли пробудет год или два и приобрящет твердое и систематическое основание сея науки, тогда он приступить может с превеликою удобностью к практике, в которой и сам опосле найдет и откроет другим такие тонкости, каковыя многие и видеть не могут.
С. Десницкий
Нередко бывает и так, что люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) либо готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). И в том и в другом случае говорить об уважении к праву не приходится.
Особенно опасен доставшийся нам в наследство двойной подход к праву. Следуя этому подходу, людей делят на тех, кто должен подчиняться закону, и на тех, кому закон не писан. Маленький, но красноречивый пример: специалисты обратили внимание на фотографию одного из высокопоставленных подсудимых, направлявшегося от тюремной машины в здание суда с засунутыми в карманы руками. По инструкции же, регулирующей поведение подсудимого, руки должны быть за спиной.
Яркое проявление правовой антикультуры — неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Конечно, достоянием общественного мнения стали неблаговидные поступки некоторых из них. Но можно ли на основе отдельных примеров судить обо всех? Правоохранительные органы решают сегодня свои задачи в очень сложных условиях. Остаются неурегулированными правовые основы их деятельности. Чтобы повысить эффективность их работы, нужны усилия всего общества, всех ветвей власти. Огульная и неквалифицированная критика делу не поможет, она вызывает лишь чувство неловкости.
В программе столичного телевидения журналист интервьюировал молодого милиционера. Тот рассказал о сложностях милицейской службы, о том, как трудно было в первые месяцы работы в органах внутренних дел. Журналист спросил, что самое трудное в милицейской работе. Милиционер подумал несколько секунд и сказал, что трудностей несколько. Во-первых, тяжело разговаривать с пьяными. Во-вторых, с хулиганами. И в-третьих, с людьми вроде бы образованными, начитанными, но держащими себя так, как принято в общении с не очень умными собеседниками.
Не будем забывать и о том, что негативно к правоохранительным органам относятся в первую очередь правонарушители, сознательно преступающие закон. Огромное же большинство граждан видят в них защитников своих законных интересов, гарантов спокойствия и безопасности.
Итак, правовая антикультура взрослых базируется на правовой безграмотности, правовом нигилизме и правовом цинизме. Все эти элементы свойственны и тем учащимся, у которых не сформировано уважительное отношение к праву.
Правовая безграмотность выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Типичное высказывание школьников, плохо знающих право, но имеющих развитые нравственные представления, таково: «Зачем добрым, честным людям знать законы? Они и так ведут себя хорошо». Их основная мировоззренческая ошибка очевидна. Весь мир права они сводят только к уголовному законодательству и забывают о гражданском, конституционном, административном, трудовом и других отраслях права, без знания которых легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни.
Правовой нигилизм означает потерю веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли. Это намного опаснее. Типичное высказывание правовых нигилистов: «Законы пишутся для честных людей, а те, кто «делают дело» (в политике, бизнесе), спокойно их обходят, и нет силы, способной заставить их следовать правовым предписаниям».
Правовой цинизм наиболее характерен для асоциальных и криминальных субъектов. Он выражается в готовности и умении использовать знание права для совершения преступных деяний. «Символ веры» правовых циников: «Нет такого закона, который нельзя подмять под себя: все зависит от цены, которую надо за это заплатить».
Основной путь к правовой культуре лежит через самовоспитание, которое позволяет сохранить и развить в себе добрые качества даже в самых неблагоприятных социальных условиях. Личность, восприимчивая к ценностям права, справедливости, добра, является тем фундаментом, на котором строится здание спокойной, обеспеченной, стабильной жизни.
1. Как формируется правовая культура?
2. Что такое правовая антикультура?
3. Чем опасно незнание норм права?
4. Что такое правовой нигилизм и правовой цинизм? Как бороться с ними?
5. Какой путь ведет к формированию правовой культуры личности?
Это интересно
Формализованность правовых знаний, наличие в праве строгих, отточенных формул, четкость буквы закона не минус, а, скорее, плюс юридической науке. Такая особенность в какой-то мере приближает отработанные теоретические конструкции в юриспруденции к разряду знаний, свойственных точным наукам, если угодно — к знаниям математического профиля (С. Алексеев).
Философ и правовед И. А. Ильин считал основной причиной того, что в России в 1917 г. так легко исчезла «тысячелетняя форма государственного спасения и национально-политического самоутверждения», явилось отсутствие адекватного этой форме правосознания — «не в смысле «рассуждения» только и «понимания» только, но в том глубоком и целостном значении, о котором теперь должна быть наша главная забота: правосознания — чувства, правосознания — доверия, правосознания — ответственности, правосознания — действенной воли, правосознания — дисциплины, правосознания — характера, правосознания — религиозной веры».
Можно наметить оптимальный путь утверждения в обществе высокой правовой культуры.
Этот путь — возрождение частного права.
И дело не в том, чтобы восстановить сам термин «частное право». И даже не в том, чтобы еще более сместить акценты в законодательной деятельности в сторону подготовки и издания гражданских законов — гражданского кодекса, торгового кодекса, законов о предпринимательстве. Суть дела в том, чтобы и эти законы, и юридическую практику, и соответствующие стороны жизни общества рассматривать под углом зрения, если угодно, мировоззрения частного права.
Краеугольный камень такого мировоззрения в том, что частное право — это главное достижение мировой юридической культуры, рожденной еще в Древнем Риме, но достоинства которого в полной мере проявились на современной стадии цивилизации. Именно оно, частное, цивильное право, оказалось адекватным требованиям экономической свободы, независимости, защищенности и суверенности участников хозяйственной жизни, их неотъемлемых прав и свобод (С. Алексеев).
Учимся защищать свои права.
Информация к размышлению и действию
Совершенствование личной правовой культуры требует постоянного труда, освоения большого массива юридических знаний. Без упорного самообразования вряд ли возможны успехи на этом пути. Мы живем во время радикальных социально-политических и экономических перемен. Право, законодательство пытаются «догнать» эти перемены, соответствовать им. Отсюда столь быстрая сменяемость и обновляемость законов, иных правовых актов. Никакое учебное заведение не в состоянии дать знания права на всю оставшуюся жизнь. Только сам человек, ощущающий себя гражданином, обладающий живым умом, одержимый стремлением активно участвовать в возрождении России, способен вывести свою правовую культуру на уровень, соответствующий сложности задач, стоящих перед страной.
Темы для рефератов и обсуждения
1. Гуманитарное образование и правовая культура.
2. Правовая культура и гражданственность.
3. Почему так популярно сегодня юридическое образование?
|