Текст ЕГЭ по Б. Екимову
Исходный текст ЕГЭ для сочинения с проблемами и позицией автора
(1) Два случая. (2) Между ними — срок долгий, почти жизнь.
(З) Первый — совсем давний. (4) Тогда наш Петя был маленьким. (5) Учился в третьем, а может, в четвёртом классе. (б) Ждали его к обеду.
(5) А главное, для какого-то дела. (8) Ждали да ждали, а его нет и нет. (9) Я уж начинаю злиться. (10) А матушка моя — человек и вовсе серьёзный. (11) Пети нет, она меня точит:
(12) — Это ты виноват. (13) Приучил, он никого не слушает. (14) Никакой ответственности. (15) Надо с детских лет. (16) Надо...
(16) Наконец вижу: мчится наш ученик. (18) Понимает, что к сроку давно опоздал, и спешит.
(19) — Тебе что было велено... — начала было мать, но перебил её, конечно же, виноватый, с захлёбом голос:
(20) — Не ругай меня, пожалуйста, ладно?..
(21) И такая была в этом голосе наивная просьба, что я невольно улыбнулся, поднялся из-за стола, чтобы мать немного, но сдержать. (22) Она порою ругаться мастер, особенно под горячую руку.
(23) А мне жалко стало — уж больно он хорошо попросил:
(24) «Не ругай, пожалуйста... » — не испуг, а лишь искренняя просьба.
(25) Мальчишеская, детская: (26) «Не ругай».
(27) Я поднялся и вышел на кухню. (28) Стояли друг против друга строгая мать моя и маленький Петя, взъерошенный воробьишко: пальто — нараспашку, волосы — дыбом, на лице и в глазах — наивная детская просьба: (29) «Не ругай». (30) Всё так ясно было, что помощи моей не понадобилось.
(31) — Не ругай... — повторила мать и тоже улыбнулась. (32) — Ну, ладно. (ЗЗ) Тогда не будем ругать.
(34) Я вернулся в горницу, к своему столу.
(35) Прошло много и много лет. (Зб) Тот случай, конечно, давно забылся. (37) Сколько было всего, и доброго, и несладкого, — жизнь течёт. (38) Матушка моя состарилась, Петя вырос. (39) В старом доме теперь мы проводим лишь тёплое лето. (40) А чуть заосенеет, сразу переезжаем на городскую квартиру.
(41) И вот похолодало, месяц — сентябрь. (42) Пора «на крыло».
(43) Но пожилого человека с места насиженного стронешь не вдруг. (44) Вот и мать наша собирается будто навсегда. (45) Для матери переезд — дело серьёзное, готовится к нему долго. (46) Поэтому с переездом получается так: похолодало, собрались, уехали, а мать ещё два ли, три дня, а то и неделю на старом месте копошится. (47) Потом за ней приезжаем. (48) Тогда уж и дом на запор.
(49) И вот новое утро. (50) Подъезжаем. (51) Пасмурно уже, зябко.
(52) Дом нахохлился. (53) Кое-где у соседей дымки из труб. (54) Подтапливают. (55) Осень.
(56) Вошли в дом. (57) А у матери только-только самые сборы. (58) Опять все богатства свои разложила. (59) Без слов видно, что не готова.
(60) Я лишь головой покачал, охнул. (61) А Петя, он молодой, горячий. (62) И ведь верно: у него — работа, а он бабку каждый день возит-возит и никак не увезёт. (63) Раскрыл он было рот, да, слава богу, ничего сказать не успел.
(64) Мать наша стоит, маленькая, виноватая, голову подняла и попросила робко:
(65) — Не ругайте меня, пожалуйста.
(66) От тихих слов её, видно, не только моё дрогнуло сердце. (67) Петя вздохнул и сказал неожиданно мягко, с усмешкой:
(68) — Ладно, не будем тебя ругать.
(69) Господи, как же она постарела, наша мать! (70) Высохла, согнулась. (71) А какая была... (72) И ростом, и статью. (73) А характер... (74) Куда что делось. (75) Человек я — тоже немолодой. (76) Повернулся, ушёл в настывшую горницу, сел за стол, пустой и непривычно просторный, стал глядеть в окошко.
(77) Вот она, жизнь. (78) Вроде и не больно короткая, а всё равно на один огляд.
(По Б. Екимову *)
* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист, лауреат Государственной премии РФ (1998), лауреат премии Александра Солженицына (2008). Бориса Екимова нередко называют проводником литературных традиций Донского края. Лейтмотив его произведений — реальные жизненные будни простого человека. Широкую известность получили сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», «Пастушья звезда», роман «Родительский дом».
Примерный круг проблем, проблемы текста
1. Проблема взаимоотношений между близкими людьми. (Какими должны быть взаимоотношения между близкими людьми?)
2. Проблема отношения к пожилым людям. (Каким должно быть отношение к пожилым людям?)
Авторская позиция, мнение и позиция автора
1. Близкие люди должны относиться друг к другу с пониманием, уметь прощать слабости и недостатки.
2. Пожилой человек особенно нуждается в заботе близких
Текст ЕГЭ по Б. Екимову №2
Исходный текст для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку
(1) Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского. (2) Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.
(3) А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.
(4) Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5) Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».
(6) «Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.
(7) В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8) Так было. (9) Видимо, так и будет. (10) Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11) Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12) Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13) Русский язык не только живёт, но животворит!
(14) Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15) Укорам да упрёкам не внемлют. (16) Главное для них – прибыль.
(17) На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18) Каждому – своё.
(19) То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20) Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21) Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22) У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23) Вот и всё объяснение. (24) Для меня лично оно основательно. (25) В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.
(26) Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27) Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды.
(Текст ЕГЭ По Б. П. Екимову*)