Текст ЕГЭ по Б. Окуджаве о войне и нравственном выборе
Исходный текст для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку с проблемами и позицией автора
(1) Помогите мне. (2) Спасите меня. 3) Я не хочу умирать. (4) Маленький кусочек свинца в сердце, в голову — и всё? (5) И мое горячее тело уже не будет горячим?.. (б) Пусть будут страдания. (7) Кто сказал, что я боюсь страдать? (8) Это дома я многого боялся. (9) Дома. (10) А теперь я все уже узнал, все попробовал. (11) Разве не достаточно одному сголько знать? (12) Я ведь пригожусь для жизни. (13) Помогиге мне. (14) Ведь это даже смешно — убивать человека, который ничего не успел совершить. (15) Я даже десятого класса не окончил. (16) Помогите мне. (17) Я не о любви говорю. (18) Чёрт с ней, с любовью. (19) Я согласен не любить. (20) С меня хватит, если на то пошло. (21) У меня мама есть. (22) Что будет с ней?.. (23) А вы знаете, как сладко, когда мама гладит но голове? (21) Я ещё не успел от этого отвыкнуть. (25) Я ещё нигде толком не побывал. (26) Я, например, не был ещё на Валдае. (27) Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? (28) Нужно? (29) Кто-то ведь написал: «И колокольчик дар Валдая...» (30) А я даже таких строчек написать не смогу. (31) Помогите мне. (32) Я всё пройду. (ЗЗ) До самого конца. (34) Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться...
(35) Кому я говорю всё это? (36) У кого прошу помощи? (37) Может быть, вот у них, у этих брёвен, которыми укреплён блиндаж? (38) Они и сами не рады, что здесь торчат. (39) Они ведь соснами шумели так недавно... (10) А когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? (41) Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. (42) И у нас были гордо подняты головы. (13) Эшелон стоял на запасных путях. (44) Где? (45) На Курском вокзале. (46) По домам нас не пустили. (47) Я только успел позвонить домой. (18) Наших никого не было. (49) Только старуха соседка Ирина Макаровна. (50) Сколько она мне крови попортила! (51) Она спросила меня, где стоит эшелон.
— (52) Жалко, — лицемерно сказала она, — не сможет мама повидаться-то с тобой.
(53) И я повесил трубку и вернулся к своим. (54) А через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне свёрток. (55) А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. (56) Кто она мне? (57) Прощай. Ирина Макаровна. (58) Прости меня, разве я знал? (59) Я никогда не смогу понять зто... (60) В свертке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. (61) И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию... (62) Съел
(63)А чего же я прошу? (64) А разве не сам я, когда прилетела «рама» и все полезли по щелям, стоял на виду?
— (65) Лезь скорей! — кричали мне.
(66) А я не прятался. (67) Ходил один и посмеивался вслух. (68) Бсли бы они знали, что у меня внутри делается! (69) Пусть никто не знает, что мне страшно. (70) Но себе-то самому я могу сказать правду? (71) Вот я и говорю. (72) Не Петька Любимов. (73) Мой сосед по квартире. (74) Когда началась война, он по вечерам выходил на кухню порассуждать.
— (75) Немцы, гады, прут... (76) Надо всем вставать на защиту. (77) Вот у меня рука подживёт пойду добровольцем .
— (78) Тебя и так призовут, Петенька, говорили ему.
— (79) Так — не штука. (80) Так всякий пойдёт. (81) А когда Родина в опасности, нужно не ждать. (82) Самому идти.
(83) И спрашивал меня:
— А ты Родину то любишь?
(84) Люблю, говорил я. (85) Этому меня ещё в первом классе научили.
(86) А однажды я встретил его в военкомате. (87) Это когда я повестки разносил. (88) Он меня не видел. (89) Разговаривал с капитаном каким-то.
— (90) Товарищ капитан, — сказал он, — вот я освобождение принёс.
— (91) Какое освобождение?
(92) Броня. (93) Как специалист броню получил.
(94) Ну зайдите вон туда и оформляйте, сказал капитан.
(95) Броня так броня. (9б) Вот так Петька. (97) Какой же он специалист незаменимый, когда он часовщиком на Арбате в мастерской работал! (98) И пошёл Петька оформляться. (99) Прошёл мимо меня. (100) Остановился. (101) Покраснел
— (102) Видал? — спросил меня. — (103) Вот так-то, умирать кому охота?
(104) Наверное он и сейчас по брони живёт.
(По Б. Окуджаве)
Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)— поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около двухсот песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни.
Основные проблемы текста
1. Проблема преодоления внутренних слабостей. (Может ли человек преодолеть внутренние слабости, например страх?)
2. Проблема нравственного становления человека на войне. (Как влияет война на нравственное становление человека?)
3. Проблема поведения человека в экстремальных условиях. (Как ведет себя человек в экстремальных условиях?)
4. Проблема нравственное выбора человека. (Что влияет на нравственный выбор человека?)
Авторская позиция, позиция автора
1. Человек может преодолеть внутренние слабости, например чувство страха, при условии, что он осознаёт свое состояние и понимает, во имя чего необходимо справиться со своим состоянием.
2. На войне у молодых людей, на пример у героя-рассказчика, происходит переоценка ценностей, меняются критерии оценки поведения людей.
3. В экстремальных обстоятельствах люди ведут себя по-разном у, часто проявляют слабые стороны, но главные их качества проявляются при решении важных вопросов: стоит ли жертвовать собой ради свободы Родины, можно ли прятаться от ответственности, когда решается судьба Отчизны?
4. Жизненные принципы, достоинство человека определяют его нравственный выбор и поведение и в мирной жизни, и на войне