Текст ЕГЭ по Ф. Искандеру "Милосердие"
Исходный текст с проблемами и позицией автора для сочинения ЕЭ по русскому языку
МИЛОСЕРДИЕ
(1) Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2) Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З) Переход в это время почему-то был пуст.
(4) Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5) Иду дальше.
(б) Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7) Что за чёрт! (8) Я был уверен, что, когда давал деньги музы-канту, выгреб всё, что было в кармане.
(9) Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку.
(10) Пошёл дальше. (11) Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12) В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13) «Чудо! (14) Чудо!
(15) Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!»
(16) Но через миг остыл. (17) Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось.
(19) Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать.
(20) Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21) Потому что делал это небрежно и автоматически. (22) Почему же небрежно и автоматически? (23) Потому что, увы, был равнодушен к музыканту.
(24) Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь?
(25) Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26) Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь.
(27) Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28) Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29) А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
(30) Впрочем, во всём этом что-то есть. (31) Может быть, и в боль-шом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тще-славия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32) Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ) Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34) Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35) Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.
(36) Но можно поставить вопрос и так. (37) Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38) Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.
(По Ф. Искандеру *)
* Фазиль Абдулович Искандер (род. 6 марта 1929 г.) — советский и российский прозаик и поэт. Известность к писателю пришла в 1966 году после публикации в «Новом мире» повести «Созвездие Козлотура». Главные книги Искандера написаны в своеобразном жанре: роман-эпопея «Сандро из Чегема», эпос «Детство Чика», повесть-притча «Кролики и удавы», эссе-диалог «Думающий о России и американец». Сюжет многих его сочинений разворачивается в селе Чегем, где автор провёл значительную часть своего детства.
Примерный круг проблем, проблемы текста
1. Проблема милосердия. (Почему милосердие необходимо людям?)
2. Проблема человеческих взаимоотношений. (Как люди должны относиться друг к другу?)
Авторская позиция, мнение и позиция автора
1. Милосердие необходимо людям, так как служит духовному развитию человечества.
2. Человек должен делать добро бескорыстно, не ожидая благодарности в ответ