Текст ЕГЭ по Л. Жуховицкому "Счастливыми не рождаются"

Текст ЕГЭ по Л. Жуховицкому "Счастливыми не рождаются"
Исходный текст для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку с проблемами и позицией автора
СЧАСТЛИВЫМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

(1) Счастье строят, как дом, кирпичик за кирпичиком. (2) И каждый человек, и всё общество в целом.
(З) Когда строится дом, в дело идут цемент и песок, дерево и кирпич, стекло и железо, фаянс и пластмасса. (4) Десятки, сотни, тысячи деталей! (5) А в конце концов получается обыкновенная типовая девятиэтажка...
(б) Счастье всегда строят по индивидуальному проекту. (7) Тут деталей во много раз больше. (8) И требования к качеству куда выше. (9) И юношеская ошибка в фундаменте может дорого обойтись: прекрасно выстроенное здание, где вроде бы всё продумано и учтено, вдруг разваливается стремительно и непоправимо...
(10) Счастливыми не рождаются — счастливыми становятся.
(11) К сожалению, не все.
(12) Учатся этой науке целую жизнь.
(13) Не пришла ли пора наряду со всеобщим средним образованием столь же всеобще, планомерно и ответственно заниматься воспитанием личности? (14) Тем более что учебники и наглядные пособия у нас такие, что можно только мечтать: могучее, уникально разнообразное искусство и природа столь же уникальная по красоте и разнообразию...
(15) Правда, люди, искренне считающие себя реалистами, любят говорить, что рубль, вложенный в образование, со временем непременно обернётся тремя, а вот полтинник, потраченный на гармоничное развитие и прочие нюансы натуры, — кто знает, может, и вовсе — на ветер...
(16) Между тем, если верить истории, вложение средств в человеческую личность - дело не только благородное, но и весьма полезное.
(17) Из всех старых русских учебных заведений самым неопределённым по назначению, самым расплывчатым по задачам и, с точки зрения прагматика, самым бессмысленным был, пожалуй, Царскосельский лицей в начальные годы своего существования.
(18) Предварительная идея была сугубо домашней: создать приличное общество для царственных школьников — юных великих князей.
(19) Потом от затеи отказались. (20) Говорят, императрица не поверила в силу коллектива и не пустила своих отпрысков учиться вместе с детьми простых дворян — и тогда родители панически боялись плохой компании. (21) Но лицей уже был создан — и зажил своей жизнью.
(22) В нём не готовили ни офицеров, ни священников, ни юристов, ни чиновников...
(23) А годы спустя историки и педагоги, морща лбы, будут добираться до истины: почему первый выпуск лицея дал такой редкостный процент талантливых людей?
(24) Ну, Пушкин, ладно. (25) Пушкин из всех правил исключение.
(26) Но остальные?
(27) Литераторы, учёные, министры, офицеры, декабристы...
(28) Разные были люди — от революционеров до охранителей, но в делах своих, правых и неправых, добивались многого. (29) Не может же быть случайностью такая массовая одарённость!
(30) Думаю, секрет раннего лицея, помимо высокого уровня обучения, заключался и в другом. (31) Не ограничивая себя сухими рамками гимназической программы, преподаватели здесь прежде всего развивали личность воспитанника. (32) Весь стиль жизни лицея, творческий и относительно вольный, был нацелен на это.
(33) А после, в дальнейшей жизни, развитая, разносторонне сформировавшаяся личность стремилась с максимальной силой выразить себя. (34) На любом поприще высокая общая культура даже при нехватке специальных знаний давала огромные, неоценимые преимущества. (35) Прикладная математика нужна инженеру, нотная грамота — музыканту. (36) А общая культура и связанное с ней понимание людей, понимание законов счастья необходимы всем: и инженеру, и музыканту, и поэту, и полководцу...
(37) Экономисты считают, что самое выгодное — вкладывать деньги в науку. (38) Но, может быть, человеческая личность «окупает себя» ещё быстрей?
(39) Умная художница, с которой я разговорился о счастье, пожала плечами:
(40) — Счастье? (41) Да ведь это сизифов труд.
(42) Мне бы заспорить, но не стал: уж очень понравился образ.
(43) Может, и вправду счастье — огромный камень, который мы с утра до ночи толкаем в гору, а он всё норовит с горы?
(44) Счастье — это труд. (45) Добился, стал счастливым, снова трудись, чтобы счастье не ускользнуло из рук!
(46) Вот за окном во дворе дошкольник лепит снежок. (47) Слепил, нарастил, помял в промокших варежках — и катит, катит по белой влажной целине. (48) Уже не снежок — комок. (49) Уже не комок — ком.
(50)Уже не ком — полуметровый в диаметре снежный шар.
(51) Это не забава. (52) Это юный Сизиф приручает свой завтрашний камень...
(По Л. Жуховицкому *)
* Леонид Аронович Жуховицкий (род. в 1932 г.) — российский советский писатель, член Союза писателей с 1963 г. Автор более 30 книг — пьес, прозы, эссеистики и публицистики. Лауреат нескольких российских и международных литературных премий. Переводился на 40 иностранных языков.

Примерный круг проблем
1. Проблема счастья. (Как достичь счастья?)
2. Проблема воспитания молодого поколения. (Как нужно воспитывать молодое поколение?)
3. Проблема обучения. (Как и чему надо обучать?)
Авторская позиция, мнение автора, позиция автора
1. Достижение счастья — это труд. Каждый человек по-своему строит свой путь к счастью.
2. Прежде всего, необходимо всесторонне развивать личность, совершенствовать общую культуру человека.
3. Обучение не должно быть ограничено рамками образовательных программ. Важнейшая задача обучения - всестороннее развитие личности
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты