Текст ЕГЭ по С. Львову "Осторожно! Слово"
Исходный текст для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку с проблемами и позицией автора
ОСТОРОЖНО: СЛОВО!
(1) Как, увы, часто наносятся раны словом.
(2) Вы набираете номер телефона. (З) Вам отвечают:
(4) — Слушаю. (5) Вы говорите:
(6) — Попросите, пожалуйста, Алексея Петровича.
(7) Вы ошиблись и попали в другую квартиру. (8) Как должен звучать нормальный ответ в таком случае? (9) «Вы ошиблись номером».
(10) Так отвечают вежливые люди. (11) Очень вежливые: (12) «Вы, к сожалению, ошиблись номером». (13) Но нередко вы слышите: (14) «3десь таких нет!» (15) Так и тянет спросить: «А какие есть?» (16) И грубое продолжение в ответ: (17) «Глядеть надо, когда набираешь!» (18) Пустяк, конечно, но настроение испортить вполне может.
(19) Раны от слова вызываются не только грубостью, а часто необдуманным обращением со словом. (20) 0днажды в жизни я сам пострадал сходным образом.
(21) В детстве я был полным и таким остался. (22) Взрослым переношу это легко, а когда был школьником, меня дразнили, я страдал ужасно. (23) Понадобилось немало выдержки и умения постоять за себя, чтобы дразнить перестали. (24) И вот нас, группу школьников, пригласил в редакцию большой газеты известный писатель. (25) Поили чаем и угощали пирожными. (26) Писатель беседовал с нами о школе. (27) Готовился написать очерк. (28) Отвечал на его вопросы и я.
(29) Очерк появился. (30) Я развернул газету и похолодел: он, указав имя, фамилию и школу, назвал меня в очерке «языкатым толстяком Серёжей»! (31) Много ли радости в том, что он похвалил мои ответы?
(32) На всю страну прославил меня — языкатым толстяком! (ЗЗ) Сказано было метко, сколько я ни отбивался, ничего не помогало, надолго прилипло ко мне это новое прозвище. (34) Ответ был один: (35) «В газете так напечатали! (36) Значит, так оно и есть».
(37) Прошло много лет. (38) Мы встретились с этим писателем в доме отдыха. (39) Разговорились, и я спросил его:
(40) — А вы знаете, какое горе вы мне когда-то причинили?
(41) Он страшно удивился.
(42) Я рассказал ему эту историю. (43) Он сказал:
(44) — Забыл. (45) Извините меня!
(46) Взрослый, я его извинил, мальчишкой же ненавидел. (47) Дети особенно чувствительны к слову, особенно ранимы. (48) Родители, педагоги, журналисты, пишущие о детях, врачи, не забывайте об этом.
(49) Осторожно со словом! (50) 0но может тяжко ранить!
(51) А ведь есть простые способы избежать этого, даже если мы вынуждены говорить людям неприятное.
(52) Есть люди, которым чувство такта, в том числе такта в выборе слов, даётся от природы или вырабатывается воспитанием.
(53) Есть такие, которым оно от природы не дано и в них не воспитано, но по роду работы необходимо. (54) Словесному такту следует учить всех, кто связан с другими людьми. (55) И за пренебрежение им — наказывать.
(56) «Не видишь, что ли!»; «Сколько раз повторять!»; «Русского языка не понимаешь!»; «Чего стали» или «Чего сели»; «А вам (а тебе) чего надо!»; «Больно умные все стали!»; «Больно учёные стали!»; «Ну- ну, нечего»; «Ишь, какой нежный»; «И так хорошо будет»; «Двадцать раз вам повторять!» (57) А ведь можно сказать: (58) «Доброе утро!»; «Добрый день!»; «Добрый вечер!»; «Пожалуйста, входите»; «Пожалуйста, садитесь»; «Будьте любезны, передайте, пожалуйста»; «Я пройду после вас»; «Спасибо большое»; «Благодарю вас»; «Всего доброго!»; «Скажите, пожалуйста...»
(59) Тысячелетиями человечество вырабатывало способы выражения благожелательства, благодарности, извинения, сочувствия, вни-мания. (60) 0ни вошли в народные традиции, обрели глубокий этический и социальный смысл.
(61) Бывает, что внешняя вежливость маскирует внутреннее равнодушие или даже недоброжелательство. (62) Но это — исключение, и оно не даёт оснований проклинать вежливость.
(63) В житейском обиходе, в некоторых книгах, иногда на сцене и на экране утверждается представление, что вежливость, воспитан-ность, сдержанность, обходительность — прикрытие отрицательных качеств личности. (64) Напротив, грубость, беспардонность, нахрапистость — это-де выражение личности сильной, незаурядной, искренней, проявление таланта, который имеет право на такое выражение своей самобытности.
(65) Бывает и так, что о грубости говорят, как о защитной броне нежной, ранимой души. (66) На самом деле, как мы знаем по личному опыту общения с грубиянами, за грубостью и хамством, как правило, ничего не скрывается, кроме грубости и хамства!
(67) Воспитание не сводится только к привитию вежливости, сдержанности, приветливости, обходительности. (68) Но без них не обойтись. (69) Эти качества элементарны, но прекрасны. (70) 0пасаться их избытка не приходится. (71) Нет сомнения, человек должен уметь постоять за себя. (72) Но никто и никогда не докажет, что верный способ постоять за себя — ответить на грубость грубостью, на зло — злом, на подлость — подлостью.
(73) Крик и брань — не свидетельство силы и не доказательство. (74) Сила — в спокойном достоинстве. (75) 3аставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (76) Но опускаться до уровня хама бессмысленно. (77) Это значит отказываться от самого себя. (78) От собственной личности. (79) Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (80) Спрашивать: «Зачем вежливость?» так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?», «Зачем красота?»
(По С. Львову )
Сергей Львович Львов (1922—1981) — прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы
Примерный круг проблем, проблемы текста
1. Проблема воздействия слова на человека. (Как слово воздействует на человека?)
2. Проблема речевого этикета. (Как проявляется вежливость человека в речи? Нужно ли обучать речевому этикету?)
Авторская позиция, позиция автора, мнение автора
1. Грубое или необдуманное слово может тяжело ранить человека. Особенно важно помнить об этом при общении с ребёнком, так как дети очень чувствительны к слову.
2. Грубое или тактичное отношение человека к окружающим обязательно проявляется в его речи. Словесному такту нужно учить всех, кто связан с людьми