13.4. Политическая культура
Под политической культурой понимают исторически сложившуюся
систему политических знаний и убеждений, норм и ценностей, воплощающихся в политическом поведении людей и практике функционирования политических институтов.
Структура политической культуры предполагает взаимосвязь множества составляющих элементов. Наиболее значимыми из них являются:
(1) знание политической реальности на теоретическом и обыденном уровнях;
(2) политические ценности, ценностные ориентации и общепринятые оценки состояния и перспектив развития политической системы и ее отдельных элементов;
(3) накопленный политический опыт, воплощенный в определенных умениях, навыках, привычках, обычаях, традициях, ритуалах и т.д.;
(4) политическая вера, убежденность в истинности своих знаний и обоснованности ценностей;
(5) определенные модели, общепринятые образцы политического поведения;
(6) нормы, регулирующие политическое поведение как в профессиональной политической среде, так и вне ее;
(7) используемые средства политической коммуникации;
(8) практика функционирования политических институтов (государства, партий, групп интересов);
(9) определенное соотношение гражданского общества и политической системы и др.
Из этого набора элементов и складывается политическая культура. Главное назначение политической культуры — обеспечение воспроизводства политической жизни на основе преемственности, передача политических норм и ценностей от одного поколения к другому. Решая эту основную задачу, политическая культура выполняет ряд важнейших функций:
(1) создания, сохранения и трансляции политических ценностей, норм, образцов поведения;
(2) интеграции,
(3) политической социализации;
(4) идентификации (обретение индивидом ощущения принадлежности к какой-либо политической общности);
(5) политической коммуникации и др.
Объем и соотношение данных функций в политической культуре более или менее стабильны, а их эффективность взаимозависима. Так, если не развиты каналы политической коммуникации, возникают затруднения и с интеграцией — противоборствующим политическим группам труднее достигать взаимопонимания и согласия относительно политических ценностей, устройства политических институтов или целесообразности тех или иных действий.
Субъектами формирования политической культуры выступают государство, политические партии и движения, СМИ, общественнополитические академические и образовательные институты, неформальные движения.
Особенности российской политической культуры
К специфическим особенностям российской политической культуры, как правило, относят:
(1) неразвитость гражданского общества;
(2) этатизм, признание безусловного приоритета государства в регуляции всех общественных отношений;
(3) преобладание групповой справедливости над принципами индивидуальной свободы и нравственный характер требований к государству;
(4) персонализацию государственной власти и постоянный поиск харизматических лидеров;
(5) недооценку и недоверие к правовым способам регуляции взаимоотношений;
(6) отсутствие сколько-нибудь длительной практики функционирования демократических институтов и пр.
И тем не менее общемировая тенденция к демократизации политических порядков затронула и Россию. Хочется верить, что последние события нашей новейшей истории все-таки направили страну в русло современной демократии. Можно не сомневаться, что русло это будет извилистым, а путь по нему — весьма долгим.
Материалы проведенного ВЦИОМ в 2010 г. социологического исследования зафиксировали, что большинство россиян уверены, что порядок для России важнее демократии (72% против 16%). И хотя по сравнению с 2000 г. это мнение стало менее распространенным (тогда за порядок выступали 75%), подвижка не слишком велика. А вот группа сторонников демократии подросла чуть более значительно (с 11 до 16%). За приоритет порядка выступают главным образом сторонники КПРФ и «Справедливой России» (88 и 85% соответственно). Доля таких респондентов наиболее высока среди пожилых (78%), малообразованных (77%) и малообеспеченных сограждан (77%). Демократические ценности поддерживают главным образом 18—24-летние (23%), высокообразованные (21%) и обеспеченные респонденты (24%). Как видим, ценность политической демократии в сегодняшних предпочтениях россиян занимает далеко не лидирующие позиции.
Еще одно социологическое исследование параметров российской политической культуры, проведенное в 2008—2009 гг. Центром политических технологий, привело его авторов к следующим выводам:
(1) российская политическая культура носит отчетливый «госу- дарственнический» характер. Большая часть населения верит в «благодетельность» государства и связывает с ним надежды на будущее;
(2) взгляды российских граждан на экономическое и общественно-политическое развитие противоречивы: установки на экономическую модернизацию конкурируют с установками «из советского прошлого» (огосударствление экономики, высокая ценностная значимость сельского хозяйства). Такая раздвоенность объясняется «трудным привыканием к рынку». Хотя его блага и очевидны почти всем, но психологически он некомфортен, поскольку большая часть общества не усвоила его навыки с детства;
(3) в области социальных вопросов происходит качественный сдвиг: все большее число россиян под социальной справедливостью понимают не «уравниловку», а равенство возможностей и правовую защищенность.
В целом же, констатируют авторы указанного исследования, при всей переходности характера российской политической культуры она отличается неантагонистичностью, высокой долей консенсусных установок.