Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow Социология arrow Социология учебник В.К. Батурина arrow 17.1. Теоретические предпосылки возникновения и развития социологии религии

17.1. Теоретические предпосылки возникновения и развития социологии религии

17.1.  Теоретические предпосылки возникновения и развития социологии религии

Религия — одна из сфер духовной культуры, способ практически - духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Она необходимо возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества и превращается в аспект их сущности и существования. Религия имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса, планеты Земля, общества, человечества, социальных групп и отдельного человека. Ее появление и воспроизводство обусловлены отношениями несвободы, зависимости, господства-подчинения, иначе говоря, теми отношениями, которые недоступны управлению, целенаправленному регулированию. В религиях переплетаются компоненты общечеловеческие, классовые, этнические, глобальные и локальные: в конкретных ситуациях могут актуализироваться, выступать на передний план те или другие.
Сегодня существует социологическое определение религии как институализированной системы верований, символов, ценностей и практик, которые обеспечивают группу людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия.
По сравнению с мифологией она считается более зрелым этапом освоения социального и природного мира. Религия, по выражению М. Вебера, — это этап на пути человека от «сна наяву» к целерациональной системе представлений о мире, его «расколдовыванию», к рационализации мира.
Конечно, рационализация носит исторический характер, она не абсолютна, но религия более рационально, чем мифология, организует духовную жизнь общества.
С древних времен религия считалась одним из наиболее влиятельных социальных институтов, а теоретическое осмысление феномена религии начинается вместе с возникновением теоретической деятельности и мировоззрения, то есть философии.
Постепенно сложились два мировоззренческих подхода, по- разному трактующих этот феномен, — философский и теологический.
Философский — рассматривает сущность религии, ее функции в жизни человека, то есть истолковывает ее такой, какой мы обнаруживаем ее в прошлом и настоящем. Выясняет, является ли объект религиозного (сверхъестественного) переживания внешней объективной реальностью, независимой от нашего мышления, или он всего лишь продукт человеческого сознания. В философии традиционно выделяются идеалистическое направление, когда постулируется существование Абсолюта, и из него выводятся мир, человек и религия, и материалистическое, которое объясняет религию естественными земными причинами.
Теологический (учение о Боге: от тео — Бог и логос — слово, учение) подход, в свою очередь, изучает религию как особое, сверх- природное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом и имеет надобщественный статус. Конечной целью являются защита и оправдание вероучения, доказательство значимости религии для человека и человечества.
С середины XIX в., почти одновременно с теоретической социологией, формируется научный подход к исследованию религии — социология религии. Социологический контекст религии прямо указывает на ее диалектическую взаимосвязь с обществом и его социальными институтами. Религия укоренена в повседневной жизни в качестве культурных моделей, символических систем, поведенческих образцов, в которых отражается человеческий опыт1. Итак, социология религии является отраслью социологии и одной из религиоведческих наук. Находясь на грани социологии и теологии, она учитывает общественную значимость и разнообразие религиозной проблематики.

1 См. об этом: Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005. С. 11.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты