7.1. Социальные институты: понятие, структура, признаки, характеристики
Вся человеческая жизнь, как в филогенезе, так и в онтогенезе, носит институциональный характер. Она определенным образом организована и упорядочена. Средством этой упорядоченности, начиная от первобытных табу и кончая современными конституциями, выступают социальные нормы, правила, законы и ценности, а формой выражения — социальные институты. Примерами таких институтов могут служить государство, семья, церковь, экономические институты и др. Большой вклад в исследование социальных институтов внесли Г. Спенсер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Э. Гофман, М. Вебер, Дж. Хоманс, Т. Парсонс и другие ученые.
Мы уже рассмотрели понятие социальной группы и показали, что вся жизнь людей проходит в различных социальных группах и общностях. Но общественная жизнь реализуется также через систему социальных институтов. Да и сами понятия социального института и социальной группы весьма близки. Но между ними есть существенное различие, которое состоит в том, что социальная группа — это совокупность достаточно однородных статусов и ролей, а социальный институт имеет более высокий уровень интеграции, внутри него наблюдается большее разнообразие статусных позиций и ролей, и он охватывает большие массы людей. Одна из существенных характеристик социального института в том, что он организует деятельность больших масс людей таким образом, чтобы социальная жизнь была достаточно стабильной и упорядоченной.
Социальный институт (от лат. institutum — устройство, установление) можно определить как устойчивую форму жизни больших масс людей, упорядочивающую и организовывающую их деятельность на основе стандартизированных моделей поведения.
Одной из важнейших его функций является создание комплекса правил и норм, которые призваны регулировать различные виды человеческой деятельности посредством организации их в систему социальных статусов и ролей.
Структура социального института
Социальные институты, таким образом, являются необходимыми структурными элементами общества, без которых обществу как социальной системе грозит социальная энтропия и распад. Но с другой стороны, сам социальный институт следует рассматривать как сложную систему элементов и их взаимодействий, образующих структуру социального института. Она включает в себя следующие элементы:
(1) цели деятельности института, обусловленные необходимостью удовлетворения какой-либо общественной потребности. Например, право как социальный институт призвано регулировать поведение людей посредством системы общеобязательных социальных норм, установленных государством. Институт семьи имеет другие цели и задачи — регулирование сексуальных отношений, биологическое воспроизводство населения, социализацию молодого поколения, поддержание бытовых условий на уровне, позволяющем удовлетворять потребности членов семьи, и др.;
(2) функции социального института, в результате осуществления которых и реализуются цели и задачи его деятельности. Проявляются эти функции в различного рода действиях социальных институтов, охватывающих средства и способы социальной организации и контроля, социальные статусы, роли и др.;
(3) система стандартных норм, правил и законов, служащих упорядочиванию социальных действий и управлению неведением людей. Каждый социальный институт использует специфический набор таких норм и правил. Так, нормативная система экономических институтов будет представлена нормами, отражающими, прежде всего, отношения собственности, основной способ производства материальных благ, типичные формы и способы обмена и т.д. Социальные институты религии руководствуются другими нормами, которые регулируют религиозные отношения и т.д.;
(4) набор социальных статусов и ролей, характерных для того или иного института. В сфере семейных отношений такими статусами будут муж, жена, мать, отец, ребенок, бабушка и т.д.; в институтах образования — ректор, декан, профессор, студент и т.д. Каждому социальному статусу будет соответствовать социальная роль, то есть ожидаемое поведение личности типичное для людей соответствующего статуса в данном обществе. Так, социальный институт образования предписывает студенту в соответствии с этим его статусом такие роли, как успешно учиться, сдавать экзамены, не нарушать дисциплину и т.д.;
(5) организация деятельности социального института, под которой в данном случае имеется в виду система связей и отношений, включающая в себя распределение функций, субординацию и координацию социальных связей внутри института, управление процессами его функционирования;
(6) система санкций — необходимый элемент любого социального института. Они служат средством регулирования его деятельности и направлены на обеспечение соблюдения социальных норм, правил и законов членами социального института. Социальные санкции играют важную роль не только в качестве средства социального контроля, но и как средство интеграции и развития всякого социального института. При этом по содержанию санкции могут быть как позитивными (поощрительными), так и негативными (наказывающими), а по форме они подразделяются на правовые (формальные) и моральные (неформальные);
(7) материальные средства и условия, которые могут в достаточной степени обеспечить успешное выполнение социальным институтом нормативных предписаний и осуществление социального контроля.
Признаки и характеристики социального института
Для понимания специфики социального института и отличия его от социальной группы и социальной общности приведем те признаки, которые являются характерными для социальных институтов современного общества. К числу таких признаков социологи относят следующие:
(1) символы, знаки или их комплексы, которые в концентрированном виде выражают образ и специфику социального института (флаг, герб, гимн государства, эмблема института или факультета, студенческие песни, культ, кресты, иконы, религиозные ритуалы, обручальные кольца, брачные ритуалы и т.д.);
(2) кодексы и уставы, являющиеся способом осуществления социальных ролей и социального контроля. Это правила, запреты, законы, привилегии и т.д. Для института образования — это учебное расписание, правила поведения учащихся, госстандарт и т.д.; для экономического института — это Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, режим работы предприятия и т.д.;
(3) стандарты и образцы поведения, выражающие основную ориентацию индивида на какой-либо социальный объект (любовь к знаниям, ориентация на карьеру — для института образования; получение прибыли, расчетливость — для экономики; любовь, привязанность, ответственность — для института семьи; любовь к Богу — для института религии);
(4) идеология и ценности, которые во многом обусловливают основные нормы поведения, характерные для того или иного социального института (любовь — в семье, свобода вероисповедания — в религии, демократия и патриотизм — в государстве, право на труд — в экономике и т.д.);
(5) физическая среда — материальные условия, физические объекты и сооружения (здания, мебель, аудитории, библиотеки, оборудование, компьютеры и т.д.).
Все названные признаки проявляются в различных социальных институтах по-разному и в разной степени. Во многих случаях они не являются нормативно закрепленными. Однако как результат обобщения свойств и характеристик различных социальных институтов они помогают объяснить специфику социального института в отличие от других социальных образований.
Этой же цели служит и выделение базовых характеристик социального института. Современные американские социологи П.Л. Бергер и Б. Бергер с точки зрения восприятия социального института индивидом выделили следующие базовые характеристики его:
(1) экстернальность — институты воспринимаются как сущности, обладающие внешней реальностью, то есть институт представляет собой нечто внешнее, в некотором смысле отличное от реальности мыслей, чувств и фантазий индивида;
(2) объективность — институты воспринимаются как сущности, обладающие объективностью. Нечто является объективно реальным, когда почти кто угодно согласится, что оно действительно существует определенным образом;
(3) принудительная сила — институты обладают принудительной силой, при этом они могут проявить себя в совершенно грубых формах, вплоть до физических преследований;
(4) моральный авторитет — институты обладают моральным авторитетом, а не просто поддерживают себя в качестве принудительной силы. Они провозглашают свое право на легитимацию — то есть они оставляют за собой право не только «ударить по голове» нарушителя, но и вынести ему моральное порицание;
(5) историчность — институты обладают качеством историчности. Институты — это не просто факты, но исторические факты; они имеют историю. Почти во всех случаях институт существовал до того, как человек родился, и будет существовать после того, как он умрет. Так что «весь мир институтов можно рассматривать как широкий поток, текущий сквозь время».