Социализация
Социализация — процесс формирования личности под воздействием социальной среды. В ходе социализации, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные задатки, а с другой — общество через воспитание, образование, приобщение индивида к культуре трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности.
Понятие «социализация» было введено в научный оборот американским социологом Франклином Гиддингсом (1855—1931) и французскими социопсихологами в конце прошлого века. Они понимали под социализацией процесс развития социальной природы человека. Сегодня понятие «социализация» внесено в реестр Американской социологической ассоциации, широко используется для описания процесса формирования личности, освоения им культуры — норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания.
Основные институты социализации — семья, школа, работа призваны обеспечить гармоничное вхождение индивида в социальную среду, освоить определенные общественные роли, выработать собственные ценности и ориентации. Социализация начинается с первых дней жизни. Уже в три- четыре года ребенок — через семью, ближайшее окружение, книги, фильмы, средства массовой информации — приобретает первые сведения о социальной жизни. Затем начинает свое воздействие школа. В ходе обучения и во время неформального общения со своими сверстниками человек не только накапливает знания о социальной жизни, политике, но и вырабатывает отношение к ним. Первые годы после окончания школы — это годы самостоятельного выбора — профессии, системы ценностей, партнера по браку. Этот период называют периодом «ролевого моратория». Умение социально интегрироваться — это не приспособленчество. Это важнейшая характеристика личности.
Итак, социализация начинается с первых лет жизни; первый ее этап заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Второй этап «вторичной социализации», или ресоциализации, означает своеобразную перестройку личности уже в период ее социальной зрелости.
До недавнего времени некоторые исследователи ставили под сомнение необходимость выделения этапа ресоциализации, полагая, что социализация может происходить только в раннем и юношеском возрасте. И все же вторичная социализация неизбежна и обусловлена, по крайней мере, двумя существенными обстоятельствами.
В стабильно функционирующем обществе — это изменения в социальной структуре общества, стимулирующие ориентацию на достигаемый статус личности. Человек, успешно осуществляющий профессиональную карьеру, продвигаясь вверх по служебной лестнице, по сути, переходит на новую социальную позицию. Это требует от него овладения новым объемом знаний, новых навыков и умений, то есть определенных изменений в структуре личности. Эти процессы сходны с первичной социализацией.
В экстремальных условиях развития общества, в периоды резких социально-экономических и политических потрясений, социальная структура подвергается коренной ломке, что становится жизненной драмой для многих. Ресоциализация для них — не просто овладение новой профессией. Это переход на новую социальную позицию, усвоение новой идеологии, новых правил экономической игры, новых политических установок.
Охватывая все сферы деятельности личности — от игры в детстве до труда и досуга в зрелости, социализация касается не только личности, но всего образа жизни. В течение жизни меняются виды деятельности, составляющие базу социализации личности: игра, учеба, выбор жизненного пути, трудовая деятельность, общественная работа, передача опыта молодежи, воспитание внуков. С возрастом расширяются возможности выбора поведения.
Весь жизненный путь личности — не просто последовательная смена образов жизни, стилей поведения и восприятия. Это непре- кращающийся процесс социализации. Как остроумно в свое время высказался итальянский мыслитель Возрождения Джовани Пико делла Мирандола, человек тем и отличается от богов и животных, уже застывших в своих формах, что имеет возможность неограниченного развития.
Как видим, в реальном процессе социализации органически переплетаются различные формы, благодаря которым выковываются внутренние моральные установки личности, способности и свойства, уникальные и неповторимые.