Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow Эссе arrow Два названия византийской столицы Константинополь и Царьград

Два названия византийской столицы Константинополь и Царьград

Эссе по истории о причинах существования двух названий византийской столицы — Константинополь и Царьград

Два названия византийской столицы Константинополь и Царьград


План эссе
1. Рассказ о древнем Константинополе. Описание Царьграда
2. Завоевания славянами и древними русами Константинополя
3. Значение Царьграда для Руси
4. Причины существования двух названий византийской столицы — Константинополь и Царьград

«Не знали, на небе или на земле мы находились, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой»
Русские послы о величественном соборе святой Софии в Царьграде

В большинстве исторических источников современный Стамбул раскрывается под названием Константинополь. Название Константинополя как Царьград, упоминается чаще в Древнерусских источниках, летописях. Древние русы Константинополь называют Цареград, сербы говорят - Цариград, в чешском наречии Carihrad, по-польски Carogrod.
Константинополь был построен в 324-330 годах на месте древнего греческого города Византия во времена римского императора (306-337) Константина I Великого Флавия. Римский император Константин основал город, и как это часто бывает в истории, город был назвав в его честь - Константинополем. Через 6 лет Константинополь стал столицей одной из частей Римской империи.
Город окружали массивные стены, внутри были построены форум, ипподром и бани. Константинополь украшали великолепными произведениями искусства, возводили грандиозные храмы, главным из которых стал Софийский собор, было множество различных церквей, полностью отсутствовали языческие храмы - Константинополь стал центром христианской религии. Город отличался выгодным географическим положением и естественными укреплениями, которые сделали его практически неприступным. В городе с размахом велось строительство и постепенно Константинополь стал императорской резиденцией, затмил собою старый Рим.
Богатый и процветающий «мегаполис средневековья» играл роль крупнейшего политического, культурного, научного и экономического центра империи.
Константинополь был прекрасен. Как и Рим, он раскинулся на семи холмах. Широкие улицы с крытыми галереями, большие площади с колоннами и статуями, окруженные великолепными зданиями, дворцы, триумфальные арки восхищали всех, кому доводилось в нем побывать. А кто не побывал там, мечтали о путешествии в Константинополь.
Город, называвшийся Константинополем, на протяжении многих столетий привлекал к себе внимание русских путешественников, купцов, воинов, политиков, историков, художников, паломников. Для Древней Руси Константинополь был важен с точки зрения торговли и нередко становился целью военных походов. Так, киевские князья Аскольд и Дир в 866 году отправились на ладьях в поход на Царьград, но их воинственность была смягчена заступлением Пресвятой Богородицы, ризу которой св. Патриарх Фотий с молитвой окунул в воды Босфора. Аскольд и Дир заключили с Византией мир, приняли крещение с именами Николай и Илия и обратились к императору с просьбой прислать на Русь епископа для проповеди христианства.
В 907 году на Царьград пошёл войной князь Олег, собрав огромное войско, в состав которого вошли представители различных славянских племён, населявших просторы Древней Руси. Византийцы перекрыли цепями вход в залив Золотой Рог, омывающий крепостные стены Константинополя, но князь Олег, недаром получивший прозвание Вещего, то есть мудрого, велел поставить ладьи на колёса. С попутным ветром флот русов под парусами двинулся к осаждённому городу по суше, как по морю. Подписав с запросившими мира византийцами первый в истории русско-византийских отношений договор о торговле, князь Олег в знак победы повесил на Золотых вратах Константинополя свой щит, превратившийся в памятник несокрушимой отваге русских воинов.
Вторая половина X века стала периодом постепенной сакрализации образа Царьграда в русской культуре. В первую очередь это было связано с именем святой российской княгини Ольги, управлявшей Русью после гибели своего супруга князя Игоря, пока их сын Святослав был ребёнком. Познакомившись с христианством, начавшим распространяться в Киевской Руси ещё во времена Аскольда и Дира, княгиня Ольга отправилась в Царьград для того, чтобы принять святое крещение от рук самого Константинопольского Патриарха. Таким образом, премудрая княгиня Ольга, которой Русская Православная Церковь присвоила наименование равноапостольной, послужила установлению духовной связи между Византией и Русским государством.
Когда при внуке Ольги князе Владимире на Руси встал вопрос о выборе веры, послы князя отправились в разные страны для «испытания» того, во что и как верят другие народы. Побывав в Царьграде и посетив там службу в соборе святой Софии в Царьграде, послы свидетельствовали князю: «Не знали, на небе или на земле мы находились, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой». Так, пытаясь завоевать Константинополь древние славяне и русы, были околдованы красотой, великолепием Константинополя, Царьград навсегда завоевал Русь.
Как выяснилось выше, особое сакральное значение для русской культуры несёт в себе образ этого древнего процветающего града, раскинувшегося на берегах пролива Босфор, прохладные воды которого соединяют Европу и Азию. Для Древней Руси Константинополь был символом процветающего государства, славянские народы дали ему свое название Царьград - город цезарей, город царей. Образ Царьграда веками использовался в русских народных сказках как заморская волшебная страна, полная чудес, несметных богатсв и сказочной роскоши, откуда купцы привозили диковинные подарки. Русь тысячу лет назад выбрала христианскую веру благодаря влиянию византийской культуры, религиозным традициям поселившимся в городе, неподражаемой атмосферы Константинополя. После крещения Руси духовные и культурно-исторические связи с Константинополем упрочились. Царьград стал для Руси не только сокровищницей духовной премудрости, но также источником новых знаний в сфере архитектуры, иконописи, литературы, науки, общественного устройства.
Я считаю, что неслучайно у города было два названия. Первое официальное - Константинополь, данное ему при строительстве, а второе Царьград, возникшее у славянских народов из особого отношения к этому городу, любви и поклонению ему как символу красоты, христианской святыне. Мне кажется, что Царьград - название, которое больше подходит для этого великолепного города, отражает его содержание.
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты