Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

§ 23. Советский тыл в годы войны

§ 23. Советский тыл в годы войны

Давайте вспомним
Какие промышленные районы СССР были захвачены противником Что такое продовольственные карточки
Во сколько лет дети могли идти работать на завод во время войны
Попробуйте
Назвать предприятия, которые в вашем районе в годы войны выпускали военную продукцию
Найти в вашем районе улицу, названную в честь героя тыла
Соотношение советского и германского экономических потенциалов
Нападение гитлеровской Германии и ее союзников, необходимость отражения военной агрессии требовали коренной перестройки работы народного хозяйства СССР, мобилизации всех сил и ресурсов, их концентрации на обеспечении нужд фронта.
В то же время выполнить эту задачу было очень непросто.
Германия, целенаправленно готовясь к войне за мировое господство, создала мощную военную промышленность. К 1939 г. она превосходила СССР по добыче угля, выплавке стали, производству станков и локомотивов. Германия была мировым лидером по производству алюминия — главного материала для самолетостроения. Станков у нее было в 2,5 раза больше, чем в Советском Союзе, в машиностроении было занято в полтора раза больше рабочих, чем на советских заводах. В 1939—1941 гг. военный потенциал нацистской Германии резко возрос за счет использования ресурсов оккупированных стран и поставок от союзников. Ко дню нападения на СССР в Германии добывалось железной руды в 7 раз больше, чем до войны; выплавлялось в 2 раза больше стали и в 1,7 раза больше алюминия. Гитлеровские военные заказы исполняли 5 тыс. военных предприятий оккупированных стран Европы. Превосходство Германии в производстве основных видов промышленной продукции сохранялось вплоть до 1944 г.
Производство основных видов промышленной продукции в СССР и Германии в 1940-1944 гг.
СССР    Германия    Соотношение
Электроэнергия, млрд кВт  ч 195,9    352,7    1 : 1,8
Уголь, млн т    607,4    2924    1 : 4,8
Сталь, млн т    63,7    162,6    1 : 2,6
Перевод промышленности на военные рельсы
В первые же дни войны перед руководством СССР встала задача спасения от наступающего врага материальных ценностей и ценных кадров квалифицированных рабочих и специалистов. Эта задача решалась путем эвакуации.
24 июня 1941 г. решением Совнаркома СССР был создан Совет по эвакуации. В его задачу входило определение сроков и порядка вывоза предприятий, материальных ценностей и рабочей силы, а также выбор пунктов их размещения в восточных районах страны. В состав Совета входили видные государственные деятели: Н.М. Шверник, Н.А. Вознесенский, А.Н. Косыгин и др. 30 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили план, предусматривавший скорейшую мобилизацию материальных и трудовых ресурсов страны, а также эвакуацию угрожаемых районов. С июля по декабрь 1941 г. в восточные районы страны было эвакуировано 2593 промышленных предприятия, в том числе 1523 крупных (это столько же, сколько было построено в СССР за всю первую пятилетку). Осенью 1941 г. из одной только Москвы было эвакуировано оборудование 498 крупных заводов и фабрик. Вместе с предприятиями удалось эвакуировать от 30    до 40% рабочих и служащих. Всего на восток выехали около 12 млн человек — население средней величины европейского государства того времени!
Вскоре стало ясно, что в связи с быстрым ухудшением обстановки на фронтах ранее принятые меры мобилизации экономики являются недостаточными. На производстве отменили отпуска, количество выходных дней сократилось до двух в месяц. Нормой стали сверхурочные работы, продолжительность рабочего дня нередко достигала 12—14 часов. С июля по ноябрь
1941    г. в городах была введена карточная система продовольственного и вещевого снабжения, причем рабочая карточка давала возможность получения большего количества продуктов: от 800 г до 1 кг хлеба в день.
В декабре 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий. Этим указом все работающие на производстве вооружения, боевой техники и боеприпасов объявлялись мобилизованными и закреплялись за своими предприятиями. Уход с работы рассматривался как дезертирство, виновные предавались суду военного трибунала. А в феврале 1942 г. в СССР была введена всеобщая трудовая повинность — все трудоспособное городское население в возрасте от 16 до 55 лет, не занятое на предприятиях, объявлялось мобилизованным на работы в строительстве и промышленном производстве.
Развертывание военного производства
Оккупация противником важнейших экономических районов поставила экономику СССР в чрезвычайно сложное положение. На захваченной врагом территории до войны проживало 40% населения страны, производилось 33% продукции промышленности, выращивалось 38% зерна. Осенью 1941 г. был потерян Донбасс — основной угольный бассейн страны. Значительная часть эвакуированных предприятий разместилась на новых местах в самом конце 1941 г. Поэтому осень и зима 1941 г. были периодом кризиса советской военной экономики. Выпуск танков, самолетов, артиллерийских орудий, боеприпасов снизился. Только начиная с 1942 г. титанические усилия советских людей стали давать свои плоды. В восточных районах страны выросла новая мощная военно-промышленная база. Вступили в строй 1200 эвакуированных заводов, еще 800 были построены заново. По сравнению с 1940 г. продукция промышленности Поволжья выросла в 1942 г. в 3 раза, Западной Сибири — в 2,4 раза. Потерю Донбасса и Подмосковного угольного бассейна удалось компенсировать за счет развития угледобычи в Печорском и Кузнецком угольных бассейнах.
Ремонт артиллерийской установки на заводе. 1942 г.
Огромную проблему представляла нехватка кадров для промышленности. Если в 1940 г. численность рабочих и служащих в народном хозяйстве составляла 33,9 млн человек, то к 1942 г. их осталось только 18,5 млн человек, примерно треть из которых были женщины и подростки. В тяжелейших условиях власти сумели наладить подготовку квалифицированных рабочих, без которых немыслимо военное производство. В течение 1942 г. в промышленности и на транспорте начали трудиться 2 млн человек, прошедших производственное обучение.
Еще одним резервом военной экономики стало широкое использование труда заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях ГУЛАГа. Осужденные составляли абсолютное большинство рабочих на угольных шахтах Воркуты, их руками в 1942 г. была построена Северо-Печорская железная дорога, позволившая снабдить воркутинским углем военные заводы Урала и севера страны. Силами заключенных был создан Норильский горно-металлургический комбинат, поставлявший военной промышленности никель — важнейший компонент для производства брони.
Рост военного производства был бы невозможен без массового трудового героизма советских людей. Работая в неимоверно тяжелых условиях, не жалея своих сил и здоровья, они проявляли невиданную стойкость и упорство в выполнении производственных заданий. До сих пор ни историки, ни психологи не могут объяснить удивительный факт: в годы войны нормы, считавшиеся еще недавно стахановскими, в массовом порядке перевыполнялись женщинами и подростками в 2, 5, а то и в 10 раз!
Огромную роль для достижения Победы сыграл подвиг советских колхозников. Деревня отдала фронту лучших работников: количество мужчин, занятых в сельском хозяйстве, к 1942 г. сократилось на 60%. Остались в основном инвалиды, старики, подростки. Для нужд фронта была мобилизована большая часть автомобилей, тракторов, лошадей. Поставки техники и удобрений прекратились полностью. 80% всех сельскохозяйственных работ приходилось выполнять вручную. В 1942 г. ко всем бедам добавился неурожай. Сбор зерновых культур сократился по сравнению с 1940 г. вдвое. Вдвое упало поголовье крупного рогатого скота.
Но деревня бесперебойно снабжала армию и промышленность продовольствием и сырьем. Всю тяжесть того времени вынесли на себе деревенские женщины. «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик» — так говорили они про себя. В военную пору абсолютное большинство председателей колхозов и совхозов, агрономов, механизаторов составляли женщины.
Колхозники сдают хлеб в фонд победы. 1943 г.
Экономический перелом в войне. Оружие Победы
Трудовой героизм народа, гигантские возможности государственной мобилизационной системы уже в 1942 г. принесли свои плоды. Еще до победы под Сталинградом СССР устроил своим противникам «экономический Сталинград». При значительно меньшем объеме производства металла, топлива, электроэнергии он превзошел Германию по выпуску вооружения и военной техники. В 1942 г. СССР произвел самолетов в 1,9 раза, танков в 3,9 раза, орудий в 3 раза, минометов в 23,5 раза, винтовок и пулеметов в 3 раза, пистолетов-пулеметов в 6,5 раза больше, чем Германия. До конца войны советская промышленность превосходила немецкую как по количеству, так и по качеству произведенных вооружений. И это несмотря на то, что Германия к 1944 г. по сравнению с 1941 г. увеличила выпуск вооружений в 5 раз.
Производство военной техники в СССР и Германии в 1941—1945 гг. (тыс. штук)
СССР    Германия    Соотношение
Танки и САУ    102,8    46,3    2,2 : 1
Боевые самолеты    112,1    89,5    1,25 : 1
Орудия    482,2    319,9    1,5 : 1
Минометы    351,8    78,8    4,4 : 1
Пистолеты-пулеметы    6173,9    1256,8    5 : 1
К началу 1941 г. в Советском Союзе в результате колоссальных усилий ученых, конструкторов, испытателей были созданы и в основном подготовлены к запуску в массовое производство новейшие образцы вооружений и техники, превосходившие по многим параметрам основные образцы вооружений других стран.
Уже в 1942 г. многие предприятия на востоке страны наладили массовый выпуск нового оружия, а конструкторы работали над его совершенствованием в соответствии с опытом его применения.
Советские авиаконструкторы А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин создали великолепные истребители, превосходившие по скорости, скороподъемности и маневренности немецкие мессер- шмитты и фокке-вульфы. В.М. Петляков и А.Н. Туполев создали скоростные фронтовые бомбардировщики Пе-2 и Ту-2. Последний самолет мог летать на боевые задания без сопровождения истребителей, так как имел высокую скорость и мощное оборонительное вооружение. С.В. Ильюшин сконструировал уникальный бронированный штурмовик Ил-2. Равного этому самолету не смогла создать тогда ни одна страна мира. Гитлеровцы называли Ил-2 «черной смертью». Этот самолет стал самой массовой боевой машиной советской авиации: за годы войны с конвейеров заводов сошло более 38 тыс. ильюшин- ских штурмовиков.
Не отставало и советское танкостроение. Средний танк Т-34 конструкции М.И. Кошкина и А.А. Морозова по сумме своих боевых качеств и по уровню надежности был единодушно признан лучшим танком Второй мировой войны.    Самолет    Ил-2.
В дни Сталинградской битвы началась разработка советского ядерно- го оружия. Исследования возглавил И.В. Курчатов, основные силы лаборатории АН СССР для разработки проблем «овладения энергией урана и исследования возможности военного применения энергии урана» составили ученые Ленинградского физико-техни- ческого института (школы А.Ф. Иоффе) и московского Института физической химии (Я.Б. Зельдович, Ю.Б. Харитон).
Экономическая победа Советского Союза над гитлеровской Германией, достигнутая в труднейших условиях, при неравенстве стартовых возможностей, по праву может считаться одним из величайших событий мировой истории.
Пропагандистская и идеологическая работа
Агитационно-пропагандистская работа сыграла в Великой Отечественной войне роль, которая не знает исторических прецедентов. Она осуществлялась в условиях жесткой цензуры военного времени, все средства идеологического воздействия были мобилизованы для объединения ресурсов и усилий в борьбе против фашизма. Необходимо было не только донести до советских людей сведения о наших силах, но и противостоять идеологическому натиску противника, дезавуировать фашистскую пропаганду, обрушившуюся в первые месяцы войны на жителей оккупированных территорий, на передовые рубежи обороны.
Огромную массовую аудиторию создавало радио. Уже в конце июня 1941 г. все находившиеся в индивидуальном пользовании советских граждан радиоприемники и передающие устройства были изъяты, трансляции велись через развешанные в квартирах и общественных местах репродукторы в строго определенное время. Через два дня после нападения Германии было учреждено Советское информационное бюро для подготовки информации о положении на фронтах. Радио вещало на 70 языках народов СССР и на 28 иностранных. Голос диктора Ю.Б. Левитана, читавшего сводки с фронтов, стал «голосом страны».
Первые «Окна ТАСС» — выпуски трафаретных плакатов, подобных выходившим в годы Гражданской войны «Окнам РОСТА», — появились в Москве еще 27 июня 1941 г. Всего за годы войны было выпущено массовым тиражом 1289 названий плакатов. Они делались сразу по получении сводок с фронта или самой свежей международной информации. Над плакатами работали лучшие художники — графики и карикатуристы — Б.Е. Ефимов, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов), В.Б. Корецкий, М.М. Черемных и др. Такие выпуски стали появляться и в других крупных городах, в Ленинграде работал «Боевой карандаш».
Другим мощным оружием военного времени был тиражный плакат, над ним трудились многие известные художники. Художники работали над оформлением армейских газет и рисунками к боевым листкам. По мере изменения соотношения сил и особенно после битвы под Сталинградом менялась тональность плакатного искусства -героико-патетическая постепенно вытеснялась оптимистическими образами приближающейся победы. В июне
1942    г. в Москве открылась выставка «Плакат Великой Отечественной войны». А весной следующего года в ЦПКиО им. М. Горького прошла выставка немецкого трофейного оружия.
В июле 1942 г. в газете «Красная звезда» был опубликован страстный очерк И.Г. Эренбурга «Убей немца!». Первая же военная статья этого писателя датирована 22 июня 1941 г. За 1418 дней войны Эренбург написал около двух тысяч статей, в том числе для изданий союзников. По масштабам труда и силе воздействия такой деятельности трудно найти аналоги в мировой публицистике. В жанре публицистики работали в те годы и другие писатели.
События на передовой и в тылу запечатлели на фотопленку известные фотографы, работавшие фотокорреспондентами общесоюзных и фронтовых газет. В составе фронтовых киногрупп работало более 200 кинодокументалистов. Такая работа требовала немалого личного мужества, благодаря их героическому труду документальные свидетельства тех лет дошли до нашего времени. Из снятых на    фронте материалов по горячим следам монтировались выпуски кинохроники и полнометражные документальные фильмы («Разгром немецких войск под Москвой», «Сталинград» и др.).
Еще когда фашисты стояли под Москвой, в столице был разыгран Кубок по русскому хоккею, а летом следующего года состоялся антифашистский митинг спортсменов. Уже летом
1942    г. с фронта стали отзывать известных спортсменов. Возобновилось проведение спортивных соревнований. Футбольный матч прошел в 1942 г. в блокадном Ленинграде, летом 1943 г. «Спартак» играл в разрушенном Сталинграде с местной командой «Трактор». Такие акции сами были мощным Плакат Б. Ефимова. 1942 г. оружием, они вселяли уверенность в победе.
Народы СССР в борьбе с фашизмом Планируя нападение на нашу страну, Гитлер считал, что под его ударом многонациональный СССР развалится как карточный домик. Но этого не произошло, наоборот, все народы Советского Союза еще более сплотились в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята в самых отдаленных уголках страны как национальная задача каждого из более чем ста ее народов.
Среди защитников Брестской крепости, первыми принявших удар врага, сражались и погибли представители 30 национальностей. Подвиги русских героев А.М. Матросова, А.К. Панкратова, В.В. Васильковского, грудью закрывших амбразуры вражеских дзотов, повторили украинец А.Е. Шевченко, эстонец И.И. Лаар, молдаванин И.И. Солтыс, еврей Е.С. Белинский, казах С.Б. Байбагамбетов, белорус П.В. Костючек, сотни бойцов других национальностей. Представители 33 национальностей были удостоены высокого звания Героя Советского Союза за форсирование Днепра. На территории Белоруссии боролись с противником партизаны и подпольщики более чем 70 национальностей СССР.
Инициаторами важных трудовых починов в тылу в годы войны выступали русская Е.Г. Барышникова и грузин Н.В. Геладзе, татарин Г.Б. Максудов и украинка Е.М. Чухнюк. В сельском хозяйстве колхозники разных национальностей равнялись на П.Н. Ангелину, Ч. Берсиева, М.И. Бровко, Т.С. Мальцева и др.
На средства, собранные представителями всех народов страны, в годы войны были построены 2,5 тыс. боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок, 16 катеров, созданы тысячи орудий и минометов.
Бои еще продолжались, а трудящиеся разных национальностей уже начали с 1943 г. восстановление предприятий в автономиях Северного Кавказа, центральных областях России, на Украине, в Белоруссии.
Подведем итоги
Единство фронта и тыла, морально-политическое единство советского общества, народов СССР стали одной из важнейших предпосылок коренного перелома и Победы в Великой Отечественной войне.
Проверяем себя
1. Какова была цель эвакуации в годы войны? Куда эвакуировались предприятия? Каким образом налаживалась работа предприятий на новых местах?
2. Как изменились условия труда в период войны? С чем были связаны такие изменения?
3. С чем был связан возврат к карточной системе распределения в годы войны? Возможно ли было в военное время сохранить прежнюю систему торговли? Свой ответ аргументируйте.
4. С какими проблемами столкнулась советская промышленность в первые месяцы войны? Как решались эти проблемы?
5. С какими проблемами в годы войны столкнулось советское сельское хозяйство? Как решались эти проблемы?
Думаем, обсуждаем
1. Как оплачивался труд на предприятиях и на селе в СССР в период войны? Каков был график работы? Какие наказания предусматривались для работников за нарушение распорядка или брак? Напишите рассказ от первого лица «Один день на...».
2. Какие новые виды оружия появились в этот период? Кого из их создателей вы можете назвать?
3. Напишите учебно-исследовательскую работу о масштабах эвакуации в 1941 —1942 гг. (не более 10 страниц). Определите неисследованные проблемы. Обоснуйте выводы.
4. Соберите информацию и напишите авторский текст «Биографический портрет одного из выдающихся конструкторов вооружений времен Великой Отечественной войны» (не более 1500 слов).
5. Найдите примеры, иллюстрирующие тяжелейшие условия труда в тылу в годы войны. Составьте список основных причин смертности в тылу в то время. Сделайте выводы.
6. На основании воспоминаний участников событий составьте хронологическую таблицу запуска завода, вывезенного в эвакуацию. Оцените условия, в которых все происходило. Какие методы использовало руководство для ускорения процесса запуска? Напишите тезисы доклада на эту тему.
7. Определите проблемы, которые привели к необходимости создания фронтовых газет и боевых листков. Проанализируйте содержание нескольких дивизионных газет 1943—1945 гг. Что между ними общего? Напишите статью для фронтовой дивизионной газеты в стилистике того времени.
8. Сравните масштабы применения труда военнопленных и интернированных в советской и германской промышленности в годы войны. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы?
Работаем с источниками, выполняем задания
1. Сравните военно-экономический потенциал Германии и СССР и сделайте вывод о роли советской экономики в годы войны.
Соотношение военно-экономических потенциалов СССР и Германии, включая союзников в Европе и ресурсы оккупированных Германией территорий
Наименование продукции    СССР    Германия
Июль 1941 г. — июль 1945 г.    В среднем за год    1941 — 1945 гг.    В среднем за год
Чугун (млн т)    31,5    7,9    98,1    24,5
Сталь (млн т)    45,4    11,3    133,7    33,4
Электроэнергия (млрд кВт • ч)    147,3    36,8    334,0    83,5
Танки и САУ (тыс. штук)    95,1    23,8    53,8    13,5
Боевые самолеты (тыс. штук)    108,0    27,0    78,9    19,7
Орудия без минометов (тыс. штук)    188,1    47,9    102,1    25,5
2. Напишите мини-сочинение на тему «Женские профессии в годы войны».
3. Большой вклад в победу внесла наука. Были разработаны методы размагничивания боевых кораблей, методы автоматической сварки брони и т. д. Особенно отличились конструкторы оружия. Что вы знаете об    этом? Прочтите дополнительную информацию, обсудите в классе.
4. Какая литература, музыка создавалась и слушалась в годы войны? Посмотрите фильм военного времени. Обсудите в классе проблему «Русские национальные и патриотические ценности».
5. Представьте, как складывалась жизнь вашего ровесника-под- ростка во время войны. Напишите мини-сочинение.
6. Охарактеризуйте действия власти по эвакуации предприятий и промышленных объектов.
7. Проведите диспут в классе на тему «Истоки массового героизма и мужества советского народа».
8. Посмотрите всем классом фильм или спектакль о военном времени. Обсудите жизнь простого человека-труженика в тяжелое военное время.

История России 1900-1945 гг. 11 класс А.А. Данилова
Оглавление
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты