§ 4. Российское общество в начале XX в.

§ 4. Российское общество в начале XX в.

Давайте вспомним
Какие виды досуга были самыми популярными в городе и в деревне в начале XX в.
Попробуйте
Перечислить города, в которых были открыты университеты Деревня и город: новое и старое
В России в начале XX в. сохранялось сословное деление. Большинство населения (более 80%) принадлежало к крестьянскому сословию. Мировоззрение подавляющей части российского крестьянства оставалось тесно связанным с общинными традициями и идеалами. Те, кто приобрел богатство за счет предприимчивости и инициативы, будь то своим трудом или используя труд наемный, не могли рассчитывать на моральную поддержку и безусловное одобрение своих усилий, хотя состоятельных людей и в деревне, и в городе становилось все больше.
На рубеже XIX и XX вв. в России наблюдалось «аграрное перенаселение». Обычай крестьян делить земельный участок между всеми сыновьями усиливал малоземелье, которое усугублялось быстрым ростом численности сельских жителей за счет высокой рождаемости. Поток переселенцев потянулся на неосвоенные земли восточных губерний.
Часть свободных рабочих рук оттягивал город. Уровень жизни горожан, работавших по найму, был в основном очень низким. Рабочие ютились в бараках или снимали «ухюл» у домохозяев, нередко были вынуждены жить скученно и без элементарных бытовых удобств. Проблема жилищного строительства в городах становилась одной из самых насущных. В условиях набиравшей темпы индустриализации катастрофически не хватало жилья и социальных учреждений.
Освоение технических новшеств меняло облик городов.
В центрах обеих столиц и губернских городов появлялись уличное электрическое освещение, водопровод и канализация. Быстрыми темпами развивалась телефонная связь. Двигавшиеся по рельсам маленькие вагончики с запряженными в них лошадьми — конки — постепенно вытеснялись вагонами на электротяге — трамваями. Предметом роскоши становились автомобили иностранного производства. Первый русский автомобиль («самодвижу- щийся экипаж» Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе) был продемонстрирован на Нижегородской ярмарке в 1896 г., но наладить автомобильное производство в России тогда не сумели. Знаменитый автомобиль производства Русско-балтийского вагонного завода был выпущен лишь 15 лет спустя, в 1909 г.
Новинкой городской культурной среды являлись кинотеатры. Первый постоянный кинотеатр открылся в Петербурге на Невском проспекте в мае 1896 г., а первый фильм российского производства («Понизовая вольница» на сюжет песни о Стеньке Разине) был снят в 1908 г. Традиционными народными развлечениями оставались ярмарки, балаганы. Автомобили соревновались с извозчиками, торговые пассажи и магазины модных товаров конкурировали с купеческими лавками и лабазами. Переплетение черт нового и старого причудливо отражалось на мировосприятии выходцев из деревни, заселявших городские пригороды — слободы.
Просвещением, здравоохранением, строительством дорог в городе и на селе занимались земства — выборные органы местного самоуправления. В них работали тысячи представителей интеллигенции. Многие вчерашние студенты, получившие дипломы врачей, учителей, сознательно отказывались от городских удобств и привычного уклада, чтобы работать на селе во имя общественной пользы.
Религиозная жизнь и церковь
Картину мира для большинства жителей России начала XX в. определяло религиозное сознание. Вера обуславливала нравственные устои, освященные вековой традицией. При этом она нередко уживалась с суевериями, с повышенным вниманием к внешним обрядам и забвением морально-этических принципов в повседневной жизни. Страстное стремление к правде и справедливости соседствовало со стихийным буйством, которое нередко сопровождалось пьянством.
Подавляющее большинство населения было православного вероисповедания. Согласно Своду основных законов Российской империи, кроме государственной религии — православия, существовали религии «терпимые» (инославные конфессии — католицизм, протестантизм, армянская церковь и иноверческие конфессии — ислам, буддизм, иудаизм) и «нетерпимые» (секты духоборов, молокан, скопцов и др.). Политика терпимости в отношении ислама — второй по числу приверженцев религии империи — способствовала сохранению традиционного уклада жизни мусульман на территориях их компактного проживания. Накануне 1917 г. в стране действовали десятки тысяч мечетей, появились многочисленные мусульманские культурно-просветительские организации.
Самые заметные ограничения в правах касались приверженцев иудаизма: они проживали в западных губерниях за чертой оседлости, где у евреев сохранялся традиционный бытовой уклад. Лица иудейского вероисповедания имели ограниченный жесткой квотой доступ к образованию (до 1905 г.), а также к ведению коммерческой деятельности за пределами традиционного ареала проживания.
Русская православная церковь являлась «первенствующей и господствующей», император считался ее главой, а управление церковными делами осуществлял Святейший синод. Заметно выросло число канонизаций святых. В 1903 г. было совершено прославление великого подвижника православия Серафима Саровского. Особое место в религиозной жизни России занимало старчество — духовное руководство опытного в вопросах веры и духовной жизни наставника.
Церковь занималась активной миссионерской деятельностью, особенно успешно в Японии (там к концу XIX в. насчитывалось уже около 25 тыс. православных). Общее число православных храмов и часовен в России накануне революционных событий 1917 г. достигло 78 тыс., только в Москве в 1890—1917 гг. появилось около ста новых церквей. Численность приходского духовенства составляла около 120 тыс. человек. Около 100 тыс. человек проживало, по данным на 1917 г., в 1253 монастырях России. Действовало 57 духовных семинарий и 4 академии.
Материальное положение многих сельских священников в небогатых приходах трудно было назвать иначе чем бедственным. Многие клирики сами обрабатывали церковную землю, чтобы прокормить семью.
Грамотность, образование, культурно-просветительская работа и спорт
В ведении церкви находились не только духовные учебные заведения, но и значительная часть системы начального образования. Для многих жителей села церковно-приходские школы были единственным доступным источником грамотности. Другой широко распространенной формой начального образования являлись земские школы. Но в целом система начального образования охватывала в 1900-е гг. лишь около половины детей соответствующего возраста.
Всего грамотные составляли, по данным переписи 1897 г., 23,8% от общего числа населения деревни, а среди городского населения таких людей было 57%. В среднем же читать и писать умел лишь каждый пятый житель империи. Вопрос о введении всеобщего обучения детей и о проведении школьной реформы широко обсуждался, но государственный проект реформы среднего образования появился только в годы Первой мировой войны и не был осуществлен. По уровню грамотности Россия находилась позади развитых стран.
Это касалось и среднего, и особенно высшего образования. Среднее образование имели около 4%, а высшее — всего около 1% населения страны. Подготовку в университет давала классическая гимназия, реальное училище обеспечивало возможность поступления в высшие технические учебные заведения. В гимназиях и на гуманитарных факультетах университетов сохранялись консервативные учебные программы, но приток в их стены свободно мыслящих преподавателей превратил многие учебные заведения в рассадники идей обновления страны. Вовлеченность учащейся молодежи в общественную жизнь и политику стала характерной чертой времени.
По числу университетов Россия в канун мировой войны находилась на уровне Испании (10) и далеко позади Германии (32), Италии (28) и Великобритании (18). Последний в годы существования Российской империи, одиннадцатый университет
был открыт в Перми в октябре 1916 г. Общее число высших учебных заведений — государственных и общественно-частных — достигло 124. Востребованными были инженеры для развивавшейся промышленности и транспорта, а также юристы (юридические факультеты лидировали по числу выпускников), врачи и педагоги.
Женщины не имели полноценного доступа к высшему образованию вплоть до 1911 г., когда был принят закон, дававший возможность выпускницам высших женских курсов сдавать экзамены в университетах и получать соответствующие дипломы. Первые российские женщины — профессиональные врачи и юристы получали образование за границей, в основном в Швейцарии, и вынуждены были через экзамены подтверждать свою квалификацию в России. Такая возможность предоставлялась далеко не всегда даже при наличии диплома иностранного университета (так, знаменитый математик, член Московского математического общества С.В. Ковалевская преподавала вне России, в Стокгольмском университете). По итогам такого испытания первая российская женщина-хирург В.И. Гедройц, получившая образование в Швейцарии, в 1900-е гг. становится главным хирургом Мальцо- вских заводов. Но подобные примеры были исключением. Многие профессии оставались для женщин недоступными. При этом они могли в силу раздельного владения имуществом самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью (что было совершенно невозможно в те годы в Западной Европе и США), и многие представительницы известных купеческих фамилий немало преуспели на этом поприще.
Любители лыжного спорта в России. Начало XX в.
Особую категорию составляли учебные заведения, основанные на частные средства. Первый народный университет был учрежден в Москве в 1908 г. по завещанию благотворителя генерала A.JI. Шанявского для «привлечения симпатии народа к науке и знанию». Условия поступления в это учебное заведение были предельно демократичными, без ограничений по вероисповеданию, а также по социальному положению и полу. На частные пожертвования существовали народные дома (своего рода клубы, объединявшие библиотеку, читальню, лекционно-театральные залы) и другие культурно-просветительские учреждения, занимавшиеся образованием и просветительством в рабочей среде. Такие курсы работали и при некоторых крупных предприятиях.
Спортивные занятия вплоть до конца XIX в. были уделом очень небольшой части аристократии. Приметой перемен стало появление первых общедоступных спортивных организаций — Тяжелоатлетического общества и подобных кружков любителей спорта. К 1914 г. по стране насчитывалось более 1200 таких объединений. Появились и первые спортсмены-профессионалы — борцы, велосипедисты, фехтовальщики, конькобежцы, конники, авиаторы. В 1908 г. российские спортсмены впервые участвовали в Олимпийских играх; первым олимпийским чемпионом из России стал выдающийся фигурист Н.А. Панин-Коломенкин, уже известный в то время тренер и будущий теоретик спорта. Первый матч футбольных команд, о котором сообщалось в печати, состоялся в Петербурге в 1897 г.
Впрочем, широкого распространения массовый спорт в те годы получить не мог: только появлялись первые общественные спортивные сооружения, тяжелые условия физического труда отнимали все силы у занятых на производстве, а вопросы гигиены и здорового образа жизни требовали целенаправленной просветительской работы.
Растущая потребность в удовлетворении запросов населения способствовала развитию книгоиздательской деятельности. Книжный рынок, со своей стороны, формировал вкусы и предпочтения своих потребителей. Дешевые издания для массового читателя с незатейливым сюжетом и тематические календари стали вытеснять популярные лубочные картинки. Огромным спросом пользовались календари «Товарищества печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина». Сытин — выходец из крестьян — сумел наладить выпуск и распространение качественной художественной и просветительской литературы по доступным ценам. Самым популярным журналом для чтения была издаваемая А.Ф. Марксом «Нива», его выписывали все читающие семьи страны. Как бесплатные приложения к этому изданию были выпущены собрания сочинений почти всех русских писателей XIX в. Публикацией произведений русской и зарубежной литературы занимались также издательства К.Т. Солдатенкова, М.О. Вольфа, А.С. Суворина. Энциклопедическую литературу выпускали петербургское издательство «Брокгауз и Эфрон» (с 1889 г.) и московское братьев А.Н. и И.Н. Гранат (с 1892 г.), появились специализированные издательства научно-технической, медицинской, просветительской литературы. Вся печатная продукция проходила жесткую цензуру. Общее число названий выпускаемых изданий достигло в 1913    г. 34 тыс., тираж достиг 120 млн экземпляров. Книги и газеты стали превращаться в часть привычного обихода многих российских семей.
Научно-технические достижения и организация исследовательской работы
Профессиональной научной деятельностью в России занималась небольшая прослойка ученых, сосредоточенных в Академии наук, университетах и научных обществах. Наряду со скудными и зачастую нерегулярными государственными дотациями (из нескольких сотен научных обществ поддержку от государства получали не более 20—25), на рубеже XIX—XX вв. в науку стали поступать частные пожертвования. Они направлялись в основном на финансирование научно-практических инициатив — строительства и поддержки Аэродинамического института в Кучино под Москвой (Д.П. Рябушинский), организации исследовательских экспедиций на окраины империи, разведки залежей полезных ископаемых и т. д. В 1909 г. появилось Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений (так называемое Леденцовское общество по имени промышленника Х.С. Леденцова, передавшего на поддержание его деятельности проценты с завещанного капитала), в его состав вошли известные российские ученые. Общество сыграло большую роль в поддержке научно-прикладных исследований.
В 1912 г. к Северному полюсу направилась экспедиция Г.Я. Седова, снаряженная в основном на частные пожертвования. Были обследованы Новая Земля и острова Земли Франца- Иосифа. Гибель руководителя экспедиции помешала осуществлению плана покорения полюса.
Прорыв происходил на тех направлениях науки и техники, результаты которых непосредственно интересовали государственные ведомства, в первую очередь военное и морское. Освоение отдаленных районов империи требовало быстрого развития железнодорожного транспорта: казенные заказы стимулировали бурное железнодорожное строительство, создание совершенных отечественных паровозов и инженерных конструкций (дебаркадер Киевского (тогда Брянского) вокзала в Москве гениального инженера В.Г. Шухова и сегодня остается одним из выдающихся сооружений такого рода в мире). Профессия инженера-путейца стала одной из самых уважаемых и высокооплачиваемых в России.
Определенная государственная поддержка оказывалась и создателям первых образцов авиационной техники на основе расчетов «отца русской авиации» Н.Е. Жуковского. В Москве на базе Императорского высшего технического училища была построена первая в мире аэродинамическая труба для испытаний летательных свойств самолетов. На основе этих разработок авиаконструктор И.И. Сикорский, будущий основатель знаменитой американской вертолетной фирмы, построил первый в мире четырехмоторный самолет; в годы Первой мировой войны бомбардировщик «Илья Муромец» конструкции Сикор- ского производился серийно. Военный летчик П.Н. Нестеров тогда же вписал свое имя в список достижений мировой авиации, впервые выполнив обоснованную расчетами Жуковского «мертвую петлю». Инженер Г.Е. Котельников создал первый в мире эффективный ранцевый парашют, спасший жизни сотням летчиков в годы войны, Н.Д. Зелинский — совершенный для того времени противогаз, Д.И. Менделеев — высокоэнергетические пороховые смеси для артиллерии. В соответствии с расчетами А.Н. Крылова были сконструированы линейные корабли российского флота, отличавшиеся выдающимися боевыми характеристиками, и самые быстроходные в мире миноносцы.
А.С. Попов в 1895 г. представил на заседании Русского физико-химического общества первый в мире аппарат беспроволочной телеграфии — радиоприемник. Уже несколько лет спустя, в 1900 г., изобретатель наладил радиосвязь в Балтийском море на расстоянии 45 км в ходе спасательной операции по снятию с камней севшего на мель броненосца. Тем самым были наглядно показаны возможности и преимущества нового вида сообщения. Но изобретения Попова очень медленно внедрялись в жизнь. Так, в период Русско-японской войны российский флот не был оснащен радиоаппаратурой, в то время как противник активно ею пользовался. Запатентованное за рубежом аналогичное изобретение итальянского инженера Г. Маркони быстро получило широкое признание.
Это касалось и многих других научных достижений: государственная поддержка науки и внедрения опытных разработок не носила, как и частная благотворительность в этой сфере, системного характера, была нерегулярной или вовсе отсутствовала. Бюрократические препоны зачастую оказывались непреодолимым препятствием, перспективные идеи не получали нужного финансирования (так произошло, например, с проектом исследования Арктики с помощью ледоколов, который активно отстаивали Д.И. Менделеев и выдающийся флотоводец и океанограф адмирал С.О. Макаров). Многие приборы и новые разработки целенаправленно закупались за границей. Знаменитый крейсер «Варяг», например, был построен на верфях в США в рамках государственной военно-морской программы. Поскольку были слабо разведаны естественные богатства страны, многие виды сырья также покупали за рубежом.
Хотя по числу занятых в научной сфере Россия заметно уступала европейским странам, в области фундаментальных исследований российские ученые добились выдающихся результатов на самых разных направлениях. Это произошло в физиологии (исследования И.П. Павлова были отмечены Нобелевской премией в 1904 г.), биологии и медицине (И.И. Мечникову совместно с немецким ученым П. Эрлихом присудили эту же награду за работы в области иммунологии). Мировое признание получили труды К.А. Тимирязева (физиология растений), В.М. Бехтерева (исследования функций головного мозга), В.И. Вернадского в области геохимии. Над разработкой теории реактивного движения и основ космонавтики работал К.Э. Циолковский, преподаватель калужской гимназии. За полвека до прорыва человека в космос он провел математические расчеты, которые легли в основу создания космических ракет, искусственных спутников Земли, орбитальных и межпланетных космических кораблей. Опыты П.Н. Лебедева в области оптических эффектов и света заложили основы для развития целого направления в современной физике. Ученые петербургской математической школы занимались как теоретическими, так и прикладными разработками в сфере механики и расчетов динамических конструкций (А.М. Ляпунов, А.А. Марков,
В.М. Стеклов). Выдающийся математик П.Л. Чебышев первым создал «стопоходящую машину», имитировавшую движение живых существ, — прообраз современных шагающих роботов.
Однако большинство фундаментальных разработок велось вне связи с конкретным производством. В России, за отдельными исключениями (такими, как Прохоровская Трехгорная мануфактура, где опытным путем разрабатывались новые красители), не было промышленных лабораторий, ориентированных на внедрение научных результатов в практическую деятельность.
Подведем итоги
Таким образом, в России в начале XX в. социальная модернизация, в отличие от индустриальной, протекала крайне медленно, российское общество все еще было расколото на сословия, картину мира большинства людей определяло религиозное сознание. В западноевропейских странах изменения в социальной сфере во многом были связаны с процессом урбанизации. В России, по сравнению с ними, темпы урбанизации были значительно ниже. Тормозил социальную модернизацию низкий уровень грамотности населения. Тем не менее Россия не производила впечатления темной и невежественной страны. В городах обычным делом становятся не только уличное электрическое освещение, водопровод и канализация, но и телефонная связь, трамваи, автомобили. А российские ученые добились выдающихся результатов в различных областях фундаментальной науки.
Проверяем себя
1. Почему одной из важнейших социальных проблем в России в начале XX в. стала проблема жилищного строительства?
2. Какие изменения в начале XX в. произошли в быту горожан? Какие черты патриархального быта продолжали сохраняться?
3. Охарактеризуйте особенности религиозного сознания россиян в начале XX в. Каким образом религиозные верования влияли на повседневную жизнь?
4. Сравните уровень грамотности населения в начале XX в. в России и западных странах. Как уровень грамотности населения отражался на экономическом развитии страны? на особенностях культуры и быта различных сословий?
5. Как вы думаете, почему частные инвестиции в российскую науку в начале XX в. предназначались в основном для осуществления научно-практических, а не научно-теоретических инициатив?
6. Какие достижения русской научной мысли начала XX в. вы можете перечислить? Назовите русских ученых начала XX в., ставших лауреатами Нобелевской премии. За какие достижения они были удостоены этой премии?
Думаем, обсуждаем
1. Напишите учебно-исследовательскую работу на тему «Религиозное сознание и религиозная философия — диалектика сосуществования» (не более 15 страниц).
2. Оцените положительные и отрицательные стороны синодального управления церковью и упраздненной Петром I системы церковного управления. Дайте оценку. Представьте информацию в виде таблицы.
3. Сделайте подборку копий фотографий из семейного архива, иллюстрирующих период начала XX в.
Работаем с источниками, выполняем задания
1. На основании статистических данных сделайте вывод о национально-конфессиональной структуре населения России и проблемах, стоящих перед властью с этой точки зрения. Предложите свой вариант решения проблем.
Национальный состав населения (данные по словарю Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона)
Основные народы Российской империи    Млн человек    %
Русские    55,7    44,3
Украинцы    22,4    17,8
Поляки    7,9    6,3
Белорусы    5,9    4,7
Евреи    5,1    4,2
Все перечисленные народы    97,0    77,3
Состав населения по вероисповеданиям (данные за 1870 г.)
Конфессии    По всей империи, в %
Православных и единоверцев    70,8
Католиков    8,9
Протестантов    5,2
Магометан    8,7
Продолжение
Конфессии    По всей империи, в %
Евреев    3,2
Раскольников    1,4
Армяно-григориан    0,8
2. Используя статистические данные, ответьте на вопрос: чем вы можете объяснить динамику роста численности населения России в на-
ж» чале XX в.?
Смертность в возрасте до года:
Россия 25%
Германия 17,6%
Франция 12,1%
Англия 11,6%
Швеция 7,6%
Численность населения в России:
1897 г. — 125,6 млн человек (без Великого княжества Финляндского)
1914 г. — 165,7 млн человек
3. Покажите в любой знаковой системе (схема, таблица, текст и т. д.) динамику развития социальной структуры российского общества в начале XX в.
4. Изучите рынок труда и занятости в России начала XX в. Составьте рейтинг престижных и самых востребованных профессий того времени.
5. Составьте проект или проведите исследование «Спортивная жизнь городов и других населенных пунктов в России начала XX в. Элитные виды спорта. Основные виды спорта. Сословное деление в спорте. Почему не развивался массовый спорт?».
6. Напишите по произведениям художественной литературы историческое сочинение на тему «Устройство быта и жизни различных слоев населения».
7. Составьте интегрированный проект на тему «Стиль одежды и мода (мужская и женская, детская) различных слоев общества».
8. Проведите исследование на тему «Популярные развлечения различных слоев общества (репертуар театров, кино, цирк)».

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты