§ 15. «Новое мышление» в международных отношениях

§ 15. «Новое мышление» в международных отношениях

Что такое «холодная война»
На каких принципах строились отношения СССР и других социалистических стран в предыдущий период
 
Попробуйте
Назвать страны, в которых в середине 80-х гг. размещались советские войска
Перечислить государства, получающие финансовую помощь от СССР
 
Рождение «нового политического мышления»

Новое руководство СССР серьезно активизировало внешнюю политику, предприняв крупные практические шаги по ослаблению напряженности в мире. В августе 1985 г., в 40-ю годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядер- ным державам поддержать его инициативу. В ответ США пригласили представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. 15 января 1986 г. М.С. Горбачев выступил с заявлением «В 2000-й год без ядерного оружия». В нем предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к началу XXI в. В феврале 1987 г. в Москве на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества» Горбачев призвал «очеловечить» международные отношения, соединить нравственность и политику, заменить древний принцип «хочешь мира — готовься к войне» современным «хочешь мира — борись за мир».
Систематически новаторские идеи Горбачева были изложены им в книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира», вышедшей осенью 1987 г. Отправной точкой «нового мышления» был тезис о невозможности ядерной войны, ибо она приведет к гибели всего человечества. По сравнению с этой угрозой, по мнению Горбачева, отходил на второй план раскол мира на две противоположные общественно- политические системы — капиталистическую и социалистическую. Отсюда следовало признание современного мира единым, взаимосвязанным и выдвижение приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми и т. п.). Баланс сил двух систем в таком контексте представлялся менее значимым. Как заметил Горбачев позже, «мелочную военную бухгалтерию пора было заменять широким политическим подходом».
В соответствии с новыми принципами были определены новые приоритеты советской внешней политики: деидеологизация межгосударственных отношений, совместное решение глобальных проблем (безопасности, экономики, экологии, прав человека), совместное строительство «общеевропейского дома».
Активное участие в определении и реализации принципов «нового мышления» во внешней политике СССР принимали  министр иностранных дел, член Политбюро ЦК КПСС Э.А. Шеварднадзе и секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев. Сама замена (в июне 1985 г.) многоопытного министра иностранных дел А.А. Громыко первым секретарем ЦК компартии Грузии Э.А. Шеварднадзе, не имевшим ранее никакого отношения к дипломатии и не владевшим никакими иностранными языками, символизировала смену курса.
 
Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения

Курс к безъядерному миру последовательно проводился в ходе советско-американских встреч на высшем уровне. Они были возобновлены в ноябре 1985 г. Принципиально важной стала встреча в столице Исландии Рейкьявике 10—12 октября 1986 г., в ходе которой М.С. Горбачев предложил президенту США Р. Рейгану сократить ядерные арсеналы обеих стран на 50%. Соглашения достичь не удалось, однако с Рейкьявика начался путь к двум договорам о разоружении: о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) и о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан договор по РСМД, предусматривающий полную ликвидацию ракет дальностью от 500 до 1000 км и от 1000 до 5500 км. Он положил начало повороту от гонки вооружений к разоружению. Ратифицированный в обеих странах в мае 1988    г. договор позволил уничтожить 2692 ракеты, оснащенные 4000 ядерных боеголовок. Это составило примерно 4% мирового запаса ядерного оружия. Разоружение было асимметричным: Советский Союз ликвидировал 1846 ракет, США — 846. Однако Горбачев, считая американские ракеты в Европе «пистолетом, приставленным к виску» СССР, был согласен на жертвы ради устранения такой угрозы.
Между тем у американцев оставалась возможность оснастить крылатыми ракетами надводные суда и подводные лодки, курсирующие у берегов нашей    страны.

Вывод советских войск из Афганистана

На XXVII съезде КПСС в 1986 г. М.С. Горбачев говорил: «Мы хотели бы, чтобы уже в самом близком будущем вернулись на родину советские войска, находящиеся в Афганистане по просьбе его правительства». Прогресс в советско-американских отношениях позволил перейти к практическим шагам. 8 февраля 1988 г. Горбачев заявил, что правительства СССР и Афганистана договорились начать вывод советских войск 15 мая 1988 г. В Женеве 14 апреля 1988 г. были подписаны документы по вопросам политического урегулирования вокруг Афганистана. Данные документы не касались внутренних проблем Афганистана. Вступив в силу 15 мая 1988 г., эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии о невмешательстве, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. 15 февраля 1989 г., как предусматривалось Женевскими соглашениями, из Афганистана были выведены последние советские войска.
В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР своим постановлением «О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года» осудил и признал грубой политической ошибкой «необъявленную войну» в Афганистане. В Афганистане погибло 15 051 советских граждан. С 1989 по 1991 г. просоветскому правительству Кабула Советский Союз оказывал главным образом материальную помощь.

Односторонние сокращения Вооруженных сил СССР

7 декабря 1988 г., выступая в ООН, М.С. Горбачев призвал двигаться к «безъядерному и ненасильственному миру». «Сила и угроза силой, — подчеркнул он, — не могут более и не должны быть инструментом внешней политики... От всех, а от более сильных в первую очередь, требуются самоограничение и полное исключение применения силы вовне». Горбачев заявил, что Советский Союз принял решение о сокращении своих Вооруженных сил на 500 тыс. человек. При этом из ГДР, Венгрии
и Чехословакии будут выведены и расформированы 6 танковых дивизий (50 тыс. человек и 5 тыс. танков), всего же в Европе советские Вооруженные силы сокращаются на 10 тыс. танков, 8,5 тыс. артиллерийских систем и 800 боевых самолетов. Сокращение должно было коснуться и Азии — советские войска будут выведены из Монголии.

Советско-китайские отношения

Вывод советских войск из Афганистана и начавшийся вывод войск из Монголии снимали два из трех препятствий, которые, по мнению руководства КНР, мешали нормализации отношений между двумя странами (советские войска в Монголии, Афганистане и вьетнамские войска в Кампучии). Руководство СССР смогло убедить руководителей Вьетнама в необходимости вывода войск из Кампучии (он был завершен осенью 1989 г.). Открылась возможность для советско-китайской встречи на высшем уровне. Она состоялась в Пекине в мае — июне 1989 г. Стороны заявили о нормализации отношений между двумя государствами, договорились возобновить переговоры по спорным пограничным вопросам и отводу своих войск от совместной границы, а также о налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.
Ликвидация социалистического содружества 1989 год стал переломным в отношениях между СССР и странами социалистического содружества. Страны СЭВ получали от СССР поставки на сумму, в 4—5 раз большую, чем стоимость их экспорта в Советский Союз. Экономические трудности сделали для СССР такую поддержку союзников невозможной. СССР предложил перейти на торговлю по среднемировым ценам и расчеты в конвертируемой валюте. Сокращение экономической «подпитки» и пример перестройки в СССР на фоне сохранения прежних порядков в странах содружества похоронили авторитет правящих партий социалистических стран. Всплеск антисоветских и антикоммунистических настроений перерос в серию восточноевропейских революций, в ходе которых компартии были отстранены от власти.
Процесс изменений начался с Польши. В феврале 1989 г. представители власти и оппозиции приступили к переговорам в рамках круглого стола. В апреле было легализовано оппозиционное движение «Солидарность». 4 июня состоялись парламентские выборы, в которых участвовали кандидаты от оппозиции. В верхней палате 99 мест из 100 получила оппозиция. Президент В. Ярузельский поручил сформировать правительство представителю правящей Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), но попытка не удалась. Оппозиция выдвинула лозунг «Президент ваш — премьер наш». М.С. Горбачев в телефонном разговоре с главой ПОРП М. Раковским призвал «вести дело к национальному примирению». 24 августа 1989 г. правительство Польши возглавил один из лидеров «Солидарности» — Т. Мазовецкий.
В июне 1989 г. за круглый стол сели представители власти и оппозиции в Венгрии. 18 октября разработанные в рамках переговоров конституционные поправки одобрил парламент. 23 октября вместо Венгерской Народной Республики была провозглашена Венгерская Республика, определившая себя как свободное, демократическое, независимое, правовое государство.
Критически важной для СССР оставалась обстановка в ГДР — самой западной из стран СЭВ и Организации Варшавского договора. Поводом к массовым выступлениям в этой стране стало требование свободы переезда ее граждан в ФРГ. Тысячи немцев из ГДР ехали в Венгрию, Чехословакию, Польшу, чтобы там в посольствах ФРГ получить въездные визы. 9 сентября Венгрия открыла свою западную границ, и за три недели через нее переехали на Запад 55 тыс. граждан ГДР. Всего за 1989 г. из ГДР в ФРГ эмигрировали около 350 тыс. человек. 25 сентября в Лейпциге состоялась первая демонстрация с требованием открытия границы с ФРГ под лозунгом «Мы — один народ». Через неделю демонстрации прошли и в других городах ГДР.
6—7 октября 1989 г. состоялся визит М.С. Горбачева в Восточную Германию на празднование 40-летия ГДР. Горбачев доказывал лидеру ГДР Э. Хонеккеру, что единственный способ остановить демонстрации — взять курс на перестройку по советскому образцу. 7 октября 1989 г. Горбачев, выступая на торжественном заседании, подчеркнул, что восточногерманская политика должна делаться «не в Москве, а в Берлине», и предупредил, что сама жизнь накажет тех, кто будет опаздывать.
8 октября в Лейпциге на улицу вышли уже 70 тыс. человек. Руководство ГДР разделилось в мнениях по вопросу о том, как поступать с демонстрантами. Э. Хонеккер выступил за применение силы. Но большинство членов Политбюро СЕПГ не согласились с его мнением, и 18 октября Хонеккер и его союзники были вынуждены уйти в отставку.
23 октября в Лейпциге на улицу вышло 300 тыс. человек, 4 ноября в Берлине — около миллиона. 7 ноября Совет министров ГДР ушел в отставку.
Правительство возглавил X. Модров, секретарь Дрезденского окружного комитета СЕПГ. Новое руководство попыталось стабилизировать ситуацию, пойдя навстречу требованиям демонстрантов. Вечером 9 ноября к представителям прессы в Берлине вышел член Политбюро СЕПГ Г. Швабовски и зачитал заявление: «Гражданам ГДР будет разрешено выезжать за границу без каких-либо условий и через любые контрольно-пропускные пункты ГДР и ФРГ». На вопрос, когда эти правила вступят в силу, он добавил: «Прямо сейчас, немедленно». Ликующие демонстранты ринулись в буквальном смысле слова разбирать Берлинскую стену. Видеокадры падения Берлинской стены обошли весь мир.
Пример ГДР вдохновил оппозицию в Чехословакии. 17 ноября демонстрация молодежи в Праге была разогнана полицией. Распространились слухи (как потом оказалось, ложные) о гибели одного из студентов. 20 ноября пражские студенты объявили забастовку, одновременно начались демонстрации. 24 ноября подало в отставку политбюро ЦК компартии Чехословакии, вслед за ним в отставку ушло правительство. 29 ноября парламент ЧССР отменил статью конституции о руководящей роли коммунистической партии. Было сформировано правительство, в котором коммунисты и оппозиция получили одинаковое число портфелей.
Особую роль в событиях в социалистических странах осени 1989г. сыграла позиция СССР. Горбачев отмечает в своих мемуарах, что у сменившего Хонеккера руководства ГДР «хватило разума и мужества не пытаться потопить в крови народное недовольство», и добавляет: «Определенную роль в этом сыграла и наша позиция. Тогдашним руководителям ГДР было ясно, что советские войска при всех обстоятельствах останутся в казармах». Эти же слова можно применить к Польше, Венгрии и Чехословакии.
Цифрами на карте обозначены:
1    Нидерланды    5    Лихтенштейн
2    Бельгия
3    Люксембург
4    Швейцария
Государства—участники Организации Варшавского Договора (ОВД). В 1991 г. ОВД распущена ее членами 2—3 декабря 1989 г. на Мальте состоялась встреча М.С. Горбачева и президента США Дж. Буша-старшего. М.С. Горбачев признал, что советские войска в Восточной Европе — нежеланные гости, фактически согласившись на вывод войск. В итоге встречи стороны заявили о прекращении «холодной войны».
В ходе трагических событий 15—25 декабря 1989 г. (погибли свыше тысячи человек, генеральный секретарь ЦК Компартии Н. Чаушеску и его жена Е. Чаушеску были расстреляны) существовавший режим был свергнут в Румынии. В течение 1990 г. в Болгарии власть мирно перешла от коммунистической партии (в апреле переименованной в социалистическую) к коалиционному правительству.
 
Объединение Германии

Мероприятия нового руководства ГДР не стабилизировали ситуацию в стране. 28 ноября в обстановке начавшегося распада государственных структур ГДР канцлер ФРГ Г. Коль выступил с «Программой из 10 пунктов по преодолению раскола Германии и Европы». Перспектива воссоединения Германии оценивалась мировыми политиками неоднозначно. Премьер-министр Великобритании М. Тэтчер и президент Франции Ф. Миттеран стремились замедлить этот процесс, опасаясь той мощи, которой станет обладать единая Германия с населением 82 млн человек. Переговоры по проблеме велись в формате «4+2»: четыре державы-победительницы (СССР, США, Великобритания, Франция) и два немецких государства.
СССР стремился использовать диалог по вопросу объединения Германии для решения собственных проблем, и в первую очередь — получения западных кредитов. Горбачев довел до сведения Буша и Коля, что Советскому Союзу «нужна временная финансовая поддержка» в 15—20 млрд долларов.
Для США существенным оставался вопрос согласия СССР на вхождение объединенной Германии в состав НАТО. Советское руководство считало необходимым, чтобы объединенная Германия покинула НАТО. Когда в марте 1990 г. премьер-министр ГДР X. Модров посетил Москву, Горбачев в интервью подчеркнул, что участие объединенной Германии в НАТО исключено.
На состоявшихся в ГДР в марте 1990 г. выборах в Народную палату победу под лозунгом скорейшего объединения с Западной Германией одержал блок партий, ориентировавшихся на западногерманский Христианско-демократический союз (ХДС).
31 мая 1990 г. в Вашингтоне на переговорах с президентом США Дж. Бушем-старшим М.С. Горбачев согласился с тем, что объединенная Германия вправе самостоятельно решать вопрос о членстве в военных блоках. Это была серьезная уступка, вызвавшая удивление американских участников переговоров.
30    августа в Берлине был подписан Договор об объединении ФРГ и ГДР. 12 сентября 1990 г. в Москве представителями шести стран (СССР, США, Великобритании, Франции, ГДР и ФРГ) был подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии. Объединенная Германия признала послевоенные границы с Польшей, СССР и Чехословакией, она заявила, что с ее земли будет исходить только мир, обязалась не производить и не иметь на своей территории ядерное, химическое и бактериологическое оружие, сократить сухопутные и военно-воздушные силы.
3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать, объединившись с ФРГ.
9—10 ноября 1990 г. М.С. Горбачев нанес визит в объединенную Германию. Были подписаны Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ, Договор о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники, Договор об условиях временного пребывания и планомерного вывода советских войск с территории ФРГ и другие документы.
Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ
События 1989 г. серьезно ускорили ход переговоров об ограничении обычных вооруженных сил в Европе. На 1 июля 1988 г. при равенстве общей численности вооруженных сил страны Варшавского договора (фактически СССР, на долю которого приходилось 90% военной мощи ОВД) превосходили страны НАТО по танкам (в 2 раза), боевым машинам пехоты и бронетранспортерам (в 1,5 раза), авиации ПВО (в 36 раз) и пусковым установкам тактических ракет (в 12 раз), уступая НАТО по числу ударных самолетов (в 1,5 раза), боевых вертолетов (в 2 раза), противотанковых ракетных комплексов (в 1,5 раза) и по военно-морской мощи, особенно по крупным надводным кораблям (в 5 раз) и кораблям с крылатыми ракетами (в 12 раз). Сокращение Вооруженных сил СССР, начатое после выступления Горбачева в ООН 7 декабря 1988 г., и приход к власти в странах Варшавского договора антикоммунистических деятелей, поставивших перед СССР вопрос о полном выводе советских войск со своих территорий, создали мощный стимул к скорейшему заключению Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), в котором участвовали 22 государства.
События 1989 г. побудили ускорить намеченную на 1991 г. встречу на высшем уровне — Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Саммит состоялся 19—21 ноября 1990 г. в Париже. На встрече были подписаны ДОВСЕ и Парижская Хартия для новой Европы. Хартия провозглашала, что «эра конфронтации и раскола Европы закончилась», начинается «новая эпоха демократии, мира и единства в Европе», в которой «отношения будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве». Однако Хартия, в отличие от договора, не подлежала ратификации парламентами и не являлась обязательным к исполнению актом. Подписанный в Париже 19 ноября 1990 г. ДОВСЕ ограничивал для НАТО и ОВД 5 категорий обычных вооружений и техники — танки, боевые бронированные машины, артиллерию калибра 100 мм и выше, боевые самолеты, ударные вертолеты. Таким образом, Советский Союз ликвидировал свое превосходство в обычных вооружениях в Европе, в то время как те компоненты военной мощи, в которых перевес был на стороне НАТО, оставались вне сокращений.
Вывод советских войск из стран ОВД стимулировал активность пришедших к власти антикоммунистических сил по ослаблению структур Варшавского договора. 25 февраля 1991 г. в Будапеште министры иностранных дел и обороны Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Советского Союза подписали «Протокол о прекращении действия военных соглашений, заключенных в рамках Варшавского договора, и упразднении его военных органов и структур». На его основе с 1 апреля 1991 г. перестала существовать военная Организация Варшавского договора. 1 июля 1991 г. (в день завершения вывода советских войск из Венгрии и Чехословакии) в Праге был подписан «Протокол о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 г.» (Варшавского договора). «Пояс безопасности», созданный вокруг западных границ СССР после Великой Отечественной войны, перестал существовать. С денонсацией Варшавского договора утратил свой смысл ДОВСЕ, устанавливавший предельную численность вооружений для военных блоков.
 
Война в Персидском заливе

2 августа 1990 г. армия Ирака вторглась в Кувейт и оккупировала его. Это небольшое государство было объявлено иракской провинцией. Ирак был связан с СССР Договором о дружбе и сотрудничестве. Его армия была вооружена в основном советским оружием, обучалась советскими военными советниками. В Ираке в качестве советников и специалистов находились тысячи советских граждан.
Решаясь на вторжение, президент Ирака С. Хусейн предполагал, что СССР и США неизбежно окажутся по разные стороны баррикад. Однако Советский Союз незамедлительно осудил агрессию, потребовал безоговорочного вывода войск из Кувейта, восстановления его суверенитета. Благодаря советско- американскому сотрудничеству Советом Безопасности ООН были приняты жесткие резолюции, вводившие против Ирака экономические санкции.
США начали переброску войск в регион Персидского залива. 9 сентября 1990 г. в Хельсинки состоялась встреча президентов США и СССР. Дж. Буш- старший заверил М.С. Горбачева в приверженности политическому решению и в том, что вскоре после исчерпания конфликта американские войска уйдут.
Усилия СССР убедить Ирак вывести войска из Кувейта не дали результата. С 17 января 1991 г. созданная США коалиция стала наносить воздушные удары по Ираку. 24 февраля 1991 г. началась наземная операция. 27 февраля Ирак заявил, что безоговорочно принимает к исполнению все резолюции Совета Безопасности ООН по кувейтскому кризису, а полный вывод войск будет завершен за несколько часов. 28 февраля 1991 г. США остановили боевые действия.
Кувейтский кризис показал, как велики открывшиеся после окончания «холодной войны» возможности советско-американского сотрудничества в разрешении региональных конфликтов. Вместе с тем наибольшую выгоду из событий извлекли США. Американские войска в регионе Персидского залива находятся по сей день.
СНВ-1
31 июля 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений — СНВ-1. Согласно этому документу каждая сторона имела право содержать 1600 стратегических запускающих устройств в наземных шахтах и на подводных лодках. Стороны ограничивались 6000 ядерными боезарядами. СССР согласился уничтожить половину своих тяжелых баллистических ракет, известных в мире под названием «Сатана», — самого живучего и мощного компонента своих наземных ядерных сил. По условиям СНВ-1 основное сокращение приходилось на советский потенциал наземных баллистических ракет, составлявших основу советской ядерной мощи. При этом структура американских ядерных сил, в которой ведущая роль отводилась подводному флоту, оставалась, по существу, неизменной. Заключенное на 7 лет соглашение предусматривало высочайшие темпы демонтажа боеголовок, непосильные для советской промышленности. При этом, как и прежде, не запрещалось качественное совершенствование стратегических вооружений.
Переговорный процесс предполагалось продолжить. Советская сторона желала знать, когда дело дойдет до сокращения тактического ядерного оружия, но руководство США довольно жестко отвергло подобные идеи. По другому важному вопросу — о прекращении подземных испытаний — ответ был краток: американская сторона не готова рассматривать этот вопрос.
 
Итоги политики «нового политического мышления»

Ухудшение внутриэкономического положения в СССР в 1989—1991 гг. заставило руководителей страны обратиться за финансовой и экономической помощью к ведущим странам мира, прежде всего к странам «семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония). В 1990—1991 гг. они оказали СССР «гуманитарную помощь» (продовольствием, медикаментами, медицинским оборудованием). Значительная часть «гуманитарной помощи» оказывалась в кредит, т.е. помощью в полном смысле слова не являлась. Серьезной финансовой помощи не последовало. Страны «семерки» летом 1991 г. отказали в ней, ссылаясь на неустойчивое внутриполитическое положение СССР. Они все больше склонялись к поддержке отдельных республик СССР.
Многочисленные уступки, сделанные М.С. Горбачевым в расчете на получение финансово-экономической поддержки и на установление атмосферы доверия в отношениях, остались без ответа. Западные лидеры ограничивались устными заверениями и обещаниями, которые не носил PI характера межгосударственных обязательств. Впоследствии многие из данных М.С. Горбачеву обещаний не были выполнены.
Негативную для СССР роль сыграло и то обстоятельство, что Горбачев, Шеварднадзе и ряд близких к ним деятелей были склонны рассматривать западных партнеров как своих политических союзников в борьбе с противниками перестройки внутри СССР. Прагматичные западные политики охотно использовали риторику о поддержке демократизации советского общества для получения новых уступок от СССР.
 
Проверяем себя
1. Что такое «новое политическое мышление» и в чем состояла его принципиальная новизна?
2. Какие практические шаги были предприняты СССР для реализации «нового политического мышления»? Каковы были результаты этой политики?
3. Почему советские войска были выведены из Афганистана? Попробуйте оценить итоги «интернациональной помощи» СССР Афганистану. Как менялось отношение к этой операции в нашей стране в последующие годы? Почему?
4. Какие изменения с 1989 г. начали происходить в отношениях между СССР и странами социалистического лагеря? С чем связаны эти изменения? Каковы были их последствия?
5. Как отразилось на международных отношениях объединение Германии? Какую позицию занял СССР в этом вопросе? Почему?
6. Какое значение имело подписание договора о сокращении обычных вооружений?
7. Как изменилось международное положение СССР к концу 1980-х гг.? Как внутриполитическая обстановка в СССР отражалась на его международном положении?

Думаем, обсуждаем
1. Используя дополнительные источники информации, составьте сравнительную таблицу вооружений СССР и стран НАТО в 1985 и 1991 гг. Кто и в каких видах вооружений имел преимущество? К чему, на ваш взгляд, мог привести такой дисбаланс?
2. Сделайте подборку фрагментов художественных фильмов, иллюстрирующих события данного параграфа.
3. Соберите и оформите в виде реферата информацию (на выбор) о начале и ходе боевых действий в Афганистане, выводе советских войск (не более 3 страниц).
4. Найдите примеры, иллюстрирующие желание СССР снизить уровень международной напряженности в период перестройки. Что предприняли в ответ другие государства?
5. Напишите учебно-исследовательскую работу (не более 3 страниц) об уступках СССР в переговорах с США. Выберите один из конкретных фактов. Чем ответили США? Каковы последствия этих действий в современных условиях?
6. Каковы положительные и отрицательные последствия для современной Российской Федерации распада Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи?

Работаем с источниками, выполняем задания
1. Проведите конкурс на наиболее точное определение «нового политического мышления». Сделайте вывод о наличии альтернативы данному внешнеполитическому курсу. Заполните таблицу, указав в ней причины перехода к «новому политическому мышлению», принципы существования, последствия этого перехода.
2. Определите стратегическую линию внешней политики СССР на основании документа и перспективы дальнейшего развития.
Из заявления Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева 15 января 1986 г.
...Советский Союз предлагает, действуя поэтапно и последовательно, осуществить и завершить процесс освобождения Земли от ядерного оружия в течение ближайших 15 лет, до конца нынешнего столетия.
3. Проведите экономическое расследование «Сколько стоила России война с Афганистаном и ее влияние на экономику СССР».
Из книги С.Ф. Ахромеева, Г.М. Корниенко «Глазами маршала и дипломата. Критический взгляд на внешнюю политику СССР до и после 1985 г.»
...В целом для Вооруженных сил в мирное время расходы материальных ресурсов в Афганистане были очень чувствительными. Афганистан обходился дорого. Каждый день войны 40-й армии обходился в 6,0—6,5 млн рублей. Кроме того, постоянно всем необходимым надо было снабжать афганские войска. В итоге стране каждый день войны обходился в 10—11 млн рублей.
4. Прочитайте документ. Предложите свои варианты ответов на следующие вопросы:
А) Какие цели преследовал президент США, добиваясь принятия своей позиции Президентом СССР?
Б) Почему С.Ф. Ахромеев и В.М. Фалин негативно оценили позицию М.С. Горбачева?
В) Используя дополнительную информацию, оцените результаты объединения Германии и вхождение ее в объединенном виде в НАТО с точки зрения безопасности и развития России.
Г) Сделайте прогноз: «Если бы М.С. Горбачев категорически возразил против вхождения объединенной Германии в НАТО, то...»
Д) Напишите эссе (не более 300 слов), продолжая фразу: «Основная причина того, что М.С. Горбачев согласился с предложениями Дж. Буша-старшего, состояла...»
Из воспоминаний Дж. Буша-старшего о визите М.С. Горбачева в Вашингтон (декабрь 1989 г.)
Я напомнил, что в Хельсинкском акте зафиксировано право каждой страны выбирать себе союзников. Для меня это означало, что Германия должна сама сделать свой выбор. Он с этим согласен? К моему изумлению, Горбачев пожал плечами и сказал: «Да, это так».
В комнате неожиданно стало тихо. Ахромеев и Валентин Фалин переглянулись и заерзали в креслах. Боб Блэквилл передал мне записку с вопросом: могу ли я сделать так, чтобы Горбачев повторил это? Я кивнул ему. «Я удовлетворен тем, что мы согласны с вами в вопросе права стран выбирать своих союзников», — сказал я...
«Я согласен публично заявить, что Соединенные Штаты и Советский Союз хотят видеть единую Германию и предоставить ей возможность окончательно решить вопрос о том, где она хочет находиться», — сказал Горбачев.
«Я бы сказал это по-другому, — заметил я. — Мы поддерживаем единую Германию в НАТО. Если они не хотят этого, мы будем уважать их решение».
«Я согласен», — сказал Горбачев.
«Со второй частью тоже?» — уточнил я.
«С обеими частями», — ответил Горбачев.
«Хорошо, — сказал я. — Мы можем поручить министрам работать над этим?»
«Пусть работают над переходным периодом», — сказал Горбачев.
К этому времени смятение советской делегации было явно ощутимым. Ахромеев, зло сверкая глазами, делал какие-то знаки Фалину. Не обращая внимания на Горбачева, они громким сценическим шепотом переговаривались между собой. Это была просто невероятная сцена, никто из нас раньше ничего подобного не видел, это был открытый бунт против советского лидера. Я не знаю, почему Горбачев поступил именно так, а не иначе. Возможно, он исходил из того, что мы все равно одержим верх и таким образом ему легче будет решить этот вопрос в своей команде. В любом случае это было удивительное выступление.
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты