18. Индустриальное общество

18. Индустриальное общество

1. Новые общественные классы и группы. Крупная машинная индустрия изменила положение и облик общественных классов. Раньше буржуазия и наёмные рабочие вместе составляли незначительное меньшинство населения. В результате промышленной революции их численность многократно увеличилась, особенно рабочих, которые в передовых странах к концу XIX в. составляли приблизительно четверть самодеятельного населения (т. е. исключая иждивенцев — детей, стариков, неработающих женщин и др.), а в Великобритании — и того более. Что касается буржуазии, то она никогда не была особенно многочисленным классом. Её положение в обществе определялось не числом, а экономическим могуществом. В результате промышленной революции она окончательно превзошла в силе и богатстве все другие классы.
Глубокие перемены произошли в составе буржуазии. В прошлом она занималась преимущественно торговлей и ростовщичеством. Производство её интересовало лишь как дополнение к посреднической торговле. Благодаря подъёму крупной индустрии сложилась относительно многочисленная и очень влиятельная группа промышленной буржуазии, для которой развитие производства было главной целью, а торговля и кредит — лишь средствами её достижения. Промышленники заняли ведущее положение в составе буржуазного класса.
Ещё больше изменились рабочие. Во времена мануфактурного производства их было почти невозможно отличить от сельских и городских ремесленников: и те и другие трудились большей частью в собственных мастерских, использовали личные орудия труда. Да и работа на купца-мануфактуриста для многих ремесленников и крестьян являлась лишь источником дополнительного дохода. В результате промышленной революции они были поставлены перед выбором — либо попытаться сохранить своё крестьянское хозяйство или ремесленную мастерскую, либо, бросив всё, уйти на завод.
Работа на заводе занимала всё время, требовала полной отдачи сил, и совмещать её с какой-то иной трудовой деятельностью не представлялось возможным.
Одновременно промышленная революция обесценила квалификацию мастеров ручного труда. Первые машины были настолько просты в обращении, что не требовали от работника ни каких-то особых навыков, ни большой физической силы. Поэтому среди рабочих было много женщин и детей. Но по мере усложнения машин изменялись и требования к квалификации рабочих. Уже в середине XIX в. среди них сложилась группа работников квалифицированного труда — механиков, занятых обслуживанием машин.
Промышленная революция привела и к другим социальным переменам. Снизилась общественная роль дворянства, которое в большинстве стран утратило не только сословные привилегии, но и положение самой богатой и могущественной социальной группы. Единственной сферой, где дворяне до конца XIX в. ещё удерживали ведущие позиции, была государственная служба. Самым многочисленным классом общества всё ещё оставались крестьяне, однако их доля в составе населения неуклонно сокращалась. В Великобритании они уступили место капиталистическим фермерам и наёмным работникам (батракам).
Наконец, возникли новые социальные группы, занимавшие промежуточное положение между буржуазией и наёмными рабочими. Нужда в специалистах по решению технических проблем, возникающих на производстве и транспорте, обусловила появление инженеров и техников. С буржуазией их сближали образование, культура, умственные занятия, а с рабочими — труд по найму. То же можно сказать и о служащих промышленных предприятий, банков, универсальных магазинов. Лишь управляющие крупными акционерными компаниями по своему положению (доходу, образованию, руководящим функциям) явно тяготели к буржуазии.
В научной литературе общество, сформировавшееся в результате промышленной революции, получило определение индустриального. В таком обществе главную роль играют классы и социальные группы, положение которых обусловлено развитием крупной машинной индустрии.
2. Социальный вопрос. Позитивные перемены, связанные с промышленной революцией, имели и оборотную сторону. Приходили в упадок ремесло, мануфактура и лавочная торговля. Миллионы людей, лишившихся привычного дохода, вынуждены были, закрыв свои мастерские, искать работу на заводах. А положение заводских
рабочих было хуже некуда. Трудиться им приходилось по 12 и более часов в день, почти без выходных и отпусков, не говоря уже о социальных гарантиях. Но главное, за свой труд они получали такие гроши, что этого едва хватало, чтобы не умереть с голоду.
Ещё современники усматривали прямую связь между промышленной революцией и нищетой рабочих. Ведь замещая ручной труд машинами, предприниматели стремились сократить издержки производства, львиную долю которых как раз и составляла заработная плата рабочих. С подъёмом крупной индустрии спрос на рабочие руки со стороны промышленности снизился, и найти новое место рабочим становилось всё труднее и труднее. Между ними разгорелась борьба за места: чтобы получить работу, каждый был готов довольствоваться малым. Это позволяло хозяевам снижать плату до возможно более низкого уровня. Такие же последствия имело и широкое использование женского и детского труда. Считалось, что женщинам и детям можно платить вдвое или втрое меньше, чем взрослым мужчинам, причём за одинаковую работу.
Уже в ту пору многие задавали себе вопрос: «Как бороться с нищетой?», определяя его как центральный вопрос современности, или социальный вопрос.
3. Демографический рост. Напряжённое положение на рынке труда было обусловлено не только экономическими причинами, но и демографическими: начиная с XVIII в. в большинстве стран Европы и Америки наметилось ускорение роста численности населения, а в XIX в. его темп достиг наивысших показателей за всю историю. Отчасти это объяснялось резким снижением (в 2 раза по сравнению с XVIII в.) смертности, особенно детской, благодаря успехам медицины, развитию общедоступной системы здравоохранения и общему повышению (конечно, в среднем) благосостояния населения. Другой причиной ускорения демографического роста было то, что рождаемость оставалась на традиционно высоком уровне. Таким образом семейные пары старались по привычке застраховаться от высокой детской смертности.
Использование детского труда ному вопросу. Для новых поколений на текстильной фабрике
Главные направления эмиграции (34) Количество эмигрантов (млн чел.)
Миграция населения в XIX в.
людей работы просто не предвиделось. Роль клапана, позволявшего снизить давление свободных рабочих рук на рынок труда, играла эмиграция. Её самые высокие показатели приходятся на вторую половину XIX и начало XX в., когда негативные последствия промышленной революции проявились в полной мере. Эмигранты из Европы направлялись главным образом в Америку, особенно в США, а также в Австралию, Южную Африку и другие районы мира с благоприятным климатом, где можно было завести ферму или получить работу на предприятии. Правительства европейских стран, как правило, не только не препятствовали, но даже содействовали эмиграции, позволявшей избавиться от «лишних» людей. Кроме того, пра
во на свободное передвижение граждан, включая и отъезд за границу, было в XIX в. наряду с другими правами человека и гражданина закреплено законами большинства стран Европы.
4. Индустриализация. Со времени промышленной революции главным двигателем экономического развития становится крупная машинная индустрия. Её подъём привёл к значительному ускорению темпа прироста промышленного и сельскохозяйственного производства — в среднем с 1—2% в эпоху мануфактурного производства до 4—5 % в год.
Высокие темпы развития производства, сохранявшиеся после завершения промышленной революции, привели к дальнейшим структурным переменам в экономике и обществе. Этот процесс охватил вторую половину XIX в. и начало следующего столетия. В научной литературе его содержание определяют понятием «индустриализация».
В результате индустриализации коренным образом стали меняться основные народно-хозяйственные пропорции. До промышленной революции самой важной отраслью экономики было сельское хозяйство. Промышленная революция привела к тому, что соотношение между сельским хозяйством и промышленностью заметно изменилось в пользу последней. Но сельское хозяйство по многим показателям всё ещё играло главную роль. Лишь в результате индустриализации промышленность окончательно добилась перевеса над сельским хозяйством. Страны, где крупная индустрия по основным показателям развития превосходит остальные отрасли экономики, стали называться индустриальными. В конце XIX в. в их число, кроме Великобритании, вошли Франция, Бельгия, Германия, США и некоторые другие.
Индустриальный пейзаж Западной Европы. Середина XIX в.
В самой промышленности традиционно главными отраслями были те, которые непосредственно удовлетворяли потребности людей в одежде, продуктах питания, удобном жилище. Они поставляли на рынок полностью обработанные, готовые изделия. Поэтому их в совокупности называют обрабатывающими. Эти отрасли сохранили ведущую роль и во время промышленной революции, которая ознаменовалась подъёмом текстильного производства. Однако дальнейший прогресс был невозможен без ускорения темпов развития тех отраслей производства, которые поставляют для обрабатывающей промышленности сырьё, топливо, оборудование, — металлургии, энергетики, машиностроения и т. д. Их обычно называют базовыми — они служат как бы фундаментом всей промышленности.
Одной из отличительных особенностей индустриализации, по сравнению с промышленной революцией, был подъём преимущественно базовых отраслей. Необходимые для этого изобретения были сделаны именно во второй половине XIX в. — сначала бессемеровский, а затем мартеновский и томасовский способы производства стали, электрическая лампочка и электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания и дизель, более совершенный способ перегонки нефти и т. д. На основе этих открытий возникли совершенно новые отрасли промышленности, такие, как электроэнергетика и нефтехимия. Металлургия заняла положение ведущей отрасли промышленности. Если раньше об уровне индустриального развития страны судили по количеству переработанного хлопка-сырца, то теперь — по объёму производства чугуна и стали. Появление высокоточных металлообрабатывающих станков позволило перейти от штучного изготовления машин к их серийному производству с одинаковыми, заранее рассчитанными потребительскими свойствами. Машиностроение стало самостоятельной отраслью.
Все эти достижения проложили дорогу новым техническим революциям в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, которыми ознаменовалось уже начало XX в.
В сельском хозяйстве, которое в период промышленной революции оставалось технически самой отсталой отраслью экономики, перемены наметились ещё во второй половине XIX в. В передовых хозяйствах получил распространение усовершенствованный инвентарь, стали применяться химические удобрения. Появились и первые сельскохозяйственные машины. Сначала их приводили в действие мускульной силой человека или животных, а в дальнейшем стали оснащать паровым двигателем. Широкое распространение получила паровая молотилка. Однако активная механизация сельского хозяйства началась лишь в XX в., после изобретения двигателя внутреннего сгорания.
Индустриализация упрочила положение тех классов и социальных групп, которые возникли или возвысились вследствие промышленной революции. Авторитет буржуазии благодаря её экономическому могуществу и политическому влиянию стал неоспоримым. Технический и административный персонал промышленных, торговых, транспортных, финансовых и других компаний численно вырос и также стал влиятельной общественной группой. Даже в положении рабочих произошли позитивные перемены, связанные с повышением их образовательного уровня, квалификации, организованности и благосостояния. Во второй половине XIX в. впервые за многие годы возобладала тенденция повышения реальной (т. е. с учётом инфляции) заработной платы.
5. Урбанизация. Одним из важных социальных последствий индустриализации было то, что она впервые привела к значительному перераспределению населения между городом и деревней. Ещё в
XVIII    в. подавляющее большинство европейцев и американцев (до 90% и более) жили в сельской местности. А среди городов преобладали мелкие с населением от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Города, насчитывавшие 100 тысяч жителей и больше, были наперечёт, прежде всего столицы государств — Лондон, Париж, Берлин, Вена, Санкт-Петербург. Из них, пожалуй, только британская столица являлась промышленным, торговым и финансовым центром мирового значения. Остальные развивались благодаря присутствию королевского или императорского двора, правительственной бюрократии, церковных учреждений, многочисленных резиденций знати.
Промышленная революция подняла значение старинных городов Европы как центров производственной деятельности. В отличие от сельских мануфактур предприятия крупной индустрии размещались именно в городах, так как они находились на пересечении важных транспортных магистралей, здесь легче было подыскать постройки, пригодные для использования в качестве производственных и складских помещений, нанять нужное количество рабочих. Наконец, важно было и то, что горожане в то время являлись основными потребителями промышленной продукции. Впрочем, металлургические заводы строились, как правило, вблизи угольных шахт или рудников. А текстильные предприятия нередко возникали в сёлах, население которых издавна занималось ткачеством. Но эти исключения лишь подтверждают общее правило: если города притягивали к себе крупную индустрию, то и она сама формировала вокруг себя городскую среду. Заводы, где бы они ни возникали, обрастали рабочими посёлками, которые либо становились предместьями старых городов, либо давали жизнь новым.
Подъём крупной индустрии оживил экономику городов, куда стали стекаться люди в поисках работы. Городское население начало расти опережающими темпами по сравнению с населением страны. Это положило начало урбанизации — процессу миграции населения из сельской местности в города, особенно крупные. В XIX в. доля горожан в составе населения увеличилась в среднем в 2—3 раза, достигнув во многих странах уровня 25—30%. В Великобритании городское население в середине столетия сравнялось с сельским. Примечательно, что основной вклад в увеличение численности городского населения вносили крупные города, среди которых появились и города-миллионеры.
6. «Великая депрессия» и её последствия. В 70-е гг. XIX в. экономику европейских стран потряс затяжной экономический кризис. Современники называли его «великой депрессией» (впоследствии это название перейдёт к ещё более разрушительному кризису начала 30-х гг. XX в.). Толчком к нему послужило падение цен на сельскохозяйственную продукцию, обусловленное ввозом дешёвого зерна и мороженого мяса из Америки, Австралии и Южной Африки. С падением цен снизилась доходность крестьянских и фермерских хозяйств в Европе, что, в свою очередь, привело к снижению спроса на промышленные товары.
Экономический кризис подтолкнул промышленников, оказавшихся в затруднительном положении, к соглашениям с партнёрами и  
конкурентами о проведении согласованной ценовой политики, регулировании производства и разделе рынков сбыта — вплоть до создания единого управления своими предприятиями. Во Франции такие объединения назывались синдикатами, в Германии — картелями и концернами, в США — трестами. Современники называли их также монополиями, намекая на привилегированные торговые компании
XVII    в. В конце XIX в. подобные объединения можно было сосчитать по пальцам. Но в начале XX в. их число возросло, а сами они приобрели большой политический вес.
7. Новая техническая революция. В XIX в. многие научные достижения и открытия непосредственно находили применение в быту, промышленном производстве, средствах транспорта и связи. Наглядным тому свидетельством являлись открытия в области изучения электричества и магнетизма. Опыты по созданию электрического телеграфа привели к изобретению в 1844 г. аппарата Морзе, названного так по имени его изобретателя С. Морзе. Во второй половине
XIX    в. все страны и континенты мира были соединены между собой электрическими кабелями для передачи телеграфных сообщений. В 1876 г. сразу два изобретателя — И. Грей и А. Белл одновременно сообщили об изобретении каждым из них в отдельности аппарата голосовой связи — телефона. В самом конце XIX в. благодаря изобретениям А. С. Попова, Г. Маркони и Н. Тесла появились аппараты беспроволочной электрической связи — радио.
Благодаря широкому применению электричества в технике получила развитие электроэнергетика. Львиная доля электрической энергии первоначально расходовалась на освещение жилищ и городских улиц, но в связи с изобретением электродвигателя крупными её потребителями стали и промышленные предприятия. Электрическое освещение коренным образом изменило представления людей о благоустройстве городов, комфорте жилищ и пр.
Развитие электроэнергетики позволило решить в конце XIX в. одну из острейших проблем урбанизации — проблему городского транспорта.
В 80-е гг. впервые на улицы крупнейших городов Европы и Америки вышел электротранспорт — трамваи. Одновременно возник и современный метрополитен. К концу века подземные электропоезда, кроме Лондона, пошли также в Нью-Йорке, Чикаго, Будапеште, Вене    и Париже
Достижения физики и химии, а также металлургии, машиностроения, электротехники и других отраслей промышленности подготовили в конце XIX в. новую революцию в средствах сухопутного транспорта, вполне сопоставимую с появлением железных дорог. В середине 80-х гг. конструкторы Г. Даймлер и К. Бенц изобрели двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Другой изобретатель — Р. Дизель в 90-е гг. создал двигатель, работающий на более дешёвом топливе — солярке. Эти изобретения привели к возникновению автомобильного транспорта и автомобильной промышленности. Вместе с тем они послужили решающей предпосылкой рождения принципиально нового вида транспорта, о котором люди до сих пор могли только мечтать, — воздушного.
Эти изобретения и открытия дали толчок новой технической революции, развернувшейся на рубеже XIX—XX вв. Она оказала столь глубокое влияние на экономику и общество, что её нередко называют второй промышленной революцией.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: индустриальное общество, индустриализация, урбанизация, монополия, буржуазия.
1. Продумайте структуру    и заполните таблицу «Изменение социальной структуры европейского общества в XVI—XIX вв.». Сделайте выводы.
2. В чём суть социального вопроса, возникшего в XIX в.? Какие пути его решения вы можете предложить?
3. Сравните промышленную революцию и индустриализацию. Выделите черты сходства и различия. Какое значение имела индустриализация для экономического развития Европы?
4. Подготовьте сообщение об одном из открытий или изобретений, сделанном в конце XIX в. Обратите внимание на его применение в экономике и повседневной жизни.
5. Составьте обобщающую таблицу «Этапы развития промышленного производства в Новое время».
1. В чём причины демографического роста в XIX в.? Какие проблемы он создавал в Европе и как они решались? На основе материалов Интернета познакомьтесь с современной демографической ситуацией в мире, определите демографические проблемы и пути их решения.
2. На основе схемы «Миграция населения в XIX в.» составьте диаграмму, отражающую количество мигрантов в различные регионы мира. Постройте столбцы диаграммы в порядке убывания.
3. Проанализируйте графики роста заработной платы рабочих в Западной Европе во второй половине XIX в. и ответьте на вопросы: что означал для рабочих разрыв между стоимостью жизни и реальной заработной платой? В какие годы этот разрыв был наиболее резким?
Предположите, с какими событиями в экономике это было связано. Почему линии номинальной и реальной заработной платы не совпадают?
4. Как изменился облик города к концу XIX в.? Найдите в художественной литературе описания европейских городов второй половины XIX в.; используйте их в ответе на вопрос.
5. Составьте логическую цепочку «Причины «Великой депрессии».
6. Какие черты современной экономики родились в XIX в.?
7. Выполните проект электронной энциклопедии «Средства транспорта от древности до конца XIX в.».
8. А. Блок в поэме «Возмездие» писал:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий Бескровных душ и слабых тел!..
Век расшибанья лбов о стену Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И мало действенных умов...
А человек? — Он жил безвольно:
Не он — машины, города,
«Жизнь» так бескровно и безбольно Пытала дух, как никогда...
Какую проблему поставил А. Блок в поэме? Согласны ли вы с его точкой зрения?
Практическая    
Экономическое развитие Европы в XIX в.
Год    1840    1880    1900
Протяжённость железных дорог (км)    8845    357 395    749 793
Доля отдельных стран (%)    Европа (без России)    46,3    37,9    28,4
Великобритания    27    7    4
Франция    4,7    6,6    4,9
Германия    6,2    9,1    6,9
Россия    0,4    5    5,9
Северная Америка    51,5    45,5    45,4
Азия    —    3,2    7,4
Африка    —    1,3    2,2
Австралия    —    2,1    3,2
Вопросы и задания
По диаграмме «Мощность паровых машин, применяемых в промышленности»
1. Какая страна лидировала в применении паровых машин? Вспомните почему. 2. Во сколько раз возросла мощность применяемых в промышленности паровых машин в каждой из названных стран? Какая страна сделала наиболее сильный рывок в этой сфере? Сравните полученные данные и сделайте выводы о темпах промышленного развития этих стран.
3. Можно ли на основании диаграммы сделать вывод о времени начала промышленной революции в Германии и России? 4. На основе диаграммы составьте статистическую таблицу.
По статистической таблице «Протяжённость железных дорог»
1. Во сколько раз увеличилась протяжённость железных дорог в мире с 1840 по 1880 г. и с 1880 по 1900 г.? Подтверждением каких экономических явлений могут служить эти данные? 2. Какие регионы и страны лидировали в железнодорожном строительстве в 1840 и 1900 гг.? 3. Объясните, почему доля в железнодорожном строительстве некоторых регионов и стран падает к концу XIX в. 4. На основе таблицы составьте диаграмму.
По карте «Промышленная революция в Европе»
1. Определите страну — лидера промышленной революции. Какие исторические события этому способствовали?
2. Охарактеризуйте процесс распространения крупной машинной индустрии и промышленной революции в странах Европы. 3. Выделите регионы Европы, где в наибольшей степени были сконцентрированы новые отрасли промышленности. Совпадают ли они с районами распространения традиционных отраслей промышленности? Сделайте вывод. 4. На основе данных карты составьте таблицу «Распространение промышленной революции в странах Европы». Структуру таблицы продумайте самостоятельно.
Обобщающее задание
На основе всех источников охарактеризуйте экономическое положение (в промышленности и железнодорожном строительстве) одной из стран.
Положение французских рабочих (по материалам обследования Л. Р. Виллер
В департаментах Верхнего Рейна, Нижней Сены в особенности в г. Мюлузе хлопчатобумажная промышленность Франции получила наибольшее развитие... Начиная с 1827 г. в Мюлузе насчитывалось 44 840 рабочих... Продолжительность рабочего дня колеблется в зависимости от вида производства и даже частично в зависимости от местности. В Мюлузе, Дорнахе и других городах механические прядильные и ткацкие фабрики начинают работать, как правило, в 5 часов утра и закрываются в 8 часов вечера, а иногда и в 9. Зимой работа часто начинается с рассвета... Рабочий день длится по крайней мере 15 часов... В механических, ткацких и прядильных мастерских продолжительность рабочего дня одинакова. Что касается мастерских, где прядут вручную, то так как там станки работают без помощи общего мотора и заработная плата постоянно выплачивается по штучной выработке или на меру (локоть), то там приход и уход с работы более свободен. Однако продолжительность рабочего дня почти всегда очень велика; в особенности это относится к тем ткачам, которые берут пряжу домой и ткут всей семьёй на своих собственных станках. У них рабочий день часто начинается до рассвета и длится до ночи — до 10—11 часов... В 1828 г. часть рабочих (5687 человек) жила в узких, низких, лишённых воздуха и света, грязных, запущенных подвалах, где на одном и том же убогом ложе спали родители с маленькими детьми, а иногда и взрослые братья и сёстры... Подвалы никак не связаны с внутренней частью дома; они имеют выход непосредственно на улицы или во дворы, вход туда по лестнице, спущенной через отверстие, которое часто представляет собой одновременно и дверь, и окно... В этих тесных и печальных жилищах ест, спит и даже работает множество рабочих.
Каким было положение рабочих в первой половине XIX в.? Почему условия труда и жизни были такими тяжёлыми?

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты