Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

21. Художественная культура

21. Художественная культура

1. Классицизм, барокко и рококо. В атмосфере общественной борьбы эпохи Реформации и Контрреформации, на почве художественных традиций Возрождения, а также достижений гуманистической и научной мысли в конце XVI—XVII в. сформировались новые художественные стили.
Прямым продолжением традиций художественной культуры Возрождения являлся классицизм. Ему также было свойственно преклонение перед античным искусством, но его теоретической основой выступал философский рационализм XVII в.
Андреа Палладио (1508—1580). Фасады виллы Мальконтента на Бренте.
1558—1560 гг.
Огромный вклад в развитие искусства и культуры классицизма внесли французы. Именно на родине Декарта были разработаны теоретические принципы нового стиля. Сторонники классицизма рассматривали художественное произведение как плод разума и логики. Они придавали большое значение воспитательной роли искусства, считая, что оно должно учить людей стойкости перед ударами судьбы, умению подчинять личные интересы общественным (государственным), чувства — разуму, страсти — долгу.
В архитектуре основоположником классицизма был итальянский архитектор Андреа Палладио. Его дворцовые постройки представляют собой симметричные в плане кирпичные здания с оштукатуренными фасадами, оформленными в стиле ордерной архитектуры Античности.
Принцип симметрии лежал также в основе регулярного сада, называемого ещё французским. В плане он представлял собой различные геометрические фигуры, симметрично распо- Сад-терраса в Сен-Жермен-ан-    ложенные по обе стороны главной ал-
Лэ, пригороде Парижа. 1614 г. леи или канала. Именно благодаря классицизму в архитектуре утвердился принцип строительства не отдельных зданий и сооружений, а целых ансамблей, части которых гармонировали друг с другом и с окружающей средой. Тому ярчайшим примером является дворцово-парковый ансамбль резиденции французских королей в Версале.
Мнение учёного
...Именно в умиротворённой, объединённой, разбогатевшей Франции, а не в разорённой Испании, не в пёстрой Германии, не в порабощённой Италии, не в переживавшей острый внутренний кризис Англии могло и должно было теперь совершиться чудо «нового золотого века»... Не в шутку, не из лести, не из корыстных побуждений и соображений люди тогда говорили, что в Корнеле и Расине возродились Эсхил и Эврипид, что Версаль превзошёл все сооружения древних... И волны этого убеждения не только расходились по цветущей Франции, но они всё сильнее проникали и за Ла Манш, и за Пиренеи, и за Рейн... На то были глубокие внутренние основания, изложение которых можно объединить формулой: из всех разновидностей общей европейской цивилизации французская культура оказалась наиболее широкой и наименее исключительной.
А.Н.    Бенуа
Как вы думаете, какие явления в художественной жизни Европы автор называет «новым золотым веком»? Почему французское искусство XVII—XVIII вв. приобрело популярность в других странах?
В конце XVI в. формируется стиль барокко. В противоположность классицизму барокко обращалось не столько к разуму человека, сколько к его чувству. Пышное убранство католических храмов должно было убеждать верующих в превосходстве католицизма. Очертания построек стали плавными и округлыми. Широко применялись волюты — архитектурные детали в виде спиралевидного завитка. Выпуклости и углубления, полуколонны, ниши, карнизы, скульптура придавали барочной архитектуре рельефность, волнообразность, создавали иллюзию движения. Ярким её образцом является площадь и собор Святого Петра в Риме. Окончательный вид этому ансамблю придал итальянский архитектор и скульптор Лоренцо Бернини.
В первой половине XVIII в. в моду входит стиль рококо. Он близок к барокко, но отличается от него большей утончённостью и затейливостью убранства. Особенно характерна для рококо так называемая рокайль, стилизованная раковина с многочисленными завитками по краям.
Собор и площадь Святого Петра в Риме
Стилевое разнообразие оказалось полезным для искусства. Художники, скульпторы, архитекторы, менее связанные условностями художественных школ и стилей, обрели простор для творческих поисков. Произведения выдающихся мастеров XVII — первой половины XVIII в.: художников голландца Рембрандта, испанца Веласкеса, француза Ватто, немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха — отличаются яркой индивидуальностью и не укладываются в рамки того или иного господствующего стиля.
2. Просветительский классицизм. В последней трети XVIII в. классицизм снова становится главным художественным стилем европейского искусства. Его теоретические принципы оказались созвучными идеалам и целям Просвещения.
Стремясь к совершенству форм, архитекторы заботились и о том, чтобы в построенных ими домах людям было удобно жить. Идеальным окружением загородного дома, в наибольшей мере соответствующим природе человека, теперь считался не регулярный французский, а пейзажный парк. Впервые пейзажные парки появились в Великобритании, отсюда их второе название — английские. В живописи влияние Просвещения выражалось прежде всего в прославлении художниками добродетелей и гражданских поступков. Тому примером служит полотно французского живописца Жака Луи Давида «Клятва Горациев». В музыке высшим достижением просветительского классицизма явилось творчество композиторов, принадлежавших к венской классической школе, в особенности Гайдна, Моцарта и Бетховена.
В литературе просветительское направление раньше других стран сложилось в Великобритании. Верой в разум, оптимизмом проникнут роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо». Произвол, жадность, подозрительность, чванство и другие пороки подвергнуты критике в романе Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Первым произведением просветительской литературы во Франции были «Персидские письма» Шарля Монтескьё, в иносказательной форме обличавшего нравы и порядки абсолютизма. Критическим пафосом проникнуты и «Философские повести» Вольтера. Едкую сатиру на сословный строй представляют собой комедии французского драматурга Пьера Бомарше «Севильский цирюльник» и «Свадьба Фигаро». Непомерное честолюбие, толкающее человека к предательству, измене своему долгу обличает в трилогии «Валленштейн» немецкий драматург Фридрих Шиллер.
3. Ампир. Глубокие революционные потрясения, которые в конце XVIII в. пережила Франция, а под её влиянием испытали и другие страны Европы, на первых порах не нарушили стилевого единства искусства. В нём по-прежнему господствовал классицизм, который проникся новаторским духом Просвещения, вполне созвучным идеалам революции. Однако с поражением революции в классицизме возобладал дух умеренности и подобострастия перед сильными мира сего. Этот процесс хорошо иллюстрирует творческая судьба французского художника Жака Луи Давида. Во время революции он оформлял массовые празднества и по поручению Конвента создал одну из самых знаменитых своих картин «Смерть Марата». В начале XIX в. Давид становится придворным живописцем императора Наполеона, по заказу которого создал парадные полотна «Коронация» и «Наполеон на Сен-Бернарском перевале».
На почве классицизма в первой половине XIX в. сформировалось несколько художественных течений, иногда именуемых стилями. В самом начале столетия в наполеоновской империи возник стиль ампир, затем распространившийся на другие страны. Первоначально ампир был призван прославлять Францию и возвеличивать её властителя. Как и классицизм, он широко использовал древнеримские архитектурные формы. Архитектуре ампира были свойственны монументальность, внушительность фасадов, изысканная роскошь внутреннего убранства. Вместе с тем искусство ампира воспитывало в людях гражданственность, чувство долга перед государством.
После падения наполеоновской империи традиции классицизма развивало академическое искусство. Крупнейшие представители этого художественного направления получили образование в стенах художественных академий, готовивших живописцев, скульпторов и архитекторов (отсюда и его название). Угождая вкусам и предпочтениям правящих кругов, эти учебные заведения придали классицизму первой половины XIX в. налёт умеренности и политической консервативности. Одним из ведущих мастеров академического направления в живописи был французский художник Жан Огюст Доминик Энгр.
Хотя классицизм занимал господствующие позиции в искусстве и пользовался покровительством властей, немало талантливых художников, писателей, музыкантов отказывались следовать его предписаниям, отстаивая свою творческую индивидуальность. Абсолютно не укладывается в рамки господствующего стиля испанский художник Франсиско Гойя. Темой его живописных и графических произведений послужили трагические эпизоды освободительной борьбы против французских захватчиков, в которой он сам принимал участие. Английский художник Джон Констебл первым в истории европейской живописи стал писать пейзажи с натуры. В музыке самостоятельным творческим путём шёл Людвиг ван Бетховен, ломавший привычные каноны музыкальных жанров. Творчество Иоганна Вольфганга Гёте подводит итог исканиям просветительской мысли и одновременно предвосхищает новые явления в литературе и искусстве. Трагедия «Фауст», над которой немецкий писатель работал несколько десятилетий, в иносказательной форме обобщает исторический опыт целого поколения.
4. Романтическое искусство. В первой четверти XIX в. формируется новый художественный стиль, названный романтизмом. Впервые это слово прозвучало применительно к картине французского художника Теодора Жерико «Плот “Медузы”», созданной в 1818—1819 гг. Картина написана в традициях классического искусства. Но актуальность темы, изображение разных психологических состояний и настроений людей, доведённых до крайнего напряжения, динамическая композиция — всё это предвосхитило черты нового стиля.
Романтизм ярко проявился не только в живописи, но и в скульптуре, литературе, музыке. С самого начала новый стиль претендовал на мировоззренческую глубину и оказал большое влияние на развитие общественной мысли. Романтики выражали глубокое разочарование итогами просветительских реформ и революционных преобразований XVIII в., но при этом критически относились и к современному им обществу. Отвлечённым теориям своих предшественников романтики противопоставляли, с одной стороны, самоценность отдельной человеческой личности, с другой — самобытность каждого народа.
Характеризуя человека, они делали упор на разнообразные оттенки его эмоционального состояния. Уникальными и неповторимыми они считали культуру любого народа, любой национальности.
Глубокое влияние романтизм оказал на развитие художественной литературы. В начале XIX в. складывается жанр исторического романа, в котором находит выражение интерес романтиков к прошлому различных народов. Одним из основоположников этого вида литературы был шотландский писатель Вальтер Скотт.
Отрицательное отношение романтиков к современной действительности, их увлечение народными преданиями и легендами проявилось в произведениях, написанных в духе фантастической повести и сказки. Непревзойдённым мастером этого жанра является немецкий писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман. Романтизм способствовал необыкновенному расцвету лирической поэзии, утверждавшей личностный, т. е. заведомо односторонний и субъективный, подход к восприятию мира. В лирике Фридриха Гёльдерлина, Генриха Гейне, Джорджа Байрона, Перси Шелли, Альфонса де Ламартина, Виктора Гюго и других поэтов и писателей нашли выражение тончайшие оттенки человеческих чувств и мыслей.
Романтизм способствовал расцвету приключенческой литературы. Наряду с романами Александра Дюма в первой половине XIX в. любовь читателей снискали 5-томная эпопея американского писателя Джеймса Фенимора Купера об освоении первопроходцами новых земель на Диком Западе, а также книга французского писателя Эжена Сю «Парижские тайны» о жизни городского «дна». Именно под впечатлением от этого романа Гюго написал своих знаменитых «Отверженных». Рассказы и повести американского писателя Эдгара По положили начало детективной литературе. Традиции приключенческой литературы получили развитие в творчестве Томаса Майн Рида, Роберта Стивенсона, Жюля Верна, Фрэнсиса Брет Гарта и многих других европейских и американских писателей.
Исключительно яркое выражение романтизм получил в музыке. Не случайно романтики ставили её на высшую ступень лестницы искусств. В Германии и Австрии романтизм способствовал расцвету самого лирического музыкального жанра — песни, которая соединяет искусство поэзии и музыки (Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс). Первую немецкую романтическую оперу «Ундина» создал Гофман, который был не только писателем, но и музыкантом, художником. Любовь романтиков к истории и народным легендам отразилась в операх немецкого композитора Рихарда Вагнера, главное творение которого — цикл музыкальных драм под общим названием «Кольцо нибелунга». Во Франции высшим выражением романтизма в музыке стала «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, своего рода «романтическая повесть в симфонической форме».
Романтизм в искусстве открыто бросил вызов классицизму. Причём противостояние обоих стилей не ограничивалось областью эстетики. Художественная борьба во второй четверти XIX в. стала продолжением политических и социальных конфликтов. В ряде стран романтизм приобрёл черты общественного движения, выступавшего в оппозицию консервативным правительствам и сочувствовавшего революционной и освободительной борьбе. Вождём романтического направления во французской живописи был художник Эжен Делакруа. Он громко заявил о себе, выставив в Салоне, выставке, периодически устраиваемой в Лувре Королевской академией, картину «Резня на Хиосе», посвящённую трагическим событиям освободительной войны греческого народа против турецкого господства. Впоследствии он написал картину-аллегорию «Свобода на баррикадах» (другие названия — «Свобода, ведущая народ», «Марсельеза» или «28 июля 1830 г.»), где в образе студента с ружьём в руках художник изобразил самого себя.
Прославленным мастером политической сатиры был французский художник Оноре Домье.
5. Стилевое разнообразие искусства. Шумная борьба романтиков со сторонниками классицизма завершилась отнюдь не победой, как это бывало раньше, одного художественного направления над другим. Она привела к окончательному разрушению стилевого единства европейского искусства, в котором во второй половине XIX в. возникли новые художественные течения. Это создало благоприятные предпосылки для развития творческой индивидуальности мастеров культуры. Не связанные условностями того или иного стиля, многие из них дали волю своей фантазии, встали на путь активных творческих поисков и экспериментов. Смелости им придавало то, что в большинстве стран Европы и Америки во второй половине XIX в. были законодательно закреплены свободы слова, печати и творческой деятельности.
К поиску новых тем и выразительных средств деятелей литературы и искусства подталкивало и то, что по сравнению с минувшими временами значительно изменились материальные условия творческого труда. Художники, музыканты, литераторы стали гораздо меньше зависеть от заказов и поддержки со стороны государства, церкви или богатых покровителей искусства. Зато теперь в своём творчестве они всё больше ориентировались на вкусы и запросы рядовых ценителей прекрасного в образованных и культурных слоях населения. Возник широкий рынок произведений литературы и искусства.
Ростом рядов любителей искусства объясняется то, что именно в XIX в. во многих странах возникла сеть общедоступных художественных музеев. Это же привело к расцвету таких массовых видов искусства, как графика и художественная фотография. Переворот в музыкальной культуре осуществил Эдисон, который в 1877 г. изобрёл
фонограф. На его основе спустя несколько лет был создан граммофон, и началась эра звукозаписи. В конце столетия рождается кинематограф, вскоре ставший одним из самых популярных видов искусства. В 1895 г. в помещении парижского кафе состоялись первые в истории публичные киносеансы — изобретатели кино французы братья Луи Жан и Огюст Люмьер показывали свой фильм «Прибытие поезда».
В архитектуре начиная с середины XIX в. воцарилась эклектика. На волне индустриализации и урбанизации в большинстве стран Европы и Америки развернулось массовое строительство жилых и производственных зданий. Стремясь разнообразить их облик, архитекторы сознательно стали оформлять фасады и внутренние помещения зданий с использованием вперемешку элементов классицизма, барокко, готики, восточного (мавританского) стиля и древнерусской архитектуры.
На развитие литературы и изобразительного искусства большое влияние оказали достижения науки. Они пробудили в писателях и художниках стремление к возможно более точному отображению действительности, к выявлению глубоких причин и отдалённых последствий происходящих в жизни событий. Тех, кто задался этой целью, стали называть реалистами, а их творческий метод — реализмом. Широкое применение этот метод получил в литературе, где под его влиянием расцвёл жанр романа. Общепризнанным вождём реалистического направления стал французский писатель Гюстав Флобер. Его роман «Госпожа Бовари», опубликованный в 1857 г., впервые ярко воплотил черты новой, «объективной манеры» повествования. Многие писатели пошли ещё дальше. Под влиянием позитивизма они старались максимально приблизить свой творческий метод к науке. Они образовали «натуральную школу» литературы. Одним из наиболее крупных её представителей был французский писатель Эмиль Золя. Он написал серию романов под общим названием «Ругон-Маккары».
Ещё более прихотливы были пути развития живописи во второй половине XIX в. Во Франции группа молодых художников, в том числе Франсуа Милле, Камиль Коро и др., недовольные академизмом, обратились в своём творчестве к пейзажу, который официальное искусство не признавало самостоятельным жанром живописи. Они облюбовали маленькую деревушку Барбизон близ Парижа, где подолгу жили и работали. В историю искусства они вошли как представители барбизонской школы живописи.
Французский художник Гюстав Курбе темой своих полотен выбирал только то, что сам знал досконально, избегая при этом соблазна приукрашивания действительности. Когда его перестали приглашать на официальные выставки, Курбе в знак протеста выставил  
свои картины в дровяном сарае, которому дал символическое название «Павильон реализма».
Одно из самых знаменательных событий в истории живописи произошло в 1863 г. Группа французских художников, произведения которых не были приняты на официальную выставку, устроила «Салон отверженных». Вождём нового направления был Клод Моне, картина которого «Впечатление. Восходящее солнце» впоследствии и дала название новому направлению в искусстве — импрессионизму (от фр. impression — впечатление). Его представители стремились не столько отобразить окружающий мир, сколько показать, как они его воспринимают. Исключительно в жанре пейзажа работал Камиль Писсарро. Тонкими, лиричными пейзажами прославился и Альфред Сислей, англичанин по происхождению. Талантливым портретистом был Огюст Ренуар. Разнообразные жанровые сцены любил изображать Эдгар Дега.
Импрессионизм в живописи повлиял и на другие виды искусства, в частности на музыку. Французский композитор Клод Дебюсси стремился вызвать у слушателей такие же ощущения, которые возникали у зрителей картин импрессионистов. К представителям этой школы был близок выдающийся французский скульптор Огюст Роден. Подобно импрессионистам, он стремился запечатлеть в камне мимолётные выражения лиц или позы людей.
В конце XIX в. на смену импрессионистам в качестве новаторов в искусстве и борцов с академической рутиной пришла группа художников, объединяемых названием «постимпрессионисты». На самом деле у них не было общей программы. Каждый из них представлял собой яркую творческую индивидуальность, оставил свой неповторимый след в искусстве. Анри Тулуз-Лотрек прославился графическими работами, в основном литографиями, в которых запечатлел яркие, гротескные образы представителей богемы и парижского «дна». Поль Сезанн в отличие от импрессионистов не разрушал в своих произведениях материальный мир, а, наоборот, его утверждал, подчёркивая геометричность его форм. Голландец Винсент Ван Гог использовал особый приём наложения краски резкими, иногда зигзагообразными, а чаще параллельными мазками. Поль Гоген, уехав на остров Таити в Тихом океане, пришёл к упрощению форм своего искусства. Люди и предметы у него плоскостны, краски чисты и ярки, композиции орнаментальны.
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использова
ния в исторической науке: классицизм, барокко, рококо, ампир, романтизм, эклектика, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
1. Историки считают, что стиль барокко, возникший одновременно в Риме и Испании, являлся продуктом Контрреформации (об этом говорит и одно из его названий — «искусство иезуитов»). Приведите аргументы в пользу данной точки зрения или опровергните её.
2. В каких областях культуры романтизм проявился наиболее сильно? Объясните почему.
3. Можно ли утверждать, что господствовавшие художественные стили ограничивали творческие поиски людей искусства?
4. Подготовьте сообщение об одном из ярких представителей искусства изучаемого периода. Сопроводите его электронной презентацией.
1. Рассмотрите картину Ж. JI. Давида «Клятва Горациев» (см. цветную вклейку) и докажите, что она написана в стиле просветительского классицизма.
2. Изучите биографию Ж. JI. Давида и выясните, как исторические события, происходившие вокруг него, отражались в его творчестве.
3. Какие традиции художественной культуры Возрождения и философского рационализма XVII в. лежали в основе искусства классицизма? Приведите примеры.
4. Продолжением какого художественного стиля был ампир? В чём выражалась его преемственность, а в чём — новизна?
5. Какие новые художественные течения возникли во второй половине XIX в.? Подготовьте сообщение об одном из них.
Практическая
Художественная культура XVII—начала XIX в.
Цель работы. Проанализировать произведения искусства XVII—начала XIX в., выявить особенности живописи и различия в архитектурных стилях.
Источники. Иллюстрации учебника (с. 260, 262), цветная вклейка в учебнике, альбомы по искусству, материалы сети Интернет.
Вопросы и задания
1. Проанализируйте архитектуру классицизма, барокко и рококо. Выявите характерные черты каждого стиля. Сопоставьте ваши выводы с текстом учебника. 2. Проследите по тексту учебника и иллюстрациям эволюцию классицизма XVII в. и сравните с эволюцией просветительского классицизма и ампира. Какие основополагающие черты в нём сохранились? Что менялось? 3. Рассмотрите предложенные иллюстрации. Определите, к какому стилю или направлению в искусстве принадлежат данные произведения искусства. В каждом случае обоснуйте своё мнение.
4. Заполните сравнительную таблицу «Художественные стили второй половины XVI—XIX в.» по схеме: название стиля, период расцвета, характерные черты, наиболее яркие представители и их произведения. Впишите в соответствующие графы таблицы имена художников и названия картин, размещённых на цветной вкладке и найденных в Интернете.
Эхо эпохи
Э. Делакруа
«Дневник». Фрагмент
Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаза. Я не хочу этим сказать, что смысл является в ней чем-то излишним: здесь то же, что и в прекрасных стихах: весь разум мира не может помешать им быть плохими, если они коробят слух.
Представителем какого художественного стиля был Э. Делакруа? Как это отразилось в его высказывании?
Г. Курбе
«Декларация» 1855 г. Фрагмент
Я изучал вне какой-либо системы и предвзятости искусство древних и искусство современное. Я не хотел больше подражать одним и копировать других. У меня и в мыслях не было достичь праздной цели «искусства для искусства». Нет! Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик моей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель.
Девизом какого направления в искусстве могло бы стать высказывание Г. Курбе?
О. Роден
«Мысли об искусстве». Фрагмент
Я... в вечной погоне за правдой, подстерегаю жизнь во всех мелочах... Я стараюсь уловить движение, когда оно проявляется само собой, но я не вызываю его искусственно. Даже когда определённый сюжет заставляет меня требовать от натурщика известной позы, я её указываю, но никогда не трогаю и не устанавливаю его. Я беру только то, что жизнь мне добровольно даёт.
Что в рассуждениях Родена сближает его с импрессионизмом?

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты