Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
7 гостей

Краткие новости

Подготовка к ЕГЭ, ГДЗ, сочинения, эссе, рефераты arrow История arrow Поурочные разработки История Древнего мира 5 класс arrow Урок 54. Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.

Урок 54. Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.

Урок 54. Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н. э.

Цели: изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.
Оборудование: карта «Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.» или карта «Римская республика в III - I вв. до н. э.».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н. э.)»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 42.
КАРТОЧКА № 42
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Расскажи о начале второй Пунической войны и переходе армии Ганнибала через Альпы».
Для этого вспомни:
- Почему началась война между Римом и Карфагеном?
- Почему Ганнибал решил вторгнуться в Италию?
- Кто помог войскам Ганнибала?
- Какими яркими чертами личности обладал Ганнибал?
Сделай вывод. Почему войско Ганнибала было разбито в Италии?
Примерный ответ учащегося
Древние римляне были воинственным народом. Они покорили Италию и замахнулись на о. Сицилия. Здесь их интересы пересеклись с интересами Карфагена. Между ними началась война. Полководец Ганнибал предпринял смелый ход. Он решил переправиться через Альпы и ударить по римлянам. Так и получилось. Переправившись через Альпы, Ганнибал потерял половину войска, но ему помогли галлы враждовавшие с Римом. Ганнибал показал себя храбрым, умным, целеустремленным полководцем. Но, однако, победить римлян он не смог. Его не поддержали местные жители, на которых он рассчитывал, и ему не спешили помогать правители Карфагена.
2. Дифференцированная работа учащихся письменно на листочках (5-7 человек). Задания выбирает учитель.
КАРТОЧКА 1
Многие годы прошли с тех пор, как война с Ганнибалом стала далеким прошлым, однако в минуту грозной опасности римляне всегда повторяли: «Ганнибал у ворот».
- Объясните смысл этой поговорки.
Примерный ответ учащегося
Ганнибал в период второй Пунической войны очень напугал римлян, так как неожиданно появился в стране, да еще и в том месте, где его не ждали. Эта поговорка - напоминание об опасности, которая может возникнуть в любой момент.
КАРТОЧКА 2
Сохранилось предание, что еще в детстве отец заставил Ганнибала поклясться быть вечным врагом Рима. Отсюда возникло выражение «Ганнибалова клятва».
- Остался ли Ганнибал верен своей клятве? С каким великим полководцем древности его можно сравнить?
Примерный ответ учащегося
Да, остался. Когда римляне окружили дом, где скрывался Ганнибал, он решил принять яд, но не попасться в руки противника. Сравнить его можно с Александром Македонским.
3. Работа с классом. Решение задач.
- Составьте план для Ганнибала: как организовать переход его армии из Испании в Италию? (Надо подружиться с воинственными варварами Южной Галлии, так же как его отец договорился с варварами Испании. Тогда можно провести свою армию через Галлию незаметно для римлян, вдали от моря, и внезапно ворваться в Италию. В Северной Италии местные галлы помогут сильным врагам Рима.)
- Почему Ганнибал предпочел трудный путь в Италию по суше более простому - по морю? (После первой Пунической войны римский флот господствовал на море, поэтому флот Ганнибала был бы уничтожен еще до высадки в Италии.)
- Откуда Ганнибал брал слонов для своей армии, ведь в Северной Африке слоны не водятся? (Тогда слоны водились не только к югу от Сахары, но и к северу от нее - в степях южнее Атласских гор.)
4. Устный ответ ученика по карточке № 42, отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).
III. Переход к изучению новой темы
После победы над Карфагеном Рим решил продолжить борьбу за расширение своих территорий. Сфера его интересов - восточное побережье Средиземного моря.
- Какие государства смог подчинить себе Рим в Восточном Средиземноморье?
IV. Изучение новой темы
ВАРИАНТ 1
План
1) Покорение Македонии, Сирии и Египта.
2) Разрушение Коринфа и Карфагена.
3) Итоги завоеваний.
На доске: тема урока, новые слова: триумф, император.
1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать текст § 48 Вигасина или § 43 Михайловского, заполнить таблицу в тетрадях.
Покоренные Римом государства    Результат
1.2. 3. 2. Работа по карте (с. 221 Вигасина).
- Каким знаком на карте обозначены направления завоевательных походов римлян? (Красной стрелкой.)
- Каким цветом обозначены территории, захваченные Римом в период республики? (Желтым цветом.)
- Какие территории покорены Римом с середины III в. до н. э. по 31 г. н. э.? (Испания, Галлия, Греция, западная часть полуострова Малая Азия, Карфаген, Кирена, о. Кипр, г. Тир.)
- Какие территории обозначены зеленым цветом? (Территории, завоеванные в период Римской империи.)
3. Рассказ учителя.
Итак, мы убедились в том, что территория Римской республики увеличилась в несколько раз. Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. Каковы же были последствия этих завоеваний?
1) Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Их разграбление не могло продолжаться вечно.
2) Завоевания привели к тому, что одни граждане очень сильно обогатились, другие - обеднели, так как добыча от ограбления захваченных территорий попадала в руки нескольких десятков знатных родов.
3) Завоевания вызвали колоссальный приток рабов в Италию.
4) Дешевый рабский труд вытеснял труд свободных, приводил к еще большему разорению крестьян.
5) Разорение крестьян ослабляло римскую армию, которая была ополчением граждан, способных купить себе вооружение. Разорившихся и обездоленных граждан в армию не брали. Начались восстания рабов и завоеванного населения провинций. Римская армия не могла с ними справиться.
ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение от имени римского патриция «Зачем нужны победы Риму?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).
V. Закрепление изученного материала
- Что такое триумф? (Право полководца-победителя торжественно въехать в Рим.)
- Кого называли императором? (Полководца в дни триумфа.)
- Про наместников, которые управляли провинциями, римляне говорили: «Они отправляются в провинции с бочками, наполненными вином, а возвращаются с теми же бочками, полными серебра и золота». Как вели себя римляне в завоеванных странах? (Победители обогащались за счет покоренных народов.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 48 Вигасина или § 43 Михайловского; придумать рассказ, используя иллюстрации на с. 224-225
Вигасина о том, как воевала римская армия; рабочая тетрадь
(вып. 2), задание № 70 (с. 52).