Урок 11. Крымская война 1853—1856 гг.

Урок 11. Крымская война

Поурочные разработки уроков истории России, поурочное планирование к учебнику П. Н. Зырянова «История России. XIX век. 8 класс», Начало Крымской войны, Синопский бой, Оборона Севастополя в ходе Крымской войны, Военные действия в Крыму в 1854—1855 гг., условия подписания Парижский мир

Цель урока: сформировать у учащихся представления о причинах, ходе и результатах Крымской войны (1853—1856).

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания.
2. Причины Крымской войны.
3. Начало Крымской войны. Синопский бой.
4. Оборона Севастополя в ходе Крымской войны.
5. Смерть Николая I и заключение Парижского мира.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Индивидуальный опрос (письменно или устно) по вопросам 1—5 к § 9. Выборочная проверка письменного домашнего задания.
2. Выполнение заданий 6—8 и 4, 5 («Итоговое повторение») в рабочей тетради.
8. Определите, какие положения относятся к взглядам: С — славянофилов, З — западников.
1) Признается глубокое отличие России от стран Западной Европы    С
2) Особенностью России является наличие крестьянской общины, православной веры    С
3) Россия и Западная Европа — нераздельные части единого культурно-исторического целого    З
4) Россия — европейская страна, отставшая в развитии от западноевропейских держав    З
5) «Сила власти — царю, сила мнения — народу». Необходим созыв Земского собора    С
6) Россия была отклонена с естественного пути развития Петром I    С
7) Петр I решительно двинул страну на европейский путь, стремясь преодолеть ее вековую отсталость    З
8) В России необходимо утвердить свободу личности, гражданские права, установить конституционную монархию    З
9) Необходимость отмены крепостного права    С, З
10) У России особенный, самобытный путь развития (на основе сохранения крестьянской общины)    С
11) Необходимость ликвидации исторического отставания страны на основе опыта и духовных ценностей Запада    З
12) Отрицание революции как метода переустройства общества    С, З
5. Определите, к какому течению общественного движения России 1840-х гг. (З — западники, С — славянофилы) относятся следующие его представители.
Т. Н. Грановский    З
К. Д. Кавелин    З
А. С. Хомяков    З
В.Г. Белинский    С
К. С. Аксаков    С
С. М. Соловьев    З
Ю. Ф. Самарин    С
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Начиная объяснение нового материала, учитель проводит собеседование, в ходе которого у учащихся с помощью вопросов 1 и 2 рубрики «Вспомним ранее пройденное» актуализируются знания, полученные на уроках, посвященных внешней политике России начала XIX в. Обобщая ответы школьников, необходимо уточнить причины Крымской войны и повод к ней, охарактеризовав особенности «восточного вопроса». «Восточный вопрос» — условное название международных противоречий, вызванных борьбой великих держав — России, Франции, Австрии, Пруссии, Италии — за «турецкое наследство» (раздел Османской империи и установление контроля над Турцией и ее национальными окраинами). Эта борьба обострилась вследствие упадка Османской империи и усиления освободительного движения порабощенных турками народов (сербов, черногорцев, болгар, румын, греков, армян, арабов). Возросшее военное могущество, а также поддержка христианского населения Османской империи позволили России одержать победу в войнах с Турцией в 1806— 1812 гг. (Бухарестский мир) и в 1828—1829 гг. (Ад- рианопольский мир), по результатам которых к России были присоединены Бессарабия, Кавказ и Закавказье; русские торговые корабли получили право проходить через проливы Босфор и Дарданеллы; Греция обрела независимость. С середины XIX в. борьба великих держав за «турецкое наследство» обострилась. Переоценив свои военные и дипломатические возможности, Николай I в 1853 г. начал войну против Турции. Таким образом, главной причиной Крымской войны стало желание российского императора окончательно решить «восточный вопрос» в пользу России, а спор из-за палестинских святынь явился лишь поводом.
Рекомендуется организовать урок в форме лабораторно-практической работы школьников с текстом учебника, картой «Крымская война 1853—1856 гг.» и контурной картой «Крымская война 1853— 1856 гг.» (с. 9). Данная организация познавательной деятельности учащихся направлена на обучение самостоятельному поиску информации по теме, ее анализу и систематизации.
Учитель раздает учащимся листы с заданиями (можно использовать задания рабочей тетради в последовательности, которую определяет преподаватель). На выполнение отводится 25—30 мин. Закрепление изученного материала организуется в ходе фронтального собеседования после выполнения практической работы.
Задания для лабораторно-практической работы
1. Укажите причины и повод к войне между Российской империей и Турцией (п. 1 § 10).
2. Почему расчеты Николая I на невмешательство западноевропейских стран в конфликт с Турцией не оправдались?
2.1. Выполните фрагмент задания 9 в рабочей тетради.
9. Отметьте верный вариант в предложенных утверждениях.
1) Поводом к началу Крымской войны послужило    
A) требование Николая I признать его покровителем всего православного населения Османской империи Б) нежелание Турции признать независимость Египта
B) оскорбление царским любимцем А. С. Меншиковым турецкого султана
2) Одной из причин Крымской войны стало стремление Николая I    
A) ввести в Османской империи православие
Б) решить проблему Черноморских проливов
B) помочь Англии захватить Египет
3) Крымская война началась в    
A) 1849 г.
Б) 1856 г.
B) 1853 г.
3. Прочитайте в учебнике пункт «Начало Крымской войны. Синопский бой».
3.1. Выполните задание 3 в контурной карте с помощью карты «Крымская война 1853—1856 гг.».
3.2. Прочитайте текст и подчеркните правильный вариант ответа (варианты ответов даны в скобках).
Синопский бой
Турецкая эскадра стояла в (Синопской, Севастопольской, Чесменской) бухте. Она насчитывала (12, 13, 14) кораблей. Утром 18 ноября (1850, 1853, 1856 г.) русская эскадра под командованием вице-адмирала (В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова), состоявшая из (8, 11,    15) парусных кораблей, несмотря на заградительный огонь береговых батарей, проскочила в бухту и принялась в упор расстреливать турецкий флот. Почти все турецкие корабли были уничтожены. Это было последнее морское сражение в истории (гребного, парусного, парового) флота.
3.3. В контурной карте надпишите названия российских городов, подвергшихся нападению английских и французских кораблей.
3.4. По карте «Военные действия в Крыму в 1854—1855 гг.» в учебнике на с. 100 проследите ход военных действий. Покажите:
а) место высадки войск союзников в Крыму;
б) место битвы на подступах к Севастополю.
4. Познакомьтесь с рассказом об обороне Севастополя в пункте «Слава и горечь Севастополя» и картой «Оборона Севастополя» в учебнике на с. 103.
4.1. Покажите на карте ключевой пункт обороны Севастополя. Выполните задание 4 в контурной карте.
4.2. Выполните фрагмент задания 9 в рабочей тетради.
9. Отметьте верный вариант в предложенных утверждениях.
A) решительное наступление русской армии на союзников
Б) стремление союзников создать морскую базу в Балаклаве
B) решение союзников наступать в глубь России
5) Оборонительные укрепления Севастополя были построены по плану    
A) П. С. Нахимова Б) В. А. Корнилова
B) Э. И. Тотлебена
6) Во время осады Севастополя корабли Черноморской эскадры    
A) были затоплены у входа в бухту
Б) приняли неравный бой с союзниками
B) совершили прорыв и ушли в Балтийское море
7) Неудачная атака легкой кавалерии англичан в «долине смерти» произошла во время наступления русских войск на    A)    Севастополь Б) Балаклаву
B) Евпаторию
8) Осада Севастополя продолжалась  
A) 11 месяцев
Б) 5 месяцев
B) больше года
9) Оборона Севастополя закончилась захватом союзниками    A)    Инкермана
Б) Севастопольской бухты
B) Малахова кургана
5. Используя информацию пункта «Парижский мир» и документа, определите, какие условия мирного договора и почему были особенно тяжелыми для проигравшей войну России.
Из Парижского мирного договора (1856)
Статья II
Вследствие счастливого восстановления мира между их величествами земли, во время войны завоеванные и занятые их войсками, будут ими очищены.
Статья III
Е. В. император Всероссийский обязуется возвратить Е. В. султану город Карс с цитаделью оного, а равно и прочие части оттоманских владений, занимаемые российскими войсками...
Статья XI
Черное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды онаго формально и навсегда воспрещается военным судам как прибрежных, так и всех прочих держав...
Статья XIII
Вследствие объявления Черного моря нейтральным на основании статьи XI, не может быть нужно содержание или учреждение военно-морских на берегах оного арсеналов, как не имеющих уже цели, а посему Е. В. император Всероссийский и Е. И. В. султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военно-морского арсенала.
5.1. Выполните задание 5 в контурной карте с помощью карты «Крымская война 1853—1856 гг.».
5.2. Запишите в тетрадь главную причину и последствия поражения России в войне.
С целью закрепления материала организуется обобщающая беседа по карте в атласе и по настенной карте. Вопросы для беседы:
1. Где произошло последнее морское сражение эпохи парусного флота? В чем заключался полководческий талант вице-адмирала П. С. Нахимова в Синопском сражении?
2. Как вы думаете, почему действия главных сил союзников были направлены против Севастополя? Чем закончились попытки нападений англо-французского флота на населенные пункты Российской империи?
3. Какие сражения на территории Крыма вы можете назвать? Каковы их результаты?
4. Назовите имена героев обороны Севастополя.
5. На каких условиях был подписан Парижский мир?
Домашнее задание. § 10. Подготовить ответ на вопрос 6 к параграфу. Самостоятельно проверить правильность выполнения заданий лабораторнопрактической работы.
Дополнительное задание: с привлечением доступной исторической литературы и документа в учебнике подготовить письменный план ответа по теме «Героическая оборона Севастополя»
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты