§ 11. Наука, культура и искусство первой половины XX в.

§ 11. Наука, культура и искусство первой половины XX в.

Исторический словарь
Радиоактивность, Теория относительности, Кванты, Социология, Политология, Геополитика, Кибернетика, ЭВМ, Экзистенциализм, Интуитивизм, Массовое искусство, Элитарное искусство, Абстракционизм, Сюрреализм, Неоклассицизм, Экспрессионизм, Промышленный дизайн
1.    Новые направления научных исследований. Начало XX в. ознаменовалось переворотом в физике. Коренным образом изменились представления людей о пространстве, времени, характере движения и строении вещества. В 1903 г. англичане Э. Резерфорд и Ф. Содди создали теорию радиоактивности.
К 1911 г. Э. Резерфорд сформулировал «планетарную» теорию атома: вокруг положительно заряженного ядра движутся отрицательно заряженные электроны. В 1913 г. датский физик Н. Бор внёс коррективы в эти представления, доказав возможность скачкообразного перехода электрона с одной орбиты на другую.
К 1916 г. А. Эйнштейн завершил разработку основных положений теории относительности.
Важным открытием, изменившим взгляды на непрерывность природных процессов, стало доказательство существования отдельных «порций» энергии — квантов. Теоретическое обоснование этого явления дали немецкий физик М. Планк и А. Эйнштейн.
Среди учёных-обществоведов продолжались споры по фундаментальным проблемам философии, истории, экономической теории.
Усилиями исследователей многих стран развивались: социология — наука о процессах в обществе, политология — наука о закономерностях существования институтов власти, геополитика — наука о влиянии географических факторов на государственный строй, экономическое развитие и внешнюю политику государств.
Наибольшее научное значение в 1920—1940-е гг. приобрели исследования в области астрономии, физики атомного ядра, химии, биологии и медицины.
На развитие астрономии большое влияние оказала концепция расширяющейся Вселенной, созданная А. А. Фридманом. В те же годы создавал теорию космических полётов К. Э. Циолковский. Во второй половине 1930-х гг. начались работы по моделированию ядерной реакции. Их проводили в США, Германии, СССР.
Американец Н. Винер стал «отцом» новой научной дисциплины — кибернетики, которая уже в 1950-е гг. открыла возможность создания электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
Главным направлением исследований в области химии явилось создание новых искусственных материалов. Это стало возможным в результате полимеризации органических соединений. Вскоре началось производство синтетического каучука, искусственных волокон, медицинских препаратов. И здесь была велика роль российских учёных Н. Д. Зелинского, С. В. Лебедева и др.
Поистине революционным событием в области медицины стало открытие в 1929 г. английским биологом А. Флемингом первого антибиотика — пенициллина, способного уничтожать болезнетворные бактерии. Исследования клетки и белков позволили учёным установить благотворное влияние витаминов на организм человека.
В философии большую популярность приобрёл экзистенциализм. Его сторонники (К. Ясперс и М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр и А. Камю во Франции, X. Ортега-и-Гассет в Испании) поставили своей целью изучение существования отдельного человеческого «Я» как центра мироздания. Возник интуитивизм (А. Бергсон во Франции), приверженцы которого стремились изучать подсознательные, интуитивные импульсы в поведении человека.
2.    Прогресс техники был обусловлен полным вытеснением пара электрической энергией и победой двигателей внутреннего сгорания. Тепловые турбинные электростанции вырабатывали до 80% всего количества электроэнергии, а инженеры уже приступили к работам над реактивными установками, которыми в начале 1940-х гг. оснащались первые образцы самолётов и боевых ракет. В машиностроении осуществлялся переход к автоматическим станкам и конвейерным линиям.
1920—1930-е годы были периодом повсеместного распространения радио и началом первых телевизионных передач в США, СССР, Германии и Великобритании. Кинематограф получил звук, а потом и цвет. Сложилась целая киноиндустрия, центр которой переместился из Европы в Голливуд (США).
3.    Основные формы досуга. Элитарная и массовая культура. Для первой половины XX в. характерным явлением стало разделение культуры на две сферы: массовое искусство, рассчитанное на широкие слои общества, — кинематограф, мюзикл, радиопостановки — и высокое, так называемое элитарное искусство — балет, опера, живопись, скульптура.
Сама жизнь людей претерпела изменения. Увеличение свободного времени для досуга и отдыха позволило людям чаще посещать кинотеатры, концерты, выставки, заниматься спортом, ходить в клубы по интересам. В быту появилась техника, облегчающая ведение домашнего хозяйства: холодильники, стиральные машины, электроутюги, кофеварки и т. д. Почти в каждой семье имелся радиоприёмник. Стиль одежды и мода стали более практичными. Навсегда ушли в прошлое наряды аристократов XIX в. Женщины стали носить более короткие платья и причёски, а мужчины — шорты. Настоящая революция произошла в производстве нижнего белья с использованием синтетических материалов.
Распространённым явлением начала XX в. стал массовый туризм, который приобрёл международный характер. В большинстве европейских стран возникло множество спортивных обществ.
 Доступная цена на американский автомобиль «Тин Лиззи» сделала жизнь более разнообразной, позволив осуществлять выезды на природу. Эту модель выпускали на заводах Форда в 1908—1927 гг. Их члены начали проводить регулярные соревнования; крупнейшими из них были Олимпийские игры, возрождённые в 1896 г. усилиями барона П. де Кубертена. Вскоре стали проводиться национальные чемпионаты, первенства Европы и мира по различным видам спорта.
К началу XX в. ускорился процесс формирования мировой культуры за счёт проникновения европейской цивилизации в самые отдалённые    уголки земного шара и её обогащения достижениями иных народов и стран. Проходило сближение и взаимное обогащение культур Европы, Америки, Азии и Африки. Новые стилистические черты, появление которых связано с синтезом различных художественных направлений, были заметны в музыке (джазовые композиции американца Э. Эллингтона), живописи (фрески мексиканца Д. Сикейроса), на театральной сцене (постановки В. Э. Мейерхольда в Советской России).
Чарли Чаплин    Сергей    Эйзенштейн    Джордж    Гершвин
(1889—1977)    (1898-1948)    (1898-1937)
Творчество деятелей культуры и искусства 1920—1930-х гг. характеризовалось столкновением двух тенденций. Первая заключалась в бегстве от реальности к передаче субъективного восприятия художником окружающего мира. Своё воплощение она нашла в абстракционизме, основными направлениями которого в 20-е гг. стали конструктивизм, супрематизм, дадаизм. Абстракционисты стремились передать содержание через форму, цвет, линию.
В 1930-е гг. на первый план вышел сюрреализм, последователи которого (например, испанский живописец С. Дали) стремились подчеркнуть противоречивость и многомерность существования человека. Вторая тенденция была связана с желанием авторов выявить скрытую красоту предметов, добиться реалистического показа гармонии мира. Её можно определить как неоклассицизм, он возник ещё в XIX в. Примером этого направления в живописи являются произведения американца Р. Кента, а в скульптуре — работы француза А. Майоля. Наиболее заметным явлением в литературе 1920-х гг. стало появление книг авторов послевоенного, так называемого «потерянного поколения» (например, «На Западном фронте без перемен» немецкого писателя Э.-М. Ремарка). Это понятие вошло в употребление после выхода в свет романа американца Э. Хемингуэя «И восходит солнце» (1926). Молодые писатели ненавидели войну, насилие, отстаивали, как, например, француз А. де Сент-Экзюпери («Южный почтовый»), гуманизм даже в самых тяжёлых условиях борьбы против фашизма.
На театральной сцене также доминировали две большие школы — реалистическая и экспрессионистская; для второй характерны повышенная эмоциональность, броскость, гротескность. Экспрессионизм был характерен, например, для творчества немецкого режиссёра М. Рейнгардта. Всемирную известность получила система подготовки актёров, разработанная К. С. Станиславским. Свой особый, «эпический» театр создал в Германии драматург и поэт Б. Брехт.
Леант де Кастро. Преклонение перед Сальвадором Дали
Амедео Модильяни (1884—1920).
Жак Липшиц с женой. 1917 г. Художественный институт, Чикаго
С появлением звукового кино на экранах стали преобладать музыкальные ревю, захватывающие боевики о гангстерах и ковбоях, фильмы ужасов о вампирах и чудовищах. В лучших лентах знаменитого американца Ч. Чаплина («Огни большого города», «Новые времена», «Великий диктатор») развивался жанр трагикомедии. Золотой фонд киноискусства пополнился шедеврами советских мастеров —С.Эйзенштейна и В. Пудовкина.
Характерным явлением межвоенного периода в музыке также был экспрессионизм. Яркими представителями этого направления были наш соотечественник С. С. Прокофьев (балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», опера «Война и мир») и американский композитор Дж. Гершвин (опера «Порги и Бесс», «Рапсодия в блюзовых тонах»).
Творчество крупнейших мастеров изобразительного искусства, например П. Пикассо, очень ярко отразило противоречия эпохи. Его композиция «Герника» посвящена памяти жителей испанского городка, погибших под немецкими бомбами в 1937 г.
Пабло Пикассо (1881—1973). Герника. 1937 г. Национальный музей, Мадрид
Стремление соединить искусство и технический прогресс вызвало появление промышленного дизайна. Образцами служат композиции А. М. Родченко, В. Е. Татлина. В 20—30-е гг. по проектам голландского архитектора М. ван дер Роэ и французского зодчего Ш. Jle Корбюзье сооружались здания, отличавшиеся по своему внешнему виду плоскими покрытиями, ленточными окнами, свободной планировкой. Именно таким предстаёт перед нами дом Центросоюза (ныне — Госкомстат), построенный под руководством Ле Корбюзье в Москве в 1928—1935 гг.
Мировое художественное пространство расширилось благодаря талантливым авторам в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Это было особенно характерно для литературы: произведения китайца Лу Синя, индуса Р. Тагора, турецкого поэта
Н.    Хикмета, африканского романиста Ж. Дубе приобрели известность за пределами их родины.
В 20—30-е гг. XX в. остро встала проблема свободы творчества. В тоталитарных государствах литература и искусство находились под идеологическим прессом. Официально признанные писатели и поэты, скульпторы и художники, музыканты и кинематографисты прославляли диктаторов, стремились оправдать антидемократические режимы. Искусство превращалось в орудие пропаганды, воспитывало покорных «винтиков» системы.
1. Какие научные открытия начала XX в. оказали наибольшее влияние на прогресс цивилизации? 2. Расскажите о прогрессе техники и его воздействии на развитие мировой экономики. 3. Объясните термины «массовая» и «элитарная» культура.
4.    Назовите наиболее заметные явления в литературе и искусстве межвоенного периода. 5. Как проводили свой досуг люди сто лет назад?
Дайте сравнительную характеристику основным направлениям изобрази
тельного искусства. Назовите российских представителей этих направлений.
Документы
Л. Н. ТОЛСТОЙ ОБ ИСКУССТВЕ
Дело искусства состоит в том, чтобы делать понятным и доступным то, что может быть непонятно и недоступно в виде рассуждений...
Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех её проявлениях.
АНГЛИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ Г. ЧЕСТЕРТОН О ЛИТЕРАТУРЕ
В привычном утверждении, что искусство «подобно жизни», заложен несравненно более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Да, великая литература подражает жизни, и не потому, что она дотошна в скрупулёзном описании изгиба ветки или рисунка на ковре, не потому, что литературные герои говорят и ведут себя так же, как в жизни, — великая литература подобна жизни, ибо она, как и жизнь, безудержна и вдохновенна, ей, как и всякому живому существу, свойственно надеяться, вспоминать и верить в своё бессмертие. Иными словами, великая литература подобна жизни, сродни ей, потому что она — жива.
В чём вы видите сходство и различие во взглядах Л.Н. Толстого и Г. Честертона на искусство?
 1. Как изменилось положение ведущих держав после окончания Первой мировой войны? Кто, по вашему мнению, одержал в ней реальную победу? 2. Как Великая депрессия повлияла на развитие мировой экономики? Сравните последствия кризиса для США, европейских государств, стран Южной Америки, Азии и Африки. 3. Почему все попытки пацифистов остановить подготовку Второй мировой войны оказались тщетными? 4. Какое влияние оказала Вторая мировая война на развитие стран во второй половине XX в.? 5. Выделите наиболее значительные научные достижения периода, предшествовавшего Второй мировой войне. Опираясь на дополнительный материал, составьте биографическую справку о жизни и деятельности какого-либо крупнейшего учёного, изобретателя, организатора производства. 6. Какие направления в искусстве первой половины XX в. оказались для вас наиболее интересными? Объяните почему.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты