§ 8. Цивилизация

§ 8. Цивилизация

Что такое цивилизация. Цивилизация выступает самым крупным культурным комплексом, который часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда эти понятия оказываются синонимами. Цивилизация понимается учёными в двух значениях.
В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.
Во втором случае цивилизацию связывают с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и западную. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга и пр. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.
Термин «цивилизация» может звучать претенциозно... но никакой другой термин не может быть достаточно всеобъемлющим, чтобы включать в себя такие понятия, как технология, семья, религия, культура, политика, бизнес, иерархия, лидерство, система ценностей, мораль и теория познания.
Элвин Тоффлер, американский социолог
Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII—XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, а также с мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.
Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и открытием новых источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. Второе значение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню: civis — не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле получается, что все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них.
В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все страны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), экологическое состояние территорий и т. п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.
Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Возникновение земледелия 10—12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров прибавочного продукта дало скачок развитию института торговли — из случайного и нерегулярного обмена между локальными группами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себе всю структуру экономической жизни общества. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества.
Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества. Благодаря ему стали возможными наёмные армии и возведение дворцов и храмов; создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры.
Соотношение понятий «цилилизация» и «культура». Иногда культуру понимают не как синоним цивилизации, т. е. нечто равное ей, а как её аспект, часть, сторону. Поэтому говорят о культуре как о символическом коде цивилизации, не важно материализованном (в книгах, памятниках и т. д.) или нематериализованном (нормы, этикет, знания).
Древний Китай, Древняя Греция, Древний Египет, Вавилония, средневековая Европа и Россия до Новейшего времени принадлежат к одному и тому же историческому типу общества, а именно традиционному. Несомненно, каждая страна обладала собственной, непохожей на другие, культурой. А цивилизация? В рамках традиционного общества мы встречаем многообразие цивилизаций: античную, средневековую, христианскую, восточную, древнеегипетскую, евразийскую.
Когда мы говорим об обществе, то вспоминаем социальную структуру, социальные институты, социальную стратификацию. А под культурой подразумевают среду общества — нормы, законы, манеры, этикет, обычаи, традиции и т. д. В понимание цивилизации следует включить отношение к прогрессу, науке и технике, трактовку природы человека. Учёные применяют одно и то же понятие к противоположным явлениям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизованными.
Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т. п. — несомненные элементы культуры. Они универсальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи, удельный вес — скорее признаки цивилизации. В результате не только культура — аспект цивилизации, но и цивилизация — сторона, срез культуры. Оба подхода одинаково правильны.
Общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования человечества в условиях цивилизации оно жило не более 2% времени.
Цивилизация — глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ.
Её понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.
Уже на первых порах человек принялся заботиться не только о надёжности, но и о красоте своего жилища. В тёплых странах он раньше надел украшение, нежели прикрыл от холода своё тело. Украшение оружия и орудий труда также началось издревле.
Таким образом, цивилизация как забота о своём материальном комфорте и культура как проявление высокоразвитого эстетического вкуса с самых первых пор шли рука об руку.
Цивилизация рождалась из человеческой неудовлетворённости и нужды. Её развитие привело к резкому повышению чувства и состояния комфорта — материального, социального, психологического. Строительство жилища, а затем посёлков обернулось в конечном счёте возведением многоэтажек и созданием мегаполисов. Люди живут в комфортных квартирах; пользуются личным и общественным транспортом; включают холодную и горячую воду, не выходя из кухни; набирают нужный номер и снимают трубку телефона для того, чтобы связаться с родным человеком, находящимся от них за тысячи километров. И всё это называется благами цивилизации. Но когда мы идём в музей, читаем познавательную книгу или отправляемся в театр, то говорим, что мы приобщаемся к культуре. Стало быть, цивилизация и культура выражают разные стороны одного и того же. Но не только разные стороны. Они выражают или удовлетворяют разные уровни, типы человеческих потребностей.
Цивилизация — средство удовлетворения первичных, базовых, низших, биологических потребностей на всё более высоком уровне комфорта.
Культура — способ удовлетворения вторичных, надстроечных, высших, социальных потребностей в наиболее совершенной форме.
Разумеется, между цивилизацией и культурой существует не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта. При этом отдельные составляющие самой цивилизации также вступают между собой в противоречие. Создание индустрии быстрого приготовления пищи и искусственное выращивание овощей испортили не только желудки многих людей, но и повлияли на культурные традиции. Американская кухня, повсеместный атрибут бытовой культуры, считается одной из самых худших в мире. «Макдонализация», охватившая ныне весь земной шар, воспринимается в негативном свете. Ожирением и гиподинамией страдает более половины американского населения, а культ вещей вытеснил из сознания людей мир духовных ценностей. Американцы, а вслед за ними и европейцы чаще смотрят боевики, чем читают художественную литературу.
Как видим, цивилизация отражает уровень технического и бытового развития общества. Она выше в развитых странах и ниже в отстающих. Но того же самого нельзя сказать о культуре. Многие специалисты полагают, что к ней вообще неприложим уровневый подход. Не бывает культурно более и менее развитых обществ. У каждой страны своя самобытная культура, и сравнивать их между собой практически невозможно. Они неповторимы. Африканские страны считаются экономически наименее развитыми, но в культурном плане они ничуть не отстают от индустриально продвинутых США и Западной Европы.
Цивилизация способна прогрессировать, поскольку на смену устаревшим поколениям техники приходят более совершенные. Дисковый телефон сменяется клавишным, а на смену ему пришёл мобильный. Прогрессирует строительная техника и средства транспорта, информационные технологии и вооружение. Но обычаи и традиции прогрессировать не могут. На смену одним нормам приходят другие, на смену одним ритуалам и привычкам — другие. Культура изменяется, а цивилизация прогрессирует, поднимаясь с одной ступеньки на другую, более высокую. Картины Джотто и Рафаэля остаются непревзойдёнными шедеврами мировой культуры, хотя им уже не одно столетие. Золотые украшения древних майя или скифов не могут превзойти современные ювелиры, хотя они используют более совершенные технологии.
В понятии «цивилизация» содержится очень сильный привкус социальности, которого в культуре почти нет. Вовсе не случайно цивилизацию столь же активно, как и культурологи, изучают социологи. Дело в том, что цивилизованное общество — это ещё и гражданское общество, а оно выступает объектом изучения социологии.
Цивилизованное общество — открытое общество. В идейно-политическом плане цивилизованное общество определяется как плюралистическое (от лат. plural — множественный), в противовес тоталитарному обществу (от лат. total — целый, целостный), которое не допускает идейных разногласий. Цивилизованное общество — открытое общество, тогда как варварские общества часто стремятся к культурной самоизоляции. В цивилизованном обществе индивид может свободно действовать в рамках юридического законодательства, заботясь только о собственном благе и не смущаясь нравственными требованиями, если они не прописаны в законодательстве. Само законодательство должно ориентироваться на «естественные права человека» как биологического индивида, защищая его от чрезмерных притязаний общества и государства. Нравственный прогресс человечества, с этой точки зрения, сомнителен и необязателен.
Итак, цивилизация — определённая часть или уровень развития культуры. Большинство исследователей согласны в том, что цивилизация предполагает развитие интеллекта и нравственности, повышает степень и уровень «очеловечивания» народов. Прогресс культуры идёт от варварства к цивилизации.

Основные термины и понятия

Цивилизация, культура

Вопросы и задания

1. Что такое цивилизация? Дайте определение (определения) этому понятию. Чем вы объясните затруднения, которые испытывают люди, дающие определение понятию «цивилизация»? Назовите не менее трёх причин.
2. Чем отличаются цивилизация и культура? Что общего в содержании этих понятий?
3. Прокомментируйте слова учебника о том, что «между цивилизацией и культурой существует не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта».
4. Что означает следующее утверждение: «Цивилизованное общество — открытое общество»? Может ли оно быть другим?

Практикум по обществознанию

1. В различных классификациях цивилизаций есть их деление на восточные и западные. В курсе истории вы знакомились с их развитием. Сформулируйте черты этих цивилизаций, заполнив таблицу в своих тетрадях.
Сравнительная характеристика восточной (аграрной) и западной (индустриальной) цивилизаций
Вопросы для сравнения    Восточная цивилизация    Западная цивилизация
Экономический уклад
Отношение к частной собственности
Роль государства в жизни общества
Соотношение интересов личности и общества. Соотношение индивидуализма и коллективизма в поведении людей        
Понимание смысла жизни, специфические ценности        
Свободные строчки таблицы позволяют вам добавить от себя вопросы для сравнения.
2. Опираясь на ваши знания истории, приведите примеры локальных, региональных и глобальных цивилизаций. Объясните, почему вы отнесли названные вами цивилизации к данным группам.
3. К факторам, определяющим сущность цивилизации, были отнесены следующие: географическая (или природная) среда, система ведения хозяйства (экономика), социальная организация (тип общества, социальная структура), религия (или идеология, возведённая в ранг религии), духовные ценности, политико-правовая система. Проанализируйте их, выясните, какие из них оказывают наибольшее влияние на развитие цивилизации, какие выступают следствием, а какие — причиной?
4. Сейчас многие исследователи говорят о формировании единой человеческой цивилизации. Опираясь на ваши знания истории и обществознания (вспомните изучение вопроса о глобализации), выскажите своё мнение о том, существует ли такой процесс или нет. Если вы считаете, что формирование единой цивилизации — реальное явление, то назовите его наиболее существенные признаки.
5. Признано, что одной из ведущих мировых цивилизаций является российская. Какие черты характерны для неё?
 
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »

Основные рефераты

Основные рефераты