Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
2 гостей

Краткие новости

§ 15. Воздействие человека на природу

§ 15. Воздействие человека на природу

Какими были основные занятия первобытного человека? Что такое производящее хозяйство? Что изменилось в жизни людей в связи с его появлением?
ОБСУДИМ ВМЕСТЕ
Писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология. «Удивительно, — говорит он, — но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же — понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести...» Как ты понимаешь слова писателя? О какой вселенской беде он говорит? Расскажи, что ты знаешь об экологическом кризисе на планете.
«Вторая природа»
Как свидетельствуют учёные, человек разумный появился на Земле намного позже других живых существ — рыб, насекомых, птиц, млекопитающих. Он стал влиять на жизнь многих животных, растений. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Вряд ли охота, собирательство — основные занятия первобытного человека — были экологически вредными. К тому же в древности людей на Земле было совсем немного. Однако со временем отношения человека с природой стали меняться.
Вспоминая историю развития хозяйственной деятельности человека, следовало бы сказать об открытии огня, о возникновении земледелия, скотоводства, о переходе к оседлому образу жизни и т. д. — короче говоря, о развитии производящего хозяйства. Человек способен к творчеству, благодаря которому он создаёт что-то новое, «вторую природу»: машины, города, заводы, электростанции, а также научные труды, произведения искусства. Но, пожалуй, самое главное в истории хозяйственной деятельности человека заключается в том, что он начал активно вторгаться в жизнь природы, не задумываясь о последствиях своего вмешательства.
Как ты понимаешь выражение «вторая природа»?
Почему художники любили изображать природу? Какие чувства стремились передать они зрителю? Попробуй ответить на эти вопросы, рассмотрев репродукции картин.
Во-вторых, любой костёр дымит. Присмотрись к современному пейзажу: трубы, трубы, трубы. Отопительные системы, заводы, электростанции, все виды транспорта выбрасывают в атмосферу отравляющие вещества, газы, пыль, сажу, золу. Например, выхлопные газы автомобиля содержат мельчайшие частички свинца. Если бы ты изобрёл устройство, которое смогло бы улавливать эти частички, то за год набрал бы килограмм редкого и дорогого металла! Подумай, сколько же свинца выбрасывают в атмосферу все автомобили. А ведь свинец, когда он при дыхании вместе с воздухом проникает в организм, становится опаснейшим ядом, вызывающим тяжёлые болезни.
В результате промышленного загрязнения воздуха над большими городами мира нередко нависает ядовитый туман — смог. Он очень опасен. Были случаи, когда из-за длительного смога резко возрастала смертность людей.
Чем опасно загрязнение атмосферы? Каковы основные причины загрязнения атмосферы?
Загрязнение воды и почвы
Есть такая поговорка «Беда не приходит одна». Страдает воздух, значит, страдает и вода, и земля — вся биосфера. Поднятые в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. А ещё бывают кислотные дожди. Представь себе: в воздухе висит смог, а сверху на него полил дождь. Капли дождя соединяются с частицами отравляющих веществ, висящих в атмосфере, образуется кислота (серная, азотная). Как думаешь, приятно, когда тебе на голову льётся такой «освежающий» душ? А что получается, когда всё это обрушивается на почву, деревья, воду? Они загрязняются, болеют, разрушаются, гибнут.
Но на землю и воду обрушивается не только атмосферное загрязнение. Есть ещё огромное количество отходов промышленности, особенно химической. Их сваливают в огромные кучи, зарывают в землю, сбрасывают в водоёмы, реки, моря, океаны. А ведь это страшная отрава.
А ещё есть бытовые отходы городов и населённых пунктов — горы мусора, канализационные стоки. Куда всё это уходит? И как при этом чувствует себя природа?
Печальные ответы на эти вопросы даёт наука. Она говорит: воды на Земле очень много, а чистой пресной воды почти уже нет. Загрязнение вызвало всемирное ухудшение качества воды. Некоторые государства уже привозят воду из других стран или перегоняют её по трубам, как нефть. Вот и решай, исчерпаемы ли неисчерпаемые ресурсы.
А как чувствует себя почва — одно из великих чудес Земли? Учёные предполагают, что такого плодородного слоя больше нет нигде во всей Вселенной.
Даже на Земле не везде есть почва (она отсутствует в пустынях, в горах). От этого тончайшего слоя (толщиной в среднем около 20 см) зависит вся наша жизнь, потому что почва даёт нам пищу. Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. Под воздействием человеческой деятельности почва загрязняется, задыхается от мусора, отравляется ядохимикатами. Её площадь на Земле постоянно сокращается, за последние 100 лет на Земле уничтожена почти четвёртая часть всех плодородных почв. Брошенная бумага перегнивает только через 2 года, а консервная банка или полиэтиленовый пакет — через 50—60 лет.
Как видишь, современный человек активно воздействует на всю биосферу. И что из этого получается, ты тоже видишь. Значит, теперь ты понимаешь, почему так тревожно звучат слова писателя В. Распутина, и знаешь, откуда пришла беда и почему она стала вселенской.
ПРОВЕРИМ СЕБЯ
1. Чему учит нас великое экологическое правило? Почему его нельзя нарушать?
2. Каковы основные причины загрязнения воды и почвы? В чём опасность такого загрязнения?
3. Можно ли утверждать, что богатства природы неисчерпаемы? Как наука отвечает на этот вопрос?
4. Объясни, как относятся люди к исчерпаемым ресурсам.
5. Что происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли?
В КЛАССЕ И ДОМА
1. Подготовь короткое сообщение об экологическом состоянии вашего дома, двора, улицы. Определи основные источники их загрязнения.
2*. Посети краеведческий музей. Найди материалы и подготовь сообщение о некоторых исчезнувших видах животных и птиц. Сделай рисунки двух-трёх видов исчезнувших животных и птиц.
3. Подготовь сообщение о тех видах животных и птиц твоего края, которым грозит исчезновение. Расскажи, как их можно сохранить.
4. Научись убирать за собой, никогда и нигде не мусорить. Привыкни к этому сам и объясни другим, почему нельзя загрязнять окружающую среду.
5. В одной шутливой песенке поётся: «Потому что без воды и ни туды и ни сюды». В каждой шутке есть доля истины. Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?
 
 

Основные рефераты

Основные рефераты