Мы в контакте

Кто на сайте?

Сейчас на сайте находятся:
3 гостей

Краткие новости

Понятие политики. Соотношение политики и морали

Понятие политики. Соотношение политики и морали

Термин «политика» достаточно многозначен. Чтобы усвоить суть понятия «политика», необходимо достаточно четко представлять себе, каковы:
- существующие концепции по поводу политики;
- субъектно-объектные отношения в политике;
- уровни политики;
- функции политики.
Понятие «политика» относится к числу первостепенных по своему значению в политологии; наличие ясных представлений о политике необходимо для успешного освоения политологической дисциплины.
Возникновение политики как особого общественного явления происходит на этапе усложнения общества, появления в нем противоречивых интересов и становления государств. В буквальном переводе с греческого политика означает «то, что относится к государству». Политика - сложный феномен и очень емкое понятие, имеющее множество смысловых оттенков. На сегодняшний день существует огромное количество определений этого понятия. В самом общем смысле политикой называют любую целенаправленную деятельность. В политологии научные трактовки термина «политика» принято разделять на три группы: субстанциальные, социологические и научно-сконструированные.
1. Социологические определения:
- экономическое: политика - это концентрированное выражение экономики, элемент надстройки над экономическим базисом, развитие политики зависит от объективных экономических законов, а не от воли политических субъектов (марксизм);
- стратификационное: политика - соперничество определенных социальных групп, наций, классов и т. п., обеспечивающее равновесие общественных интересов;
- правовое: политика и государство рассматриваются как производное от права, их главная функция определяется как охрана естественных прав человека (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант и др.);
- этическое: политика - деятельность, направленная на достижение общего блага (Аристотель).
2. Субстанциональные определения:
- властное: политика - деятельность, направленная на обретение, удержание и использование власти (Н. Макиавелли, М. Вебер);
- институциональное: политика - деятельность политических институтов, прежде всего государства и партий;
- антропологическое: политика - способ коллективного существования людей, форма цивилизованного общения на основе права;
- конфликтно-консенсусное: политика - деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.
3. Научно-сконструированные определения:
- деятельностное: политика - процесс подготовки, принятия и практической реализации обязательных для всего общества решений;
- телеологическое: политика - деятельность по эффективному достижению коллективных целей (Т. Парсонс);
- системное: политика - самостоятельная система, в то же время часть общественной системы, отделена от окружающей среды и находится с ней во взаимодействии (Д. Истон, Г. Алмонд).
Основными составляющими политической жизни являются субъекты и объекты политики. Объект политики - то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъекта. Субъект политики - носитель предметно-практической деятельности, направленной на объект политики. Иными словами, те силы в политике, которые являются источником активных и целенаправленных действий, вызывающих определенные изменения в обществе в соответствии с интересами этих сил, являются субъектами в системе политических взаимоотношений. А отдельные граждане, группы, социальные общности, нации и т. д., на которые политика воздействует в определенных целях, выступают в роли объектов политики. При этом стоит иметь в виду, что разделение всех участников политического процесса на объекты и субъекты весьма условно и не статично, они могут меняться местами в случае изменения их активности. Несколько подробнее о субъектах политики мы еще поговорим в следующем параграфе (см. тему «Цивилизации эпохи Средневековья»).
Политологи выделяют три уровня существования политики. Первый, макроуровень, - общегосударственный. Основной по своему значению, он характеризует суть политики. Второй, микроуровень, - охватывает отдельные организации. Это, например, партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т. д. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО и т. п.
В общественной жизни политика выполняет ряд функций, характеризующих важнейшие направления воздействия политики на общество:
- поддержание целостности общества, обеспечение порядка и стабильности;
- разработка коллективных целей, приоритетов общественного развития, выражение интересов различных групп и слоев;
- организация масс на достижение коллективных целей;
- приобщение индивида к политической культуре данного общества, вовлечение в политическую жизнь;
- контроль и распределение ценностей и благ;
- укрепление и расширение взаимоотношений между государствами, народами и т. п.;
- предотвращение конфликтов в обществе.
Для того чтобы лучше понять суть и специфику такого явления, как политика, ее часто рассматривают в сопоставлении с другими категориями. Большую актуальность в наше время приобретают проблемы соотношения политики и морали. Совместимы ли политика и нравственность, каковы моральные аспекты политики или же политика и мораль - категории взаимоисключающие? В различные эпохи и при различных политических режимах существовали различные мнения по этому поводу. Прежде чем рассмотреть, как оценивалось соотношение морали и политики в истории политической мысли, уточним, что означает понятие мораль.
Мораль (от лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, привычкам) - особая форма общественного сознания, вид общественных отношений (моральные отношения, правила поведения), которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Мораль воздействует на поведение человека во всех сферах общественной жизни: в быту, в семейных, межличностных отношениях, политике, науке, труде. Принципы морали отражают основные ценности общества, формируют культуру человеческих отношений. Нравственная норма является обязательным требованием, которому человек должен следовать при осуществлении любых целей.
В эпоху античности утверждалась идея верховенства моральных принципов над политикой и подчеркивалось неразрывное единство моральных и политических норм. В качестве главной цели политики Аристотель выделял достижение общественной пользы нравственными, справедливыми средствами.
В эпоху Средневековья политическая мысль Западной Европы носила сакральный, христианский характер. Политика и ее моральные аспекты рассматривались преимущественно с точки зрения религии.
Яркий политик и мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли положил начало светскому и прагматичному осмыслению политики и очень четко сформулировал проблему соотношения этики и политики. Он отделил политику от морали, утверждая, что это две разные и несоприкасающиеся сферы человеческой деятельности. Основными критериями поступков государственных деятелей должны быть не нравственные императивы, добро и зло, а результативность в достижении полезных для государства целей. Основное правило политики, провозглашенное Макиавелли, - цель оправдывает средства. Государство возникает и сохраняется при помощи насилия, коварства и хитрости. Правитель имеет право быть коварным и вероломным, в случае необходимости предавать и нарушать договоры.
В марксизме также универсальные морально-этические ценности оказываются в подчиненном положении по отношению к политическим и экономическим целям. Мораль и нравственность в политике марксизм связывает с интересами классовой борьбы пролетариата. Мораль низводится на уровень идеологии. Цель оправдывает средства, и реализация поставленной задачи - низвержение существующего режима и построение социалистического, а затем коммунистического общества - допускает применение всех способов ее достижения, несмотря на то что они могут повлечь за собой такие последствия, как ликвидация целых классов, гражданская война, международная изоляция и др.
С этой идеологией схожи позиции нацизма и фашизма, которые добивались мирового господства, поставив во главу угла национализм (читай: национальную мораль), противопоставленную общечеловеческой морали.
Интересно решается вопрос соотношения морали и политики у позитивистов. Руководствуясь рационалистической традицией, восходящей к Р Декарту и Т. Гоббсу, позитивисты стремятся максимально «онаучить» политику, подходят к политическому процессу сугубо математически, просчитывая причинно-следственные закономерности, стремясь оставить поле морали исключительно в компетенции субъектов политики, ограничить поле морали лишь нравственными установками индивида.
Несмотря на существование принципиально разных подходов к осмыслению соотношения этики и политики, все же в политической философии и политологии доминирует мнение о том, что политика должна ограничиваться моральными рамками и руководствоваться максимой общечеловеческих ценностей.
В современной политологии на стыке таких категорий, как «мораль» и «политика», сложилось понятие политической этики, которая является нормативной основой политической деятельности. Она рассматривает проблемы справедливого политического устройства общества, взаимные права и обязанности правителей и подданных, соотношение свободы, равенства и справедливости.

 
 

Основные рефераты

Основные рефераты